5 мин.

А есть ли шанс у Ярошенко?

Неделю назад в финском Муонио российские биатлонистки в паузах между стартами скрупулезно плюсовали баллы в своих блокнотиках, чтобы не запутаться в новой системе отбора СБР на декабрьские этапы Кубка мира. Система, при всей ее неоднозначности (а однозначную систему отбора, пожалуй, придумать и не получится), со своей задачей справилась неплохо – состав сборной сверстан и, кажется, близким к оптимальному.

Совсем скоро наступит час-икс для мужчин, которых причудливый климат вместо норвежского местечка с каким-то русским звучанием Шушен загнал в гостеприимную Тюмень. Там 18 ноября биатлонисты выйдут на старт спринта, спустя два дня пробегут масс-старт, а результаты этих двух гонок и сформируют окончательный список на декабрь. Скорее всего, в него по примеру женской сборной войдут семь человек.

В Тюмень каждый из потенциальных сборников (всего кандидатов 18) едет не с пустыми руками, а с накопленным на летнем чемпионате России в Уфе очковым багажом. Чтобы продолжить предметный разговор о возможном составе команды, этот промежуточный рейтинг нужно держать перед глазами.

Ну а теперь самое время перейти к раскладам. Сразу стоит оговориться, что Евгений Устюгов может спокойно готовится к первому этапу Кубка мира в Эстерсунде – он свой отбор прошел еще на чемпионате мира в Ханты-Мансийске, став серебряным призером масс-старта. Компанию ему должны были составить Иван Черезов (4-е место в общем зачете Кубка мира) и Максим Максимов (2-е место в индивидуальной гонке), но первый из-за обидного падения, завершившегося переломом, пропустит сезон целиком, а второго межпозвоночная грыжа не выпустит на старт как минимум в декабре. Вот и получается, что спортивными достижениями прошлого сезона для прямого входа в сборную воспользуется лишь один Устюгов.

Остальные вынуждены отбираться по очкам. Пресловутые критерии напоминают нам, что за победу на каждом из двух стартов в Тюмени биатлонист заработает ровно 100 рейтинговых баллов. Сколько получит занявший последнее место, там прямо не оговаривается, но очень легко подсчитать (шаг между местами с 1-го по 4-е – 5 баллов, с 4-го по 6-е место – 3 балла, а далее – 1 балл).

Выходит, что один только выход на старт при заключительном 18-м место гарантирует претенденту 67 зачетных баллов. Ну и необходимая математическая тонкость, которая нам потребуется в дальнейшем – максимальная сумма баллов для одного спортсмена за грядущие две гонки составит 200 баллов (два первых места), минимальная – 134 балла (два последних места), разница между максимумом и минимумом – 66 баллов.

Пугаться не стоит, никаких логарифмических формул, вычислений различных производных и коэффициентов дальше не будет – все на самом деле очень просто. Достаточно, например, отнять от текущей суммы лидера рейтинга Алексея Волкова ту самую разницу в 66 баллов (то есть допустить, что он в обеих гонках финиширует последним), чтобы убедиться в том, что ему место в сборной уже обеспечено – обогнать его способны только два ближайших преследователя – Маковеев и Щербаков.

Следующий вывод легко сделать, отняв все ту же разницу в 66 баллов от суммы Евгения Гараничева, который занимает пятое место – последнее из гарантирующих попадание в сборную. Неутешительное наблюдение – семь биатлонистов, начиная с Дмитрия Ярошенко и ниже, в декабрьскую сборную не могут попасть даже теоретически (ну разве что все вышестоящие попадают, как совсем недавно Слепцова, и останутся совсем без очков). Интересно, в курсе ли сам Ярошенко, который думает, что его  пригласили для отбора на Кубок мира, что его сегодняшний потолок – только Кубок IBU и даже две победы ему не помогут?

Пропустивший летний чемпионат России Антон Шипулин, не имеет в активе ни единого рейтингового очка, но в отличие от Ярошенко может не волноваться – его, как и Слепцову, ждет тренерская wild-card. Официально о своих планах на этот счет тренеры пока не выступали, но у кого есть сомнения, прошу назвать свою кандидатуру.

Интересная ситуация может сложиться вокруг Кирилла Щербакова, который готовился к сезону отдельно от сборных команд, и, если говорить прямо, оказался на последнем  квалификационном сборе не самым желанным гостем. До сенсационного попадания в сборную ему осталось сделать всего лишь пару шагов – не надо выигрывать гонок, не надо рваться в лидеры, достаточно зорко следить за Виктором Васильевым и Владимиром Семаковым, чтобы опередить их хотя бы в одной гонке. Но это задача-максимум, выполнения которой может не потребоваться, если преследователи не покажут сверхрезультатов. Таким образом, тренеры сборной окажутся в очень интересном и не простом положении.

Суть проблемы с Щербаковым в том, что даже в случае выполнения внутрироссийских квалификационных требований, он все равно не получит права выступать в Кубке мира сразу. Союз биатлонистов требует от всех участников Кубка мира предварительной международной квалификации, которую кроме Кубка мира можно заработать в гонках Кубка IBU, чемпионата Европы или юниорского чемпионата мира за определенный период времени (в данном случае с февраля 2011 года). У Щербакова таких стартов не было гораздо дольше. 

На практике этот вопрос решается очень просто – заявкой Щербакова на старт первого этапа Кубка IBU, только что перенесенного в Эстерсунд, который пройдет парой дней раньше дебютного этапа Кубка мира, и последующим переводом в основу. Но захотят ли этого тренеры и не найдут ли причину для отказа спортсмену? В любом случае торопиться не стоит – формально Кирилл еще не в команде, а одной точной стрельбы в двух гонках может и не хватить.

Ну а итог этой записи, сдобренной элементами математического анализа, нужен простой, как пять копеек. Устюгов, Волков и Шипулин в декабре в сборной будут точно, Ярошенко – нет, а за оставшиеся четыре вакансии в неравной схватке сойдутся восемь биатлонистов.  Но, главное, все будет по-честному – сам Гербулов обещал.

О чем пишут в микроблог ваши друзья?