8 мин.

Вальекас и Райо Вальекано. 1960-ые годы. Часть I

В Вальекасе, ограниченным с востока ручьем Альброньигаль с востока, Валенсийским шоссе с юга, железнодорожными путями станции Калифорния и мостом Трес Охос с запада, а севера трассой Торонто, активно развивалось сельское хозяйство, начал зарождаться строительный бизнес специализирующийся на строительстве жилых кварталов: Перпетуо Сокорро, Сантана, Эрильяс и другие. Вальекас стал первым районом Мадрида, где стали устанавливать лифты.

Так как, Вальекас все еще сохранилась деревенская привычка, когда после полива улиц, даже не асфальтированных, все семья собиралась в прохладной тени своих домов, в эти жаркие летние ночи дети играли без страха быть загнанными домой. Как мне рассказывал Хесус Фраиле, бывший в 2006 – 2011 администратором Райо, эти дети появлялись на свет с помощью очень уважаемой в Пуенте де Вальекас женщины, повитухи Фелисы.

Хесус Фраиле

Хесус Фраиле

Во время моего исследования, я слышала множество историй о Хесусе, в высшей степени благородном вальеканце, болельщике Райо с самого детства, когда его дедушка купил ему абонемент и водил его на матчи.

Ветераны мне рассказывали: «У него экстраординарная, фотографическая память и нас удивляет, что он нам рассказывает истории, которые мы сами уже почти забыли».

Живой свидетель истории Райо и своего района, Хесус Фраиле родился в 1958 году на улице Мендивиль в Пуенте де Вальекас.

Он с нежностью вспоминает торговлю вразнос и уличных торговок:

«Акуилина и Лусия за один дуро (5 песет) продавали десять лотерейных билетов ONCE [лотерея Испанской национальной организации слепых, одного из двух крупнейших лотерейных домов Испании], по которым, если номер билета оказывался выигрышным, можно было получить наиболее необходимые товары: масло, рис, а на рождество баранину или хамон. У нас было немного развлечениq, у детей моего времени была привычка ходить в район Калифорниас, где мы проводили множество часов, развлекая себя наблюдением за разводом поездов. Кроме того, в июле месяце все готовились к празднованиям в честь Пресвятой Девы Марии с горы Кармил, которые продолжались несколько дней». Хесус поясняет: «По утрам играл местный оркестр, а по вечерам проводились шествия гигантских фигур и "большеголовых" [традиционная в Испании практика, когда во время религиозных празднеств проводятся костюмированные шествия], каждый день в одном из кинотеатров была бесплатная программа для детей, но места в таких случаях быстро заканчивались и к началу сеанса в 15:30 надо было уже успеть занять себе место». Бег в мешках, лазанье на столбы, танцы… и баснословные гонорары за участие таких популярных звезд как Лола Флорес [испанская певица, танцовщица и актриса, одна из главных звезд Испании в 1950-1970-ых годах], а после его успеха на фестивале в Бенидорме сам Хулио Иглесиас.

Лола Флорес в Вальекасе

Лола Флорес в Вальекасе

В соревнованиях, которые устраивались на стадионе Райо, выделялся один только переехавший вальеканец, который, несмотря на свой юный возраст, выигрывал конкурсы, а в последствии стал чемпионом мира по мотогонкам: Анхель Ньето [Знаменитый испанский мотогонщик 1970-ых годов, 13-кратный чемпион мира в классах 50 см² и 125 см²].

Вальеканские праздники начали проводиться в ещё начале века и всегда были очень известны и популярны, даже среди мадридских сеньорит, которые смотрели на Вальекас с явным чувством превосходства. На праздниках держались в стороне даже от своих соседей, с одной стороны было с десяток представительниц сливок мадридского общества, а с другой люди со всей провинции.

Праздник в честь Кармильской Девы

Праздник в честь Кармильской Девы

В июле 1954 года на одной из таких вечеринок под названием Кермесес вместе с Лолой Флорес выступал мексиканский композитор Агустин Лара, один из наиболее выдающихся композиторов Мексики и любимец Генералиссимуса.

***

«Так как единственной станцией метро в районе была Авенида де Альбуфера – рассказывает мне Педро Роис – в час пик, в 7:30 утра, около нашего семейного магазина и около других мест поблизости от метро, собиралась такое количество народа, что приходилось закрывать витрины ставнями, чтобы не разбили стекла».

***

В среду, 22 февраля 1961 года, в Пуенте де Вальекас произошла ещё одна катастрофа. «Вангуа́рдиа Эспаньола» вышла в четверг передовицей: «Трагический пожар в Мадриде: 23 погибших».

В разгар рабочего на фабрике по производству оправ для очков «Имак», на улице Уседа 19, произошел сильный пожар с многочисленными жертвами, большинство которых были молодыми рабочими, которые не смогли избежать трагического конца, поскольку в плотном дыме запаниковали, перепутали дверь аварийного выхода с дверью, ведущей внутрь магазина, и умерли от удушья. Причиной, приведший к трагедии, стал взрыв нагревательного котла. Было два взрыва, звук которых слышала вся округа, они привели к тому, что жители побоялись самого худшего, поскольку материал, использовавшийся на этом производстве очень легко воспламенялся. Как всегда, район всполошился, и было много безымянных героев, которые ещё до подъезда пожарных, пришли на помощь, вскрыли двери, вытащили первые тела, некоторые из которых уже обуглились, и доставили их в пункт первой помощи в Вальекасе.

После инцидента мэр Мадрида Хосе Финат и Эскриба де Романи, графа Майальде, вместе с другими властями выразил соболезнования семьям пострадавших. Богатые похороны еще раз продемонстрировали единство жителей района перед различными трагедиями.

***

Американская кинокомпания Метро-Голдвин-Майер снимала в Испании фильм «Доктор Живаго» с Омари Шарифом в главной роли, некоторые сцены снимались на железнодорожной станции Делисиас, которую по случаю превратили в русскую станцию.

Мой знакомый кинематографист Хулио Перес-Табернеро, что многие из тех кто участвовал в съемках в качестве массовки и статистов были из Вальекаса, поскольку американцы очень хорошо платили и очень помогали в поддержке штанов в текущей тяжелой экономической ситуации.

Хесус Фраиле «не под запись» мне рассказывал, как бы ни смешно это было, что отцом одной из его бывших девушек был дублер египетского актера Омара Шарифа.

Примечания переводчика: С этим фильмом связан ещё один забавный сюжет: Для сцены демонстрации большевиков консультант картины Эндрю Молло порекомендовал в качестве сопровождения Интернационал. Консультант и режиссёр не учли, что съёмка проходила во франкистской Испании, где коммунистическая партия была запрещена. Полицейскому патрулю, который с удивлением наблюдал за тысячами статистов, марширующих с красными флагами под Интернационал, пришлось объяснять, что идут съёмки исторического фильма.

Испанский плакат фильма &quout;Доктора Живаго&quout;

Испанский плакат фильма "Доктора Живаго"

Пако Рамос, тоже помогавший мне в подготовке книги и предоставивший много информации и старых фотографий, мне рассказывал, что в районе был интересный персонаж, любимый всеми, который жил только за счет подработок в киносъемках: «Сеньор Пепе, с бородой белой до живота, чаще всех снимался в фильмах американского режиссёра Самуеля Бростона, снимавшихся в Испании, например в «55 днях в Пекине» с Чарлотном Хестоном и Эвой Гарднер в главных ролях».

 

***

В 1965 году адвокат и сенатор Франциска Саукуильо, знаменитая испанский борец за гражданские свободы, начала свою деятельность в Вальекасе, поучаствовав в создании первых ассоциаций местных жителей, и вместе с падре Льяносом выступала против выселения рабочих из землянок и отъема земель, на которых они были построены. Она была одним из главных действующих лиц в борьбе за свои права жителей кварталов Посо, Паломерас у Энтревиас.

В январе 2009 года Франциска Саукуильо была награждена премией «Адвокатов Аточе», учреждённой главой провинции Кастилия-Ла-Манча Хосе Марией Барредой, за защиту прав и свобод человека.

 

Франциска Саукильо и Барреда

Франциска Саукуильо и Хосе Мария Барреда

***

В 1950-ых годах согласно официальным данным в Вальекасе было более 12 тысяч детей не ходивших в школу. Это факт подтверждает то, что это городское предместье Мадрида находилось на периферии внимания государственных планов развития образования. Благодаря священникам были созданы школы, которые со временем превратились в высококачественные образовательные учреждения, такие как колледж ордена францисканцев Раймундо Лулио и Тахамар [исп. - Ледорез], учреждённый основателем Опус Деи [Испанский католический орден], святым Хосемари́ей Эскривой де Балаге́р.

Колледж Тахамар в свой первый учебный в 1958 году провел в общественном здании в квартале Эрильяс, а потом переехал в здание старинной постройки, расположенном на улице Эдуардо Рукуенас, а до учебного года 1964/1965 занятия проводилось в бывшем коровнике в районе Донья Карлота. В настоящее время колледж располагается в современном здании на улице Пил Филипе.

Колледж Тахамар в 1960-ые годы и его основатель Эскрива Балагер

Колледж Тахамар в 1960-ые годы и его основатель Эскрива Балагер

Официальное признание заслуг колледжа Тахамар в образовательной, социальной, трудовой и спортивной сферах были отмечены Лентой имени Альфонсо X Мудрого [Король Кастилии и Леона XIII века] в 1982 году, знаком отличия короля Хуана Карлоса I [Король Испании с 1975 по 2014 года], наградой имени Хоакина Блуме [известный испанский гимнаст 1950-ых годов] в 1983, благодарностью за спортивные достижения от вице-президента Испанского Олимпийского Комитета Альфредо Гойенече в 1995 году, серебряной медалью автономного сообщества Мадрид в 2008 году и бронзовой медалью Королевского Ордена за достижения в спортивной сфере, присужденной Высшим Советом по делам спорта.