6 мин.

Вальекас и Райо Вальекано. Две стороны

Для того, чтобы понять «две Испании» как их описывал Антонио Мачадо[1], надо всего лишь погрузится в то время в Пуенте де Вальекас.

Солдаты и бомбардировщики времен Гражданской войны.

Солдаты и бомбардировщики времен Гражданской войны.

А если быть более точным, на Пласу Вьеха, в дом Хосефы Мартины, жены Франциско Рамоса, одного из первых фотографов района, кроме того он сам состоял в Райо Вальекано. Как мне рассказал её сын, Пако Рамос, тут находили убежище люди, преследуемые обеими сторонами, как, например, монархист по имени Франциско Мартин, сторонник изгнанной королевской ветви Хуана де Бурбона[2], бывший директором кладбища Альмудена, а так же многие вальеканские анархисты, принадлежавшие к НКТ[3] (Национальная конфедерация труда) и пользовавшиеся добросердечностью этой женщины и её семьи. Стоит отметить, что её отец был на стороне республиканцев, и поэтому оказался в тюрьме. Уроженец Пуенте де Вальекас, он с самого детства в своем доме видел игроков Райо. Парадоксально, что он занялся фотографией благодаря деверю, служившему в Голубой бригаде[4] и привезшему ему из Германии его первый фотоаппарат.

Там где сейчас находится Пласа де ла Вилья, а раньше был участок Валенсийского шоссе, была дорога, использовавшиеся грузовыми автомобилями для перевозки тел на кладбище для их захоронения в безымянных могилах. Были семьи, которые исчезли навсегда, как, например, семья Руис. На Серро де лос Анхелес [Холм Ангелов] были похоронены националисты, а на Серро  Граде (Серро де Альмодовар) [Большом холме], который сейчас называется холм Санта Евгения (холм Чикко), сторонники Народного фронта.

Солдаты в России читают Марку. Фотография предоставлена Эсферой де лос Либрос.

Солдаты в России читают Марку. Фотография предоставлена Эсферой де лос Либрос.

Сослуживцы в Пуенте де Вальекас. Семейный альбом Пако Рамоса.

Сослуживцы в Пуенте де Вальекас. Семейный альбом Пако Рамоса. 

Когда закончились бои и, кроме всего прочего, в послевоенный период разразился голод, многие с корзинами искали отстрелянные гильзы из меди, чтобы продать их в пунктах сбора металлома и заработать себе на порцию еды.

Вальекас, был на фронте, который прикрывала река Харама[5], и подвергался бомбардировкам. Дороги, через которые должно было эвакуироваться население, были разрушены, в том числе Лас Калифорниас[6], а так же улица Эль Секо[7]. 6 ноября 1936 в Пуенте де Вальекас упал подбитый самолет националистов, пилотом которого был итальянец, который был казнен во впоследствии сожженным фалангистами Доме Рабочих Вальекаса.

Дома в Вальекасе разрушенный бомбардировками. Фотография из архива Автономного Сообщества Мадрид.

Дома в Вальекасе разрушенные бомбардировками. Фотография из архива Автономного Сообщества Мадрид.

Как я уже писала ранее, обе стороны совершили много зла.

В Паракуэльос-де-Харама[8] утром 28 числа за то, что был католиком и монархистом, был расстрелян рожденный в Пуерто де Сантамария (Кадис) драматург Педро Муньос Сека[9]. Кадисец перенес оскорбления от руки ополченца по кличке «Динамнит», который, в грузовике перевозившим его из чрезвычайной комиссии в Сан-Антонио, на место расстрела, со словами «Там, куда ты едешь, они тебе не понадобятся» срезал ножницами его огромные усы, бывшие его отличительным знак. Перед тем как упасть смертельно раненным Муньос Сека выкрикнул: «Слава Испании и слава Королю» [Viva España y viva El Rey] (так его смерть описывалась в газете Ла Расон).

Финальный счет в этой братоубийственной войне заключался в огромном числе человеческих жертв и еще большим числом пленных, многие из которых были вальеканцами, приговоренных к смерти и встретивших свой конец в тюрьмах или на принудительных работах. Так как в Мадриде не было достаточно вместительных тюрем, Франко решил построить тюрьму Карабанчел на землях, отобранных у герцогов Мединасели, в тюрьме работали сотни политических заключенных.

В Вальекас Пуенте, на месте где в давно был квартал Легион, на улице Пикос де Еуропа, расположилась Гражданская гвардия[10], чтобы внимательно наблюдать за теми, кто пытался сбежать в направлении Леванте, задерживая всех, у кого не было пропуска или не было рекомендаций от кого-либо из представителей власти, которые бы за них поручились в том, что они не входили в какой-либо синдикат или политическую партию, поддержавшие Республику, и что они не совершали тяжелых преступлений.

   

[1] Анто́нио Мача́до Руис (исп. Antonio Machado Ruiz, 1875 —1939) — испанский поэт, одна из основополагающих фигур «поколения 1898 года», драматург, мыслитель-эссеист.

[2] Его Королевское Высочество Инфант дон Хуан Карлос Тереса Сильвестре Альфонсо де Бурбон и Баттенберг, граф Барселонский (исп. Su Alteza Real Infante Don Juan Carlos Teresa Silverio Alfonso de Borbón y Battenberg, Conde de Barcelona, 1913 —1993) — испанский принц, претендент на престол, отец короля Хуана Карлоса I. Третий сын короля Испании Альфонсо XIII и Виктории Евгении Баттенбергской, единственный здоровый сын этой четы. В 1969 году Франсиско Франко объявил своим преемником сына Хуана, принца Хуана Карлоса, при живом отце. Это решение не было признано графом Барселонским и большинством королевских домов Европы, и после смерти Франко в 1975 году и вступления Хуана Карлоса I на престол дон Хуан продолжал не признавать сына королём. В 1977 году после отказа короля от преемственности режиму Франко граф Барселонский вернулся в Испанию, отказался от своих претензий и признал права сына, сохранив свой титул.

[3] Национальная конфедерация труда (сокр. НКТ; исп. CNT — Confederación Nacional del Trabajo) — испанская конфедерация анархо-синдикалистских профсоюзов, коллективный член Международной ассоциации трудящихся. НКТ была основана в 1910 году в Барселоне группами, объединёнными профсоюзом Solidaridad Obrera, оказав в дальнейшем огромное влияние на развитие испанского анархизма. Принципы, на которых основывается данная анархо-синдикалистская профсоюзная организация, включают в себя: взаимопомощь, федерализм, рабочее самоуправление, принцип общих собраний — коллективное принятие решений.

[4] 250-я дивизия испанских добровольцев (нем. 250. Einheit spanischer Freiwilliger), традиционно известная в русскоязычных источниках как Голубая дивизия — дивизия из испанских добровольцев, сражавшихся на стороне Германии в ходе Второй мировой войны. Номинально считаясь укомплектованной членами «Испанской фаланги», на самом деле «Голубая дивизия» представляла собой смесь солдат регулярных войск, ветеранов Гражданской войны и членов фалангистской милиции.

[5] Харáма (исп. Jarama) — река в Испании, правый (северный) приток реки Тахо. Берёт начало в Центральной Кордилльере. Течёт на юг, протекает восточнее Мадрида.

[6] Трасса M-30, окружная дорога вокруг старого Мадрида. Что-то типа Третьего кольца в Москве.

[7] Бывшее шоссе, шедшее ом Мадрида на юг параллельно реке Мансанерес.

[8] Паракуэльос-де-Харама (исп. Paracuellos de Jarama) — населённый пункт и муниципалитет в Испании, входит в провинцию Мадрид в составе автономного сообщества Мадрид. Находится на северо-востоке от Мадрида, недалеко от аэропорта Барахас.

[9] Педро Муньос Сека (исп. Pedro Muñoz Seca; 1879 - 1936), испанский писатель и драмутург, один из основных представителей Поколения 14.

[10]Стоит заметить, что в Испании очень странная система правоохранительных органов, когда существуют два ведомства, которые фактически занимаются одним и тем же, просто если Национальная полиция Испании работает в крупных городах, то в зону ответственности Гражданской Гвардии входит вся остальная страна. Такая система приводит к рассогласованности в действиях ведомств. К примеру, взрывы на вокзале Аточе можно было предотвратить, поскольку у каждого из органов была информация о готовящемся теракте, но она была неполной, и как раз куска соседей не хватало, чтобы увидеть картину целиком.