11 мин.

Характеризуя поколение: Межконтинентальный кубок 1985 года

«Я начал карьеру в самом большом клубе Лотарингии, продолжил в самом большом клубе Франции и завершил в самом большом клубе мира», - Мишель Платини.

«Ливерпуль» и английские фанаты понесли ответственность за произошедшее в Брюсселе. Хулиганы, терроризировавшие континентальную Европу на протяжении предыдущего десятилетия, наконец, заплатили по счетам. Британский премьер-министр Маргарет Тэтчер хотела использовать события на «Эйзеле», чтобы добиться дисквалификации местных клубов на участие в еврокубках на неопределенный срок. В то же время, Английская Футбольная Ассоциация, не дожидаясь заявлений УЕФА, отстранила местные клубы от европейских турниров сроком на один сезон.

Спустя два дня желание Железной Леди было исполнено: УЕФА объявил о дисквалификации «на неопределенный период времени» всех английских клубов. «Ливерпуль» понес дополнительное наказание, клубу было запрещено выступать в еврокубках «на неопределенный период времени плюс три года», или, если быть точнее, плюс три сезона, в которые «Ливерпуль» сможет квалифицироваться для участия в европейских турнирах. После длительного доминирования англичан в еврокубках в прошлые годы, когда не только мерсисайдцы, но и «Ноттингем Форест» и «Астон Вилла» завоевывали Кубок Чемпионов, клубам континентальной Европы больше не нужно было соперничать с лучшими командами Туманного Альбиона.

В последующие недели после трагедии все внимание по-прежнему было приковано к «Эйзелю». Турин, еще хранивший воспоминания об авиакатастрофе в Суперга, унесшей жизни «Великого «Торино», снова погрузился в траур. Мишель Платини нещадно критиковался и своими, и чужими за празднование победного гола и последующий почетный круг с кубком в руках по стадиону.

«Что-то умерло во мне», - ответил Мишель, когда его спросили, что он чувствовал в момент, когда узнал об обстоятельствах, в которых проявил такую радость. «Я не знал, что случилось, я просто думал, что мы должны выиграть кубок для наших болельщиков, для нашего города, для всех». Но все было не так, как думал француз, и момент «коронации» Платини в черно-белой футболке оказался омрачен трагедией. «Ювентус» никогда раньше не выигрывал Кубок Чемпионов, и даже теперь, завоевав его, болельщики и члены клуба не могли праздновать это событие. Как точно подметил Антонио Кабрини, трофей был «окутан смертью».

Француз был подавлен чувством вины, потеряв уверенность во всем, во что верил раньше, не зная что делать дальше. «Я спрашивал себя: «Зачем я играю в футбол?». Люди идут посмотреть на мою игру и могут никогда не вернуться домой», - рассказывал Платини в интервью в 2009 году. «Это ужасно. Я не думал о завершении карьеры. Моя страсть к игре была сильна как прежде. Но это был сложный период». Желая искупить вину, он и остальные игроки верили, что новые матчи и победы помогут облегчить боль опустошенных горем фанатов.

Будучи частью «carré magique» (прим. переводчика: фр., «магический квадрат» - так называли среднюю линию сборной Франции, включавшую Мишеля Платини, Алена Жиресса, Жана Тигана и Луиса Фернандеса), приведшего Францию к титулу чемпионов Европы летом 1984 года, и трижды подряд став лучшим бомбардиром Серии А, Платини, без сомнения, был тогда лучшим игроком мира. «Ювентус» также был на вершине, выиграв три из предыдущих четырех чемпионатов Италии и став первым обладателем всех четырех еврокубков.

Это по-настоящему была команда «на века», выстроенная на устрашающей линии обороны, которая казалась устойчивой к любым изменениям, вносимым Джанни Аньелли и Джампьеро Бониперти. Клаудио Джентиле ушел в «Фиорентину», но пришедший ему на смену Серджио Брио, с закатанными рукавами и неизменно серьезным лицом, стал воплощением роли стоппера. Гаэтано Ширеа продолжал оставаться на пике карьеры, он и Антонио Кабрини были живыми примерами «Стиля «Юве», а Стефано Таккони был можно было назвать одним из наиболее недооцененных голкиперов всех времен.

Массимо Бонини патрулировал центр поля, неустанно работая над упрощением жизни четверки защитников и разгоняя атаки своей команды. Он публично отказался от множества вызовов в сборную Италии, предпочитая ждать, пока родной Сан-Марино не станет членом ФИФА в 1990-м году. Великий Беппе Фурино повесил бутсы на гвоздь, имея в своем активе больше скудетто, чем у любого другого игрока в истории. Марко Тарделли был продан в «Интер», но каким-то образом Бонини и Массимо Мауро позволили полузащите Траппатони сохранить прежний уровень.

Победа на «Эйзеле» должна была стать признанием величия этой команды. Остановившись в шаге от победы в 1983 году, бьянконери стали одержимы идеей завоевания «ушастого» кубка, отчаянно пытаясь подняться на одну ступень с великими клубами той эпохи. После того как подтверждение этого было омрачено трагедией в Брюсселе, Платини и Джованни Траппатони жаждали еще раз доказать всем превосходство «Ювентуса» надо остальными, выиграв очередной крупный финал.

Сезон 1985/86 стал их кульминационным моментом.

В декабре «Ювентус» оторвался от преследователей в Серии А, установив новый рекорд по количеству набранных очков в первых 15-ти играх. Бьянконери забили 25 голов, пропустив всего 6 и проведя 9 сухих матчей. Платини был сердцем команды, забив 9 голов и одновременно налаживая взаимодействие с новыми партнерами по атаке в лице Микаэля Лаудрупа и Альдо Серены. Кроме этого, Платини стал первым в истории трехкратным обладателем «Золотого мяча», вручавшегося лучшему игроку Европы, и во второй раз подряд был признан лучшим игроком мира.

Розыгрыш Суперкубка Европы был отменен ввиду того, что «Эвертон», который должен был стать соперником «Юве», был дисквалифицирован вместе с остальными английскими клубами. Тем не менее, бьянконери вышли в четвертьфинал Кубка Европейских Чемпионов, уничтожив люксембургский клуб «Женесс» со счетом 9:1 по сумме двух матчей и победив «Верону» 2:0. Однако все это меркло перед предстоящим матчем за Межконтинентальный кубок, которого так ждали игроки и болельщики, который должен был быть выигран в память о погибших и одновременно с этим стать подтверждением права «Ювентуса» находиться среди величайших клубов истории.

Прибыв в Токио, где им предстоял матч с обладателем Кубка Либертадорес «Архентинос Хуниорс», бьянконери были встревожены состоянием футбольного поля, что вполне могло нивелировать отличную форму туринцев. Выйдя на тренировку на «Национальном олимпийском стадионе» в Касумигаоке, перед игрокам предстало поле, больше напоминавшее огород. «Мяч скакал по полю как заяц», - заметил Траппатони, обеспокоенный преимуществом, которое получал соперник «Ювентуса».

Розыгрыши Межконтинентального кубка прошлых лет показывали, насколько серьезно данный трофей воспринимался южноамериканцами, всегда игравшими с предельной самоотдачей, которая зачастую оказывалась полной неожиданностью для представителей Старого Света, более равнодушных к турниру. Однако «Юве» хотел удачно завершить 1985 год, чтобы эту команду помнили долгие годы. Обе команды оставили на поле все, показав матч, державший в напряжении от первой до последней минуты, что было редкостью для данного турнира.

«Архентинос» были опасным противником, имея Серхио Батисту в полузащите и двух выдающихся вингеров в лице Карлоса Эрероса и Хосе Антонио Кастро. Впереди играл Клаудио Борги, уступавший в мастерстве и изобретательности только Диего Марадоне. Его выступление в Токио подстегнуло Сильвио Берлускони подписать с ним контракт, однако ограничения Серии А на количество иностранных игроков привело его карьеру к угасанию из-за неудачных переходов из клуба в клуб. Но в тот момент, в возрасте всего 21-го года, он вел за собой команду и жаждал помешать коронации Старой Синьоры, в которой она так отчаянно нуждалась.

Несмотря на массив талантов в атаке соперника, бьянконери первыми смогли нанести разящий удар: Ширеа сделал длинный пас на Серену, скинувшего мяч на Лаудрупа, который переправил мяч в сетку. К сожалению, рефери Волкер Рот отменил взятие ворот, зафиксировав положение «вне игры». После этого, на 55-й минуте, Карлос Эрерос открыл счет, откликнувшись на превосходный заброс и перекинув мяч через выбежавшего из ворот растерявшегося Таккони.

Гол лишь подстегнул обе команды. «Архентинос» забили еще один мяч усилиями Кастро, завершившего комбинацию с участием Борги и Эрероса, но, как и в случае с голом «Юве», арбитр зафиксировал офсайд. «Ювентус» быстро пришел в себя, их талисман в лице Платини вел игру обычными для него магическими касаниями мяча. Одним из таких касаний он перевел мяч в штрафную на Серену, где против того нарушили правила. Платини уверенно реализовал пенальти, сравняв счет. Вскоре с участием француза произошел один из тех запоминающихся эпизодов, которые случаются в карьере каждой выдающейся футбольной звезды.

У Пеле это был трюк «оббеги голкипера» в матче против Уругвая в 1970-м году, и Платини в данном случае «повторил успех» бразильца: приняв верховую передачу, сделав три касания и не позволив мячу опуститься на землю, он отправил его в сетку ворот. Но и этот гол был отменен немецким рефери, а Платини остался лежать на газоне в знак несогласия и неверия в то, что роскошный чисто забитый гол был отменен. Иногда фото стоит тысячи слов, и когда обсуждается класс, стиль и беспечная легкость, то фото Мишеля Платини, бесспорно, является одним из подобных образов.

На следующее утро La Gazzetta Dello Sport объявила решение судьи «преступлением против футбола», но в тот момент у «Ювентуса» появились куда большие причины для беспокойства. Борги, казалось, был воодушевлен гением Платини, обретя уверенность и создав еще один голевой момент для Кастро. Зрячий пас разрезал обычно непроходимую итальянскую оборону и Таккони был переигран снова. Десятый номер «Ювентуса» ответил шесть минут спустя, выведя Лаудрупа один на один с Энрике Видалье.

Вынужденный провести предыдущий сезон в аренде в «Лацио», датчанин был возвращен, чтобы заменить Зиби Бонека, и ему еще только предстояло завоевать сердца болельщиков. Бонек был твердым фаворитом в глазах фанатов благодаря ряду важнейших голов, большая часть которых была забита в главных матчах еврокубков. Лаудруп вскоре также смог расположить болельщиков к себе: обвел голкипера и, несмотря на отчаянную попытку вратаря повалить его на землю, сумел удержать равновесие достаточно долго для того, чтобы сравнять счет.

90 минут истекли, и царивший в течение этого времени накал страстей измотал игроков. Неудивительно, что в дополнительное время они не смогли показать зрелищной игры. Оба тренера предпочли отказаться от бравады основного времени и перешли к более осторожному стилю. Не создав опасных моментов в дополнительные 30 минут, команды подошли к серии пенальти, молясь, что именно их нервы не дрогнут. Брио открыл счет, Хорхе Ольгин сравнял, а затем Кабрини исправился за свой промах в финале чемпионата мира 1982-го года.

Батиста пробивал следующим, но Таккони угадал и отбил удар в левый угол. Боль будущего тренера сборной Аргентины вскоре удвоилась, после того как Серена увеличил преимущество «Юве». Лопез забил, также как и Лаудруп, который не встретил почти никакого сопротивления со стороны голкипера. Таккони смог парировать еще один удар аргентинцев, предоставив возможность Платини в случае забитого мяча завершить серию победой «Юве». Направляясь бить решающий пенальти, француз выглядел самым спокойным человеком на стадионе.

Бросив взгляд на голкипера перед коротким разбегом, Платини отправил мяч в левый угол, противоположный тому, куда бросился Видалье, и принес «Ювентусу» трофей. Наконец-то у Старой Синьоры была возможность отпраздновать успех, она стала сильнейшей командой в мировом футболе и доказала это в самый нужный момент. Игроки праздновали всю ночь и спустя несколько дней были встречены в Турине как герои, приветствуемые тысячами поклонников в аэропорту.

Вера бьянконери в себя была очевидна и в последующих матчах Серии А, где за сезон они потерпели всего три поражения, пропустив лишь 17 голов. «Ювентус» завоевал скудетто, опередив действующего чемпиона «Верону», вдохновляемого Диего Марадоной «Наполи» и воодушевляемую тренером Свеном-Ераном Эрикссоном «Рому». Джалоросси составили туринцам серьезную конкуренцию и появились слухи, что Траппатони, после десяти лет работы, покинет клуб.

Это известие глубоко потрясло «Ювентус», но побед над «Интером» и «Сампдорией» было достаточно, чтобы в очередной раз завоевать скудетто. «Юве» доковылял до чемпионства, но, по правде говоря, эра той команды закончилась в Токио. Платини, лучший бомбардир предыдущих трех сезонов, забил всего три мяча после возвращения из Японии и завершил карьеру год спустя.

Межконтинентальный кубок, в котором игра Платини имела решающее значение, стал его «лебединой песней». Француз был выдающимся игроком, что он и доказал, но тот матч не был выигран одним только Мишелем Платини. Это была победа Старой Синьоры, ее фанатов и футбола в целом.

Перевод: Андрей Сыроегин и Сергей Хавролев

Однажды

Глава 1. Рождённые на скамье: ранние годы «Ювентуса»

Глава 2. Первые герои: Джампьеро Комби и «Золотая пятилетка»

Глава 3. В гостях хорошо, а дома лучше: стадионы «Ювентуса»

Глава 4. Короли Италии: семья Аньелли

Глава 5. Джон Чарльз и волшебное трио

Глава 6. Беппе Фурино: неутомимая легенда

Глава 7. Рождение нечто особенного: финал Кубка УЕФА 1977

Глава 8. Джованни Трапаттони и Мишель Платини - Короли Италии

Глава 9. Триумф и трагедия «Эйзеля» и Гаэтано Ширеа

Глава 10. Характеризуя поколение: Межконтинентальный кубок 1985 года

Глава 11. Роберто Баджо, Иан Раш и легендарные противостояния. Часть первая

Глава 11. Роберто Баджо, Иан Раш и легендарные противостояния. Часть вторая

Глава 12. Трапаттони возвращается, а Марчелло Липпи приносит величие. Часть первая