9 мин.

«Милан» вылетел из топ-20 по доходам в Европе. Клуб зарабатывает все меньше и меньше

Даже в 2004 году зарабатывали больше...

«Милан» за последние годы потерпел большое количество неудач: провальные выступления, ошибочные трансферы, безуспешные проекты. «Россонери» уже долгое время преследует череда несчастий как на футбольном поле, так и вне его.

Буквально несколько дней назад мировая консалтинговая компания Deloitte выпустила традиционный ежегодный отчет по состоянию доходов европейских клубов за сезон 2018/19. В нем «Милану» не нашлось места уже и в двадцатке. Такое за период с сезона 2004/05 случилось во второй раз – до этого «россонери» также не попали в рейтинг «лучших» в 2016/17.

Наивысшее место в рейтинге, сезон 2004/05.

Итогом сезона 2004/05 стали две серебряные медали – в Лиге Чемпионов (тот самый стамбульский финал) и в чемпионате Италии. Дела у «Милана» по истине шли в гору – команда радовала своими достижениями, а экономика клуба процветала.

Как видите на графике справа, именно по окончании отчетного 2005 года, «россонери» стали зарабатывать больше всего за весь период начала 2000-ых (234 млн евро). Это показатель стал третьим в мире после «Реала» и «Манчестер Юнайтед» соответственно.

Как показывает инфографика, на продажах телевизионных прав «Милан» за сезон получил 138 млн евро (59% от общего дохода). Эта цифра стала самой высокой во всем мире! Большую часть от нее составляли соглашения с медиагигантами Sky и Mediaset. Кстати, контракт со Sky тогда приносил клубу свыше 40 млн евро ежегодно. А лишь благодаря тому, что «россонери» сумели достичь финала Лиги Чемпионов, в их копилку в общей сложности с телетрансляций упала сумма в 26,2 млн евро.

Следом идут коммерческие доходы – 57,9 млн евро (25%). Эта сумма была столь высока (для того времени) благодаря крупным партнерским соглашениям с Opel и Adidas.

Ну и замыкает список пункт «Выручка от проведения матчей» – он принес клубу 38.1 млн евро (16%). На тот момент «Милан» имел 53 тыс владельцев сезонных абонементов, а в среднем команду в чемпионате Италии посещали 64 тыс зрителей – это самые высокие показатели на Аппенинах в том сезоне.

Относительная стабильность в последующие годы.

В последующие годы в экономике «Милана» наблюдается стагнация – общая сумма доходов то растет, то падает.

Правда, стоит отметить, что заработок клуба на выручке от проведения матчей неуклонно снижается с каждым годом. К 2007-ому команда в среднем потеряла практически 15 тыс болельщиков на стадионе (теперь эта цифра равнялась 49 тыс в среднем), еще столько же потеряно постоянных владельцев сезонных абонементов (цифра упала до 38 тыс). Вполне вероятно, что такой гигантский провал связан с зарождающимся в Италии финансовым кризисом.

Однако тем не менее эту брешь отлично заполняет более выгодный контракт «россонери» с телеканалом Mediaset, подписанный еще в 2006 году, но вступивший в силу с сезона 2007/08. По нему итальянский клуб в течение следующих двух лет должен был заработать более 100 млн евро.

Не стоит забывать и о более выгодном спонсорском контракте с букмекерской компанией Bwin, по нему «Милан» стал получать ежегодно сумму в 10 млн евро, через год эта сумма возрастет до 12 млн евро (Opel платил 7-8 млн). А, например, в 2008 году «дьяволы» подписали новое многолетнее соглашение с поставщиком формы Adidas, связавшее отношения сторон вплоть до 2016/17.

В общем, в целом до 2010 года картина существенно не менялась.

Рост коммерческих доходов и возвращение болельщиков на стадион.

Следующий сезон 2010/11 (прим. чемпионский) стал по истине эффективным с точки зрения прироста доходов в коммерческой сфере, а также возвращения болельщиков на Сан-Сиро – матчи стали посещать в среднем 56 тыс болельщиков за игру (+7 тыс прироста).

С увеличением посещаемости матчей, разумеется, возрастает прибыль от проведения матчей – за год эта цифра увеличилась на 4,3 млн евро, до 35,6 млн. Однако эта цифра покажется вам весьма смешной, если мы взглянем на лидеров по этому показателю того времени: «Реал» – 123 млн, «МЮ» – 120 млн, «Барса» – 110 млн, «Арсенал» – 103 млн.

Также в этом сезоне «Милан» подписывает новое спонсорское соглашение с компанией Fly Emirates, которое будет приносить клубу ежегодно 12 млн евро. А благодаря партнерству с такими фирмами как Audi, Dolce & Gabbana, MSC Cruises и Taci Oil коммерческие доходы «россонери» увеличиваются до рекордных 91,8 млн евро (+28,4 млн евро по сравнению с прошлым годом), что все еще позволяет клубу держаться в топ-10 самых прибыльных команд Европы.

Ведь доходы от продаж прав на телетрансляции значительно упали со 141,1 млн евро до 107,7 млн (-33,4 млн евро за год). Из-за раннего вылета команды в Лиге Чемпионов, на стадии 1/8 финала от «Тоттенхэма», по подсчетам, «Милан» не досчитался 25,8 млн евро от телеправ со стороны УЕФА.

Стремительные падение доходов от проведения матчей и телетрансляций.

В 2013 году «Милан» окончательно уступает пальму первенства самого прибыльного клуба Италии «Ювентусу».

Среднее количество болельщиков, посещающих матчи на Сан-Сиро вновь колоссально снижается до 44 тыс (-12 тыс за два года). Это приводит к тому, что доходы от проведения матчей падают до 26,4 млн евро (-9,2 млн евро за два года). Также примерно с этого периода большую роль стало играть владение собственным стадионом, чего «Милан» был лишен...

Во всем том же 2013-ом, правда, происходит резкий скачок роста доходов от продаж прав на телетрансляции – практически до 141 млн евро, что сравнивается с периодом, когда «Милану» было по силам дойти хотя бы до полуфинала Лиги Чемпионов. Такой рост обусловлен новыми правилами УЕФА по распределению доходов от телетрансляций – теперь каждой ассоциации присваивался свой бюджет, из которого клубы получали прибыль, исходя из достижений в еврокубках (чем дальше прошел по турниру – тем больше коэффициент, на который умножалась твоя изначальная положенная сумма). В том розыгрыше ЛЧ и вовсе приняли участие только две итальянские команды – «Милан» и «Юве», они то и получили солидные призовые.

Затем общие доходы клуба продолжают с каждым годом становиться все ниже и ниже, и вот уже в 2014 году «Милан» впервые вылетает из десятки самых прибыльных клубов Европы, занимая 12 место. К 2015 году «россонери» опустятся еще на 2 пункта, а затем еще на 2, пока и вовсе не вылетят из топ-20 в 2017-ом.

Стоит отметить, что в 2015 году «Милан» имел самый низкий показатель от продаж прав на телетрансляции с 2004 года – всего 79,7 млн евро. Конечно, это во многом связано с тем, что команда не смогла квалифицироваться в Лигу Чемпионов, а также заняла итоговое 10 место в Серии А. Отсюда вытекает и заметное снижение уровня доходов от проведения матчей (также самый низкий показатель за 11 лет) – 22,3 млн евро. При этом коммерческие доходы продолжают, хоть и незначительно, но расти – 97,1 млн евро. Это связано с тем, что каким-то чудом «Милану» удалось обновить свои спонсорские соглашения с Fly Emirates, Audi и другими крупными партнерами. Кстати, это был первый случай, когда доходы от коммерческих соглашений «россонери» превысили доходы от продаж прав на трансляции матчей.

Незначительный рост общих доходов.

После того как «Милан» в 2017 году опустился по уровню доходов до рекордно низких с 2003 года 191,7 млн евро, и вылетел из топ-20 самых зарабатывающих клубов Европы, он незначительно вернул свои позиции к 2018-ому.

«Россонери» вновь вошли в европейский рейтинг, заняв 18 место с доходом в 207,7 млн. Случилось это благодаря попаданию в еврокубки, которых «дьяволы» были лишены вплоть с сезона 2013/14. Возвращение в клуб легенды Дженнаро Гаттузо, пусть и на тренерский мостик, привнесло нехилый ажиотаж в фанатскую среду «Милана» – средняя посещаемость матчей возросла с примерно 40 тыс в прошлом сезоне до 51,5 тыс (+ 11,5 тыс прирост за год). Это вернуло показатель доходов от проведения матчей на высокий (для «Милана») уровень – 36,9 млн евро. Стоимость телеправ возросли примерно на 20 млн евро в сравнении с 2015 годом. Однако коммерческие доходы упали практически на 30 млн евро с того же времени...

Теперь же, в 2019 году, «Милан» вновь покидает рейтинг 20 самых доходных европейских клубов, заработав за сезон всего около 206 млн евро. Развернутой статистики Deloitte не предоставил. Однако не трудно догадаться, что на ситуацию существенно повлиял не выход «дьяволов» из группы Лиги Европы. Так или иначе, но в сезоне 2018/19 «россонери» заработали денег меньше, чем 14 лет назад в сезоне 2004/05, в котором, напомню, был зафиксирован доход в 234 млн. Ну разве это не позор?

А тем временем, предлагаю сравнить как менялись доходы у других европейских грандов:

1. «Манчестер Сити» – с 90,1 млн евро в 2005 году до 610,6 млн в 2019 году (+678%);

2. «Тоттенхэм» – со 104,5 млн до 521,1 (+497%);

3. «Барселона» – с 207,9 млн до 840,8 (+404%);

4. «Бавария» – со 189,5 млн до 660,1 (+348%);

5. «Ливерпуль» – со 181,2 млн до 604,7 (+333%);

6. «МЮ» – с 246,4 млн до 711,5 млн (+288%);

7. «Реал» – с 275,5 млн до 757,3 млн (+274%);

8. «Арсенал» – со 171,3 млн до 445,6 (+260%);

9. «Челси» – с 220,8 млн до 513,1 (+232%);

10. «Интер» – со 177,2 млн до 364,6 (+206%);

11. «Ювентус» – с 229,4 млн до 459,7 (+200%);

12. «Рома» – со 131,8 млн до 231 (+175%);

«Милан» с 234 млн до 206 (-12%).