5 мин.

Покупка, которой не было: как Берлускони не продал «Милан» Мистеру Би

Эксклюзивное интервью Би Течаубола The Independent о несостоявшейся сделке по приобретению «Милана». 

Купить один из самых известных футбольных клубов в мире нелегко. Необходимо много денег, терпения и удачи. Мистер Би Течаубол в 2015-м году был к этому ближе многих – он договорился с Сильвио Берлускони о приобретении 48% акций «Милана». Но сделка сорвалась, когда Берлускони, восстановившись после сердечного приступа, решил, что продаст 100% акций. Новым владельцем «Милана» в апреле нынешнего года стал китаец Юнхун Ли.

Спустя два года после того, как около отеля Park Hyatt в Милане он пожал руку Берлускони, чтобы закрепить сделку, которая так и не состоялась, Мистер Би в интервью The Independent рассказал, что же пошло не так.

В 2014-м дела у «Милана» шли не важно. Команда не выигрывала чемпионат с 2011-го года (и не выиграла до сих пор), клубу нужны были деньги и новые лица в руководстве. Но Би понимал, что «Милан» по-прежнему очень популярен в мире.

«Я разговаривал с представителями нескольких банков, они рассказали мне о кредитных картах для болельщиков «МЮ», «Барселоны», «Реала» и «Милана». И количество людей, заинтересованных в «Реале» и «МЮ» было намного меньше, чем в «Милане». У «россонери» очень большая фан-база».

У Би были инвестиции в Китае, недавно он заключил соглашение сроком на восемь лет с Министерством образовании Китая – оно предполагало приглашение европейских тренеров для развития футбола в китайских школах. Он увидел прекрасную возможность использовать бренд «Милана», чтобы привлечь интерес в Азии. «Меня спросили, интересует ли меня «Милан», и я ответил: «Да», учитывая мои планы в Китае. «Милан» - самая известная команда в Европе, первая, которая приехала играть в Китай. С моими партнерами в Китае мы бы серьезно увеличили базу фанов».

Берлускони впервые встретился с Би в декабре 2014-го, и они быстро нашли общий язык. «Он был настроен очень решительно. Он – человек слова», – говорит Би. А как же репутация? «Я знаю, что о нем думают, но Сильвио – очень умный человек, отличный стратег. С ним было легко общаться. Если ты честен с ним, то никаких проблем нет».

Берлускони купил «Милан» в 1986-м году и не хотел расставаться с клубом, в который вкладывал деньги на протяжении почти 30 лет. «Он сказал мне, что не может пойти только на две вещи в мире: продать виллу в Аркоре и «Милан», – вспоминает Би.

Изначально Би предложил приобрести 51% акций, но Берлускони не хотел терять статус главного акционера, и Би согласился на 48%. Первого мая 2015-го они встретились в отеле Милана, чтобы договориться о сделке.

«Президент не хотел расставаться с «Миланом. Он не хотел продавать большую часть акций, не хотел терять контроль. Мы предложили купить 48%, стояли перед отелем, и Берлускони сказал, что будет со мной сотрудничать». 

Согласно сделке, «Милан» оценивался в 500 миллионов евро (плюс покрытие долгов). Китайский банк Citic International выступил в роли партнера Би, но за неделю до официального подписания договора о продаже Течауболу сообщили, что он должен будет тесно сотрудничать с китайским фондом: Suning, Fosun или Citic International, которые были конкурентами Би в борьбе за приобретение «Милана». Такой поворот событий его не порадовал.

«После того, как банк выдвинул новые условия, мы полетели на встречу с представителями китайских компаний. Лично я думал, что это пустая трата времени, не видел в этом смысла. Мы общались с людьми, которые также хотели стать владельцами клуба. Сейчас Sunin принадлежит «Интер», Fosun – «Вулверхэмптон», а Citic владеет частью акций «Ман Сити».

Би пришлось искать финансирование на стороне. Время шло, наступил 2016-й год, но Берлускони сказал ему не спешить. Течауболу удалось найти деньги, он собирался лететь из Бангкока в Милан со своими советниками, чтобы закрыть сделку. Но встречу перенесли.

Все перевернулось с ног на голову в июне 2016-го. Берлускони перенес сердечный приступ, ему сделали операцию, и Сильвио заявил, что не хочет оставлять себе 52% акций. Он намерен продать «Милан» полностью.

«Его дети посоветовали ему отдохнуть: и от политики, и от футбола, – говорит Би. – Теперь он продавал только 100% акций».

Течаубол мог позволить себе сделку, но решил, что не хочет работать без сотрудничества с Берлускони. «Я обсуждал все с инвесторами, но окончательное решение было за мной. Я считаю, что иностранцу нет смысла браться за такой клуб, как «Милан», без сильного итальянского партнера. Я не видел смысла продолжать без Берлускони. Это было слишком рискованно».

Решение Берлускони имело серьезные последствия для Би, который уже разработал детальный план по завоеванию азиатского рынка «Миланом», включая выход на биржу в Гонконге. 

«Я был ужасно расстроен. Я очень хотел работать с «Миланом». Три года над этой сделкой трудились сорок человек в трех странах».

Берлускони быстро нашел покупателей. Китайский инвестор Ли с помощью фонда Elliott Advisors приобрел «Милан» в апреле нынешнего года.

Сейчас Би не выглядит расстроенным, хотя и жалеет, что теперь клуб принадлежит иностранцам. 

«Свою позицию отказаться от такой идеи я пояснил. У них другое видение. Мистер Ли проделал большую работу. Закрыть такую сделку очень непросто. Нелегко найти такие деньги за такой короткий срок».

Би надеется, что при Ли «Милан» не потеряет популярность. 

«Милан» всегда будет «Миланом». Победа у них в крови. Тут важно другое: насколько уважительно новые владельцы будут относиться к итальянской культуре и бренду. Если стратегия будет правильной, команда вернется на вершину».