9 мин.

Только баски

Третий по полярности клуб Испании после Реала и Барселоны существует в Бильбао уже более ста лет. Имя ему – Атлетик. Это самый знаменитый клуб в мире, который достиг невероятных успехов и на Родине, и за ее пределами, где играют только свои коренные футболисты (есть еще клуб также из Страны Басков «Эйбар», но он не представляет особого интереса, так как ни разу даже в Примеру не выходил),  в данном случае – баски или имеющие хотя бы баскские корни.

 Кто такие баски? Народ северной Испании и юго-западной Франции. По последним данным их насчитывается около 1 млн. человек.  Самые известные баски – португальский мореплаватель Васко да Гама и латиноамериканский революционер Че Гевара. Страна Басков (Баскония – Бильбао, Сан-Себястьян, Витория- исторический регион и автономное сообщество) известна прежде всего своими сепаратистскими настроениями и крайним национализмом. В этом районе Испании располагается известная террористическая организация ETA («Euskadi Ta Askatasuna» - Родина и свобода и басков). В последнее столетие свои эмоции, негодования, злость и даже ярость баски выражали на футбольных полях, где старались всеми возможными способами доказать, что они лучшие.

 Футбол в Басконии, как и во всей Испании зародился в конце 19 века. Самый большой город страны Басков, Бильбао, в то время был крупным морским портом, где расположена движущая сила испанской экономики, и поэтому это место привлекало рабочих мигрантов. Приезжали и британские студенты и рабочие, которые у себя на Родине уже освоили и полюбили игру в футбол. Они  продолжали играть и в других странах, собираясь вместе и заинтересовывая местных студентов и горожан. Параллельно испанские студенты, получившие престижное образование в Великобритании, возвращались домой. По приезду они стали проводить матчи с британскими рабочими. В 1898 году баски основали Клуб Атлетик (Athletic Club - на английский манер), а в 1901 были определены правила и устав клуба. В 1903 году состоялось слияние двух баскских клубов Атлетик и Бильбао в Атлетик Бильбао (дословно – Атлетик из Бильбао).

В Атлетике могут  играть только баски. Такая приверженность идет от руководства и болельщиков. Но так было не всегда. В начале 20 века Атлетик был самым иностранным клубом Испании (основу составляли британские рабочие, приехавшие в Испанию на заработки), первыми кумирами стали как раз англичане: Миллз, Грэм, Бернс и Смит. Переломным годом в истории баскского клуба стал 1910. Клубные цвета с бело-синих поменялись на уже ставшими историческими красно-белые. В 4 раз был выигран Кубок Испании, в финале была обыграна Баскония – современный Реал Сосьедад, который и подбил Атлетик на формирование игроков по национальному признаку. Сан-Себастьянцы уже являлись мононациональной командой и уговаривали так сделать другие клубы, так как они находятся в более выгодном положении, приглашая иностранцев.  Поэтому считали победы Атлетика не честными. Эти слова руководство Атлетика восприняло как оскорбление и ущемление национальной гордости. В итоге было решено, что за клуб теперь могут играть только чистокровные баски, но на тренеров эти ограничения не накладывались.

Вот так началась великая история Атлетика. Красно-белые (по цвету футболок) наряду с Реалом и Барселоной единственные клубы в истории испанского футбола не вылетавшие ни разу из высшего дивизиона.  Помимо этого Атлетик еще 8 раз становился чемпионом Испании (1930, 1931, 1934, 1936,1943, 1956, 1983 и 1984) и 24 раза выигрывал кубок Испании (в последний раз в 1984) и Суперкубок Испании в 1985. Уже по этим скудным данным можно с уверенностью утверждать, что  Атлетик в последнее время утрачивает свое могущество и наступает время перемен. На первых порах Атлетик считался одним и самых сильных клубов Испании. Тогда многие команды в Испании формировались по национальному принципу и баски достойно сражались на зеленых полях с каталонцами, галисийцами и испанцами. Постепенно команды начинали приглашать иностранцев и тем самым серьезно усиливались. После 43 года уже почти в каждой команде были легионеры, которые усиливали клуб. Поэтому Атлетику было очень сложно конкурировать: по сути одна далеко не самая большая нация вынуждена была сражаться против сборных мира. Хотя в Басконии была, наверно, лучшая школа на пиренейском полуострове по воспитанию молодых кадров, существовали проблемы по доводке их к основе. После введения в 1954 году лимита на легионеров позиции басков снова укрепились.  Тому следствие и чемпионство 1956 года. Но вскоре лимит стал более лояльным и Атлетик уже не мог конкурировать с Реалом и Барсой, которые приглашали лучших футболистов со всего света.

В 1977 году Атлетик дошел до финала кубка УЕФА, но там уступил по правилу выездного гола туринскому Ювентусу. Для советских поклонников футбола запомнился Атлетик, скорее всего, 1973 года, когда он сошелся в 1/16 Кубка кубков с  московским Торпедо. Баски на выезде сумели отстоять нулевую ничью, а дома победили 2-0 и прошли в следующий раунд.

Ужесточение лимита в 80-х годах помогло Атлетику вновь дважды взобраться на вершину. В те года наверно была собрана самая сильная команда за всю ее историю. Эту  эпоху в клубе называют Эрой Клементе, который руководил командой с 1981 по 86 год . Хавьер  сумел сплотить опыт и молодость, привил агрессивный стиль игры, символом этой команды стали Андони Субисаррета и Андони Гойкоечеа. Вырвав победу в 1983 году у Реала, Атлетик прервал свое 27 летную эру без побед в чемпионате.  Тысячи людей высыпали на улицы Бильбао, на стадионе «Сант-Мамес» (назван в честь святого Мамеса, которого бросили в яму со львом, но хищники его побоялись тронуть, отсюда происходит и прозвище Атлетика – львы) был развешен баннер: «Хавьер, спасибо, что ты дал нам почувствовать баскскую гордость!». В следующем сезоне Атлетик повторил успех, затем занимал 3 и 4 места.  Клементе еще 2 раза возвращался в клуб, до достичь былых высот ему не удавалось.

В славную историю не только Атлетика, но и всего футбола вошел диковинным образом финал Кубка Испании 1983-84 годов между непримиримыми соперниками Атлетиком и Барселоной. Победу, которая до сих пор останется последний в их послужном списке до сих пор, праздновали баски благодаря мячу, забитому Эндикой. Львы сумели охладить запал сине-гранатовых во главе с Марадоной, Виктором и Шустером. Но матч прославился далеко не чисто футбольными делами.  Началось всё это еще в конце второго тайма, с легкой перепалки между Марадоной и Нуньесом (после того как защитник в своей штрафной в чистом подкате вынес мяч). Продолжилось после финального свистка – массовым побоищем футболистов обоих команд и некоторых ретивых болельщиков, решивших поддержать свою команду. А закончился невиданная до этого времени  потасовка на газоне очень мягким наказанием: по три игрока с каждой стороны были дисквалифицированы на 3 месяца в чемпионате Испании.

http://www.youtube.com/watch?v=jqmt8yrku9E&feature=player_embedded

Постепенно лимит на легионеров становился более мягким, а в 1994 был и вовсе отменен. И с этим пошатнулись позиции Атлетика, но он все держался. В 1998, в год своего столетия, рохибланкос (красно-белые) под руководством француза Луиса Фернандеса заняли в чемпионате 2 место, что было воспринято грандиозным успехом.  Лучшим в составе львов был плеймейкер Юллен Герреро, за которым охотились лучшие клубы мира, но тот остался верен Атлетику. Это было последним крупным достижением клуба из Бильбао. Многие команды не стеснялись приглашать большое число иностранцев, клубы становились интернациональными и Красно-белые со своей национальной гордостью скатываются постепенно все ниже и ниже.

Руководство и болельщиков не устраивала данная ситуация, а потому они стали искать различные пути выхода. В  клуб стали приглашаться уже легионеры, имеющие хоть какие-то баскские корни. Был проведен опрос среди болельщиков с целью узнать их гипотетическое отношение к приходу в команду легионера. 90 % высказались против, заявив что лучше пусть Атлетик вылетит в Сегунду, чем откажется от своей уникальной трансферной политики. С тех пор скауты Атлетика ищут басков по всему миру, досконально изучаю их генеалогические древа. Так появились в Бильбао Хавьер Итуррииагу, мексиканец являющийся этническим баском, Фернандо Аморебиетой, венесуэлец по паспорту.

В последнее время дела Атлетика все ухудшаются и ухудшаются.  Клуб с 1998 (кроме участия в Кубке УЕФА 2004-2005) не принимает участия в еврокубках, а перед каждым новым сезоном основной задачей становится выживание в Примере. За последнее время президенты и тренеры клуба меняются как перчатки. Угроза вылета была близка в позапрошлом сезоне, когда львы спаслись лишь в последнем туре. В завершившемся розыгрыше у басков все сложилось более удачно.  Они смогли уверенно сохранить прописку на будущий сезон в высшем дивизионе испании да к тому же пробились в финал Кубка Короля. Но повторить успех 25 летней давности им не удалось и Барселона взяла у Атлетика достойный реванш. Но и перед грядущим сезоном не все спокойно в стане Атлетика: угроза вылета все также висит над командой.

Атлетик скатился. Скатился с первых мест, прошлые успехи остались позади, национальная гордость пошатнулась. Что же делать дальше? Конечно же, дело в трансферной политике клуба. Формирование в нынешнее времена команды, которая желает быть на первых в ролях, практически невозможна. И это становится больше не национальной гордостью, а упрямством. Ведь какое удовольствие получают болельщики, когда их любимая команда, олицетворяющая целый регион, постоянно оказывается внизу турнирной таблицы? Меры предпринимаются. Но пока недостаточные для заметного улучшения. На футболках Атлетика по-прежнему нет титульного споносра (тоже неразумное явление в наше непростое время), самым дорогим приобретением стал в 1997 году Роберто Риос, перебравшийся из Бетиса за 12 млн евро.  Не самая большая цифра для мирового футбола. А почему? Потому что покупать некого, все лучшие игроки-баски либо играют в Атлетике, либо ушли на повышение в гранды (например, Хаби Алонсо).  Как заявлял бывший президент клуба Анна Уркихо «Я бы с удовольствием взяла в команду Дэвида Бэкхема, если хотя бы у его бабушки были баскские корни».  

Может быть, соит отменить эту давнюю традицию, по которой в клуб  приглашаются только баски? В таком роде говорит бывший тренер красно-белых Хосе Манэ: «Если атлетик не пересмотрит трансферную политику, очень скоро ему будет нечем гордиться, кроме как своим далеким прошлым».  Но из-за этого пострадает национальная гордость басков. Уверен, что непременно будут недовольные и количество зрителей на матчах Атлетика снизится.  По-моему, можно избежать таких радикальных мер и вернуть клуб на вершину консервативным путем. Не перевелись же таланты футбольные на земле басков. Они просто уехали в другие клубы. Атлетик даже из басков может собрать очень приличную команду, способную бороться по крайней мере за медали в Примере.  Но пока клуб лишь теряет своих самобытных игроков. В клуб должны прийти деньги, но откуда? Я не знаю ни одного миллиардера баска, но если б был такой, я уверен, потратил бы часть своего состояния на Атлетик. Огромные деньги приходят почему то сейчас в английский футбол, а не в испанский. Вот если бы сейчас у Атлетика появились огромные деньги, можно было б создать просто уникальную команду!  Асьер дель Орно, Давид Лопес, Хаби Алонсо, Фернандо Лорьенте, Хосеба Эччеберия, Исмаэль Урсаис Аранда и другие баски составили б очень сильную команду.

 Мне как болельщику очень приятно, даже скорее завидно, что в Испании есть такой футбольный клуб, который является символом целого народа. Каждый народ в душе считает именно себя лучшим, желает доказать другим свое преимущество. Жаль, что в нашей страны нет такого клуба, как Атлетико, которой, по моему мнению,  не может не вызывать  уважения среди болельщиков. В Испании я не болею ни за одну команду, но делами Атлетика всегда интересуюсь. Желаю им успехов и новых побед.

Все-таки «иногда лучше остаться истинным львом. Пусть и в запертой клетке».

Александр Сологуб