4 мин.

«Оригинальные» названия футбольных клубов России

* * *

Футбол попал в Россию в конце 19 века, соответственно, на стыке веков начали появляться первые команды, занимавшиеся этим видом спорта. Большинство из них канули в Лету, ныне существуют лишь единицы, а самым известным клубом, рожденным до революции, является ЦСКА (тогда – ОЛЛС).

Но не о жизни футбольных клубов в нашей стране хочется поговорить (хотя тема связана, конечно, и с этим тоже), а о названиях. Приходилось слышать мнение, что в советское время в вопросе придумывания наименований футбольных клубов была беда. Но так ли это? В Российской Империи, конечно, было много вычурных названий. Помимо разнообразных аббревиатур были и такие диковинки, как «Меркур», «Унитас», «Флорида», «Эспуар». Причин было несколько. Во-первых, это тот факт, что тогда ФК в нашей стране создавались иностранцами, строившими в России капитализм и желавшими вдали от дома, дабы не скучать, воссоздать хотя бы частицу своей культуры. Приезжали они из разных стран – Великобритании, Германии, Франции и др. Отсюда и такое разнообразие в названиях. Во-вторых, некоторые команды, особенно в Петербурге, создавались представителями интеллигенции, в то время проникнувшейся эстетикой Серебряного века (смотрите фильм "Гарпастум" с Данилой Козловским, там это хорошо показано), что тоже придавало клубным именам романтичный шарм, часто с отсылками к Античности.

Затем настало индустриальное советское время. Советский человек должен был достигать, покорять, строить, подниматься в небо. Названия футбольных клубов, зачастую создававшихся на базе заводов, должны были отражать эти стремления. Конечно, среди советских названий были особо популярные – например, «Спартак», «Динамо» или «Торпедо». Команд с таким названием было действительно много. Эти клубы создавались вокруг крупных одноименных спортивных обществ. Часто встречались и армейские аббревиатуры (ЦСКА, СКА). Но в целом, разнообразие было довольно широким, хотя красивых англо-французских названий, понятное дело, уже не существовало. Зато были твердые, прогрессивные названия, как например «Труд», «Прогресс», «Ротор». Были названия, отражающие вид деятельности («Металлист», «Автомобилист», «Металлург»), не забывалось сельское хозяйство («Колос», «Урожай»), были названия с указанием местности («Памир», «Черноморец», "Днепр"), названия -имена предприятий («Уралмаш», «Ростсельмаш»), названия, данные по природным явлениям («Заря», «Рассвет», «Зенит»). Словом, фантазии хватало. Примеров привести можно еще великое множество.

А что же в нашу, российскую эпоху? В начале, в сумбурные девяностые вариантов названий футбольных команд так же было немало. Многие команды были названы или переименованы в честь спонсоров, часто зарубежных. Частым явлением было и двойное, советско-спонсорское название (например, «Факел-Профус», «Локомотив-Эретиспорт», «Сатурн-Ren TV»).

В спокойные и сытые нулевые, а затем и в десятые (возможно, так будет и в двадцатых) названия футбольных клубов заметно упростились. Теперь они, как правило, даются по названию города. Началось, впрочем, это давно. Еще в первой половине нулевых «Ростсельмаш» стал «Ростовом», а «Торпедо-Металлург» - «Москвой». Оно и понятно, в современной России подавляющее большинство клубов, особенно в регионах, финансируются из бюджета, по сути, являясь, политпроектами, как было модно говорить в Интернете в начале десятых годов. Последние годы подарили нам большое количество клубов –новоделов, названных примитивно – по топониму. Достаточно посмотреть на таблицу РПЛ и прочувствовать данную тенденцию. Мы имеем «Краснодар» (говорят, изначально Сергей Галицкий хотел назвать свое детище «Екатеринодар»), «Сочи» (переехавшее на Юг питерское «Динамо»), «Уфу» (среди вариантов названия башкирского клуба, кстати, был «Сармат»), «Тамбов». Есть клубы, носившие классические «имена», но впоследствии переименованные, как ,например, уже упоминавшийся «Ростов» или «Оренбург» , сменивший название «Газовик» после первого выхода в Российскую Премьер-лигу, во избежание кривотолков, связанных со спонсорским родством оренбуржцев с «Зенитом». Добавим ко всему этому «Нижний Новгород» и созданные минувшим летом «Махачкалу» и «Новосибирск». Да по названиям новых российских клубов школьникам можно изучать географию страны! Некоторые из этих команд создаются с целью заселить неприкаянные стадионы, построенные к Чемпионату мира, некоторые, очевидно, из каких-то других, мало связанных с футболом, побуждений.

В целом, как видим, креатив в вопросе названий российских футбольных команд в, казалось бы, наше креативное время заметно померк. Выходит, в царское и даже советское времена с выдумкой был порядок... Хотя подождите... А с другой стороны, зачем цепляться к названиям, ведь главное, чтобы играли хорошо? Но все же, названия – это отражение традиций, определенный культурный код. Ситуация вокруг них в современном росфутболе, на самом деле, обнажает актуальную проблему. Умирают клубы с историей, а на их место встают безликие клубы-ноунеймы, которые и сами наверняка скоро закроются, и затем про них даже никто не вспомнит. Чувство, будто играешь в допотопный футбольный менеджер, где клубы не лицензированы и потому названы тупо по имени города.