5 мин.

Гибель богов

Впрочем, Джокович – это действительно сенсация, а поражение Надаля сенсацией даже и не назовешь. Это слово уже так израсходовала спортивная пресса, что для того, что произошло сегодня, оно не подходит – бледновато. Это из разряда «невозможное возможно» – Рафа Надаль после найковского Just do it на победном «Уимблдоне» теперь примерил на себя адидасовский слоган. Пожалуй, за последние лет пять это всего третий случай, когда невозможное стало возможным. Победа Марии Шараповой на «Уимблдоне» в 2004-м, скоропостижный уход Жюстин Энен в ранге первой ракетки мира в 2008-м и вот теперь первое за всю историю выступлений на турнире поражение Надаля на «Ролан Гаррос».

Естественно, первое что приходит на ум – усталость. И если главная причина поражения Надаля – это действительно усталость, то объяснить ее просто раз плюнуть. Но объяснять задним числом это одно, а предположить заранее – совсем другое, и мало кто отваживался на такое, потому что до сегодняшнего дня поезд шел по давно проложенным рельсам.

В 2005-2006 годах Рафа царствовал на грунте безраздельно и выигрывал все по маршруту Монте-Карло – Барселона – Рим – «Ролан Гаррос». Сбои – строго по лимиту, по одному поражению на один грунтовый сезон – пошли когда с 2007 года Рафа усложнил себе задачу и добавил в свой маршрут еще и Гамбург. Очевидно, что вследствие этого он вышел за пределы своих возможностей, и свидетельство тому не столько сам факт поражения Федереру в финале этого самого Гамбурга, сколько поражение в третьей решающей партии со счетом 0:6. Но ведь на «Ролан Гаррос» Рафа был как огурчик! В 2008-м он снова пошел по осложненному маршруту, но, видимо, ранний проигрыш в Риме Хуану-Карлосу Ферреро сэкономил ему силы, поэтому на «Ролан Гаррос» Надаль снова был как огурчик, более того, его хватило еще и на «Уимблдон». В этом году грунтовый график Рафы до «Ролан Гаррос» был точь-в-точь как в 2007-м, только Мадрид занял место Гамбурга, и закончилось все тем же – проигрышем Федереру в финале. Но вот этот момент наступил – в этот раз Рафы на «Ролан Гаррос» уже не хватило.

Это должно было когда-нибудь случиться в любом случае. В конце концов Надаль не молодеет, и тут, наверное, было бы очень к месту вспомнить и непривычно активное начало сезона на Australian Open, а в добавок к этому и Барселону, которая уже не первый год кажется лишней в грунтовом графике Надаля. Но «когда-нибудь» понятие растяжимое. Это, наверное, лучше всех понимают те, кто решает «когда-нибудь» бросить курить. Это «когда-нибудь» никак не хочет превращаться в «сегодня», в «сейчас». Мозг цепляется за привычное, а привычное – это Надаль, победивший на «Ролан Гаррос».

Рафа делал «намеки» на то, что «когда-нибудь» уже близко с самого первого матча на этом турнире. Он выглядел как-то некамонисто. Не то чтобы плохо, нормально, но на ужас летящий на крыльях ночи был не похож. Играл местами неровно, чаще чем положено уходил в оборону, ошибался чаще, чем ему это свойственно. В общем, не особо был похож на короля, который с помпой въезжает в свои владения. Однако, это тоже не казалось поводом для беспокойства. В конце концов, если формально, Надаль до этого матча не проиграл ни сета, а если даже придраться к игре, то можно было предположить, что как минимум до главных соперников он доберется точно, ведь он умеет прибавлять по ходу турнира.

И даже по ходу матча с Содерлингом казалось, что Рафа ну просто не может проиграть. Да, он играл не в полную силу, и это мягко сказано, но то, что сейчас для Надаля считается «не в полную силу», в 2005-2006 годах было в самый раз. Ведь это только в последний год Рафа стал завзятым аттакером, а раньше он все больше отирался у фона, случались у него, конечно, всплески агрессии, но это были именно всплески, скорее исключение чем правило. Поэтому казалось, что то, что было хорошо пару-тройку лет назад, вполне сойдет и сейчас, по крайней мере для Содерлинга.

И поражение в первом сете не рассматривалось как нечто особенное. В конце концов, в позапрошлом году Рафа отдал один сет, Федереру в финале; в 2006 году отдал по сету Хьюитту, Федереру и Матье; в 2005, дебютном, по сету уступил Грожану, Федереру и Пуэрте. И даже когда Надаль проиграл второй сет, впервые за всю историю своих парижских выступлений (представьте, это даже Федереру ни разу не удавалось!), все равно поверить в это приближающееся на всех парах поражение было делом непростым. Ведь Рафа умеет собираться на важных очках! Казалось, что в пятый сет он переведет игру в любом случае, а там, как мы привыкли думать, у Надаля преимущество над всеми априори. Но до пятого сета Рафа не дотянул.

И это в матче с соперником, с которым вел в личных встречах 3-0 и у которого выиграл последнюю встречу три недели назад со счетом 6:1, 6:0. И это тогда, когда на кону стоял рекорд Бьорна Борга и надежда выиграть-таки Большой шлем. Ну как тут не предположить усталость? Да, Робин сыграл отменно, провел свой лучший в карьере матч. Но сказать, что эта победа исключительно его заслуга, просто язык не повернется. Сказать так – значит обидеть Федерера. Или Федерер за столько лет не додумался до чего-то такого, до чего додумался Содерлинг? А может быть все это от лукавого. Может быть, нет никакой усталости, во всяком случае сам Рафа в этом не признается. Может, Рафе не понравилось поведение публики, может, швед одним своим видом его раздражал. А может это действительно был просто не его день?

Но как бы там ни было, а, наверное, есть какая-то историческая справедливость в том, что произошло. Роджер Федерер, без сомнения лучший теннисист поколения, не смог побить рекорд Бьорна Борга и выиграть шесть «Уимблдонов» подряд. И помешал ему это сделать Рафаэль Надаль. А сам Рафаэль Надаль не смог побить рекорд Борга из пяти «Ролан Гарросов» подряд, и помешал ему это сделать именно швед, соотечественник Борга. Роджер еще может выиграть не один «Уимблдон», Рафа не один «Ролан Гаррос», но, скорее всего, Роджер уже никогда не выиграет шесть подряд «Уимблдонов», а Рафа пять «Ролан Гарросов» подряд. И сейчас, пока блеск славы обоих еще такой яркий, невероятно трудно поверить, что в будущем кому-то удастся сделать то, что не сделали великий теннисист Роджер Федерер и великий спортсмен Рафаэль Надаль.