android-character-symbol 16.21.30apple 16.21.30@Combined ShapeЗагрузить фотографиюОчиститьdeleteinfoCombined ShapeИскатьplususeric_avatar_placeholderusersview

«Жизнь – не только деньги и удовольствия»

В России бизнесмены и политики вкладывают деньги не только в футбольные и хоккейные команды, но и в элитные парусные яхты. Сенатор Валентин Завадников и бизнесмен Владимир Сенько объяснили Sports.ru, как идти другим путем, минуя мяч и шайбу, сколько стоит элитное судно и реально ли привезти лучший флот в Россию.

«Жизнь  – не только деньги и удовольствия»
«Жизнь – не только деньги и удовольствия»

Валентин ЗАВАДНИКОВ, сенатор от Саратовской области, бизнесмен, капитан «Синергии»

- Вы талантливый политик и бизнесмен. Зачем вы и ваши товарищи (всего у «Синергии», насколько известно, пять совладельцев) вкладываете деньги в абсолютно нераскрученный парусный спорт?

– Большинство из нас так или иначе были связаны с Дальним Востоком, соответственно – с морем. Там и занимались парусным спортом. А когда пошли в бизнес, парус из-за нехватки времени стал скорее формой досуга… Но лет восемь назад мы подумали: почему бы, более или менее состоявшись в бизнесе, не поиграть в игру под названием «профессиональная команда»?

А вообще, знаешь, люди живут не только для того, чтобы зарабатывать деньги и получать удовольствия. Они живут, чтобы жить. Важно, каким образом мы идем к достижению цели – будь то футбол, хоккей или парус. Я на море с 3-х лет – это свобода, чистый воздух, борьба с природой. Родители дали понять, что жить именно так правильно. Зачем мне сейчас изменять себе? Я занимаюсь любимым делом.

«В Европе, Америке, в той же Новой Зеландии, где 40 процентов бюджета команды покрывает государство. В мире парус – привилегированный вид спорта»

- Хорошо. Поставлю вопрос иначе: можно ли на парусном спорте заработать?

– Наверное, можно. В Европе, Америке, в той же Новой Зеландии, где 40 процентов бюджета команды покрывает государство. В мире парус – привилегированный вид спорта. Иметь свою яхту в престижном классе – достижение. Это реклама, маяк страны. Спонсоры выстраиваются в очереди.

В России все по-другому. Исторически россияне были активными в этой сфере, у нас есть великие морские традиции, наш флот одержал немало военных побед. Но за годы советского строя мы значительно утратили культуру жизни на воде. Не хочу говорить пафосно, но своим проектом мы хотим доказать самим себе, что не хуже остального мира.

- Вы досадуете, когда проигрываете? Американцы, шведы, новозеландцы объективно сильнее «Синергии».

– Нет. Пойми правильно: мы новички. Амбициозные новички, которых легко приняли в элиту класса «Транспак-52». Русская команда будет статистом – так думали иностранцы и с легкостью распахнули перед нами двери.

- Но вы ведь не хотели быть статистами…

– Не хотели. И не были ими никогда. Хотя проигрывать нужно уметь. Надо всегда задавать себе один и тот же вопрос: что сделали не так? Важно по ходу довольно скоротечной гонки не наделать глупостей.

- «Синергия» совершила много глупостей в этом сезоне?

– Я не хочу называть это глупостями. Ошибки – более точное слово. Так вот – глобальных ошибок у нас не было. Шестое место по итогам серии Audi MedCup и четвертое место в чемпионате мира – достойный результат. Сегодня мы его заслужили.

- Денежный вопрос: сколько стоит «Транспак»?

– Зависит от разных факторов: строить или покупать у другой команды. Если строить – опять же, смотря где. Примерно 1,5 – 2 миллиона евро. Этой яхты хватает на три года. Потом ее нужно продавать.

«На яхте все полномочия расписаны – нет самодеятельности. Рулевой не может ослушаться тактика, потому что тот главный человек на судне. Если случилось иначе, значит хромает дисциплина»

- И даже апгрейдить не получается?

– Небольшие изменения возможны – перенести перо руля, например, на полметра. Но чтобы соревноваться на высшем уровне, нужна свежая яхта. Мы ее проектируем, участвуем в строительстве. Делаем все от и до.

- Бюджет команды тоже варьируется?

– Нет. Бюджеты у всех примерно одинаковые. У нас же конкурентная среда.

- В команде пять совладельцев. Как делите полномочия?

– На борту нас не может быть больше двух. Стараемся чередоваться и не мешать друг другу.

- Во время гонки могут быть форс-мажорные обстоятельства?

– Например?

- Ну, вот вы капитан, а сделали что-нибудь неправильно – и кто-то повысил голос.

– Так это не форс-мажор – нормальные отношения в нормальной команде. На яхте все полномочия расписаны – нет самодеятельности. Рулевой не может ослушаться тактика, потому что тот главный человек на судне. Если случилось иначе, значит хромает дисциплина.

- «Синергия» завершает год в новых для себя соревнованиях – Louis Vuitton Trophy. На что там рассчитываете?

– Здорово, что мы вообще туда попали. Это совсем другие лодки (которые все команды берут в аренду), другая схема управления. 10 участников – абсолютный топ. Нормально отнесусь, если мы будем последними. В команде всего 4 человека имеют опыт на таком уровне. Придется учиться по ходу гонок.

«Бизнес-составляющую в парусном спорте сложно придумать. Разве что в тех странах, где он раскручен»

- Справитесь?

– Безусловно.

Владимир СЕНЬКО, бизнесмен, совладелец «Синергии»

– Бизнес-составляющую в парусном спорте сложно придумать. Разве что в тех странах, где он раскручен. Которые могут похвастать стабильно высокими результатами. Там а) реклама и б) телевидение. Существует даже платный парусный канал.

- Вы думали, как раскрутить парус в России?

– Это большой проект, который сегодня малоперспективен. Легко раскрутить тот вид спорта, который понятен, доступен широким массам. Например, «Формула-1». Все ездят на машине, способны оценить поворот, скорость, вылет с трассы. Даванул на газ – и сразу всплыли какие-то ассоциации. У нас же элитный вид со сложными правилами, большой историей и предполагает погружение в технические детали.

- В Европе парус – дорогой вид спорта?

– Нет. Это спорт среднего класса. Купить небольшую яхточку или лодочку может даже клерк. И участвует в какой-нибудь регате выходного дня, куда выбирается всей семьей. У нас все упирается в деньги – не у всех они есть.

«Легко раскрутить тот вид спорта, который понятен, доступен широким массам. Например, «Формула-1». Все ездят на машине, способны оценить поворот, скорость, вылет с трассы»

- Реально ли заполучить этап престижного Louis Vuitton Trophy в Россию?

– Конечно. Это в наших планах. Может быть, через год. Но мы должны быть к этому готовы – не хочется быть принимающей стороной и занимать последнее место.

- Может, стоит пригласить еще пару иностранцев?

– Нет-нет. Мы, конечно, изначально могли нанять лучших моряков, платить им хорошие деньги, подыскать рекламодателей. Но у нас другие цели.

- Но в команде все-таки есть три иностранца.

– Да, на центральных позициях – навигатора, тактика и гротошкотового. В России просто не было соответствующего опыта. Книжек, например, про тактику не написано. Знания можно получать только в гонках. И только у профессионалов, которые с самого детства привязаны к морю.

«У Америки и Новой Зеландии монокоманды. Понимают друг друга с полуслова и полувзгляда»

- У ваших соперников тоже есть легионеры?

– У Америки и Новой Зеландии монокоманды. Понимают друг друга с полуслова и полувзгляда. У шведов, наоборот, интернешнл-тим, но им и приходится платить яхтсменам в 2-3 раза больше.

- В вашем классе – «Транспак-52» – две российские команды. Не много ли?

– Наоборот. Будет три-четыре команды – замечательно. Конкуренция подстегивает.

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

Лучшие материалы