4 мин.

При прочих равных

Фото: REUTERS/Nikola Solic

Легкое дыхание

Обязательным танцем на этот турнир стала янки-полька, задорность которой фигуристы должны были передать, не забыв о сложных шагах. Этот этап соревнований всего несколько лет назад был вынесен на суд телевизионной аудитории – до этого считалось, что выполнение дуэтами одинакового рисунка под одинаковую музыку не может быть интересно зрителю.

Такую точку зрения можно понять. К концу трансляции обычный болельщик, не отличающий моухок от чоктау, засыпает от однообразия. Однако и ему обязательный танец помогает выделить лидера из бесцветной массы фигуристов, выступающих в абсолютно равных условиях. Потому что профи – они как-то иначе скользят. Знатоки называют это «на широких дугах и чистых ребрах». А мы говорим: «Здорово»!

Именно такое катание продемонстрировали в первый день турнира действующие чемпионы Европы французы Изабель Делобель и Оливье Шонфельдер. Удивительно яркое – притом, что на импровизацию и места-то нет. Но они сделали ставку на костюмы, жесты и образы, а в результате сумели придать такой яркий характер танцу, что сделали его почти оригинальным.

Многие, впрочем, посчитали это даже излишним для обязательного танца, но факт остается фактом: за него французы получили 41,25 балла, что на 1,5 балла выше их личного максимума.

Легкого чемпионского дыхания очень не хватало россиянам Оксане Домниной и Максиму Шабалину, которые откатали танец чисто, но довольно сдержанно. Возможно, пару никак не отпустит беспокойство из-за больной ноги партнера. Казалось, они очень боятся ошибиться, чтобы подвиг Максима не был напрасен. Скольжение русской пары заслуживает всяких похвал, однако их вторая позиция не вызывает бурного негодования. К тому же настоящая борьба еще впереди. А пока пара получила за прокат свои высшие баллы – 40,25.

За второй российский дуэт можно только порадоваться: Яна Хохлова и Сергей Новицкий показали отличный результат, заняв третье место и обогнав старожилов итальянцев Федерику Фаелло/Массимо Скали и англичан Шинед и Джона Керр. За обязательный танец, исполненный лишь с небольшими шероховатостями, они получили 37,37, а это почти на 2,5 балла больше, чем их лучший результат.

Третья пара из России – Екатерина Рублева/Иван Шефер после обязательного танца заняли 12-е место, как и в прошлом году. Сумеют ли они превзойти это результат, покажет дальнейший турнир.

Опять двойка

У российского дуэта Юко Кавагучи/Александр Смирнов есть все шансы получить звание главных неудачников новой волны фигурного катания. В прошлом году на мировом первенстве они потеряли много баллов из-за чрезмерной жесткости судейской системы. Тогда из-за сорванного прыжка рефери вообще не засчитали комбинацию и поставили спортсменам незаслуженно низкие оценки. В конце года правило, позволяющее совершать такие ошибки, было отменено. Теперь вторая половина сорванной комбинации игнорируется.

Однако Кавагучи и Смирнов все равно нашли на чем погореть. Они выступали третьими, сразу за своими основными конкурентами – Марией Мухортовой/Максимом Траньковым и Аленой Савченко/Робином Шолковы. И в отличие от них, ученики Тамары Москвиной откатали короткую программу чисто, с одной небольшой помаркой. У них первых получилось по-настоящему параллельное вращение, и неплохая дорожка шагов, в которой даже мелькнули эмоции. Даже – потому что у других пар их вообще не наблюдалось. И, однако, именно пресловутую дорожку судьи оценили ниже всего – всего на первый уровень. Да и на остальные элементы не расщедрились: подкрутка удостоилась первого уровня, тодес – второго. В итоге – 61,25 балла.

Они проиграли Мухортовой/Транькову 1,5 очка. Те в свою очередь откатали неплохую ровную программу, допустив одну ошибку в параллельном вращении. Россияне продемонстрировали стабильно-зажатое, как это водится, катание середнячков. Их второе место с результатом 62,73 говорит только об общем уровне представленных на турнире пар.

Третьим стал украинский дуэт Татьяна Волосожар/Станислав Морозов. Они с нейтрально-симпатичной программой обошли Кавагучи/Смирнова всего на 4 сотых балла, что, конечно, большого значения перед произвольным танцем не имеет.

Чемпионат Европы ярко демонстрирует, что в условиях жестких рамок тренеры и спортсмены вынуждены думать только о баллах и уровнях сложности. Им физически не хватает времени впихнуть в программу элементы эмоционального танца. Это видно даже на примере лидеров из Германии, которые, сорвав тройной тулуп и разойдясь во вращении, получили почти на 8 баллов больше своих преследователей. Да, уровень их техники достаточно высок и с падением; да, они представили свою программу несколько лучше, чем другие, но был ли их танец чемпионским? Нет. Дух, увы, не захватывало.

Единственным лучиком света стало неожиданно удачное выступление третьей российской пары – Арины Ушаковой и Сергея Карева. Они – единственные на турнире, кто смог очаровать судей своим танцем. Как еще объяснить то, что, получив ноль баллов за сорванное вращение, минимум очков за тройной тулуп и минус балл за падение, они смогли занять пятое место сразу за чемпионами России? Их программа стала единственной на первенстве, претендовавшей на эмоциональное исполнение. Отрадно, что в тылах нашего фигурного катания появились самобытные спортсмены со своей изюминкой. А то совсем скучным стало парное катание.

Соня РЭЙ