6 мин.

Денис Меньшов: «Тур де Франс» – это гонка всей жизни»

- В свое время, когда вы еще выступали в испанской «Банесто», менеджер команды Эччеверия называл вас одним из своих главных приобретений и прочил вам славу нового Индурайна. Не сыграли ли слова бывшего менеджера с вами злую шутку, гирями повиснув на ногах? Ведь российские болельщики уже давно ждут, когда это пророчество испанского специалиста станет сбываться.

- Сказать, что я уже совсем забыл об этих словах Эччеверии – значит слукавить. Помню, конечно, и мне это очень льстит. Но с другой стороны, я прекрасно понимаю, и, думаю, это не секрет и для всех остальных, что в современном спорте достичь тех высот, каких добились Мигель Индурайн или Лэнс Армстронг, в одиночку просто нереально. Необходимо сочетание личного таланта гонщика и идеальная работа всей команды. Конечно, хочется, чтобы слова Эччеверии не оказались пустым сотрясанием воздуха и так и неотработанным авансом, но выиграть пять «Туров» кряду – это достижение, которое еще не скоро будет повторено.

- Кстати, а что для вас лично означает французский Гран-тур?

- Если пафосно – то гонка всей жизни. И победа в ней – вершина спортивной карьеры любого велогонщика.

- То есть можно сказать, что вы ставите своей обязательной целью выиграть «Большую петлю» до конца профессиональной карьеры?

- Я бы не был столь категоричен, хотя для меня – это высшая планка, покорить которую я мечтаю. Ну, согласитесь, должна же быть у человека хрустальная мечта, главная цель в деле, которым он занимается.

- Иными словами желтая майка на Елисейских полях для вас была бы дороже золота пекинской Олимпиады или высшей награды чемпионата мира?

- И олимпийский титул, и чемпионская медаль – большие достижения. Но уверен, что недавно завершивший свою карьеру Ян Ульрих, имеющий все эти награды, желтую майку 1997 года ставит выше их. И я не буду оригинален, если скажу, что для каждого, кто профессионально занимается велоспортом, победы на «Туре» дороже всего. Это самые звездные минуты их карьеры.

- В вашей коллекции тоже есть трофеи с «Большой петли». В 2003 году вы привезли в родной Орел белую майку лучшего молодого гонщика. То есть фактически выиграли уже «Тур» в своей возрастной категории. А в прошлом сезоне одержали красивую победу на горном этапе. Можете сказать, какой из трофеев вам дороже?

- Однозначно – успех на этапе. И могу объяснить почему. Белая майка – это все-таки знак признания твоего превосходства среди узкого числа участников гонки. А выигрыш этапа – это объективный показатель того, что ты – лучший из всех, кто вышел на старт. Пусть, на коротком отрезке, пусть всего на один день, но самый лучший. Понимаете? А это совершенно иные ощущения. Фантастические.

- Кого бы вы могли назвать главными фаворитами «Тура»-2007?

- Думаю, что гонка будет, как мы выражаемся, довольно открытой. То есть явных фаворитов не будет.

- Неужели даже казахстанца Александра Винокурова вы не запишете в основные претенденты на желтую майку?

- Да, Винокуров, возможно, один из самых мотивированных и самых опытных гонщиков пелотона. Но он находится в психологически тяжелом положении. От него ждут победы на родине, на эту победу работала практически вся страна, команда «заточена» под своего капитана, проведена серьезная селекционная работа, вложены гигантские деньги. И он не имеет права не оправдать ожиданий. Легко ли ему будет справиться с таким прессингом? А ведь есть еще вечно голодный до призов и желающий доказать что именно он – настоящий герой «Большой петли» Оскар Перейро Сио. Готовится выиграть свой первый супертур Алехандро Вальверде...

- Вы намеренно не называете себя в числе претендентов на престижную майку?

- Давайте подождем начала гонки, посмотрим, как пойдут дела у меня и у соперников.

- Вы отличный горный специалист, в этом году отличились и в разделке, то есть все предпосылки для того, чтобы навести шороху во Франции...

- И тем не менее, я слишком суеверен, чтобы накануне такого важного старта рассуждать о своих планах и перспективах. Могу сказать только, что «Рабобанк» будет строить свою тактику и стратегию вокруг меня. Капитаном команды буду я. У Оскара Фрейре задача выиграть этап или два на равнине, у Микаэля Расмуссена цель тоже проста – совершить подвиг на этапе, богатом горными призами, и привезти в третий раз в Париж майку горного короля.

- Доводилось слышать такое мнение, что нынешний «Тур» для вас сложится тяжелее чем прошлогодний, поскольку здесь вам предстоит схлестнуться с Винокуровым, с Вальверде, Фрэнком Шлеком, который совершил сенсацию на прошлогоднем «Туре» и выиграл сложнейший горный этап в Альпах.

Реклама 18+

- Ну, и год назад были Флойд Лэндис, Карлос Састре, Перейро Сио... Не думаю, что мои шансы уменьшились. Да и я стал на год взрослее, опытнее. Просто нужно работать. Сосредоточиться на гонке и не забивать себе голову раскладами – кто фаворит, а кто нет. Да и потом, перед третьей неделей у меня были неплохие шансы для атаки, да вот простуда, подхваченная во время дня отдыха, подкосила меня.

- Успех на Гран-турах не приходит к одиночкам. Роль команды перооценить нельзя. А ваш «Рабобанк» никогда не был силен в деле обеспечения крепкого тыла капитану. Не случайно за всю историю команды ваша золотая майка победителя «Вуэльты» – единственный подобный трофей голландской велоконюшни, знаменитой тем, что делает ставки на классические однодневки. Да и босс «Рабобанка» Тео де Рой с восхищением и удивлением признавал, что триумф в Испании – ваша единоличная заслуга. Что скажете о силе команды в этом году?

- Мы будем бороться, постараемся дать бой фаворитам. Опытнейший Михаэль Богерд, завершающий в этом году карьеру, специально задержался в пелотоне, чтобы проехать этот «Тур де Франс» и обеспечить выполнение задачи Расмуссену, Фрейре и мне. Ну, а что касается подбора гонщиков в командах, то самое сильное впечатление производит «Астана» во главе с Винокуровым. Но одно дело имена в заявочном списке, и совсем иное дело – реальная сила в гонке. Посмотрим, в каком состоянии эти звезды «Астаны» будут после первой-второй недели супермногодневки. Ведь очень многое становится ясно именно на третьей неделе.

- Не могу не затронуть болезненного вопроса. В этом году пелотон впервые выходит на старт, не зная имени чемпиона «Тура» прошлого года. Не нервирует ли это вас лично и не кажется ли вам, что все эти громкие допинг-разоблачения очень смахивают на заказное убийство велоспорта?

- Что греха таить – есть такое ощущение. Обидно, ведь складывается впечатление, что наш вид – самый грязный. Иногда, после очередной порции сенсационных жареных фактов хочется все бросить и уйти. Да и у спонсоров пропадает всякое желание связывать свое имя с допинговыми сканадалами. Не для того они вкладывают свои средства в велоспорт. Вот и уходят постепенно – «Либерти Сегурос», «Дискавери Чэннел», «Фонак», «Кофидис»... Травля велогонщиков, похоже, перетекает в уничтожение велоспорта как вида. А последние признания Бьярне Рийса и Эрика Цабеля о том, что 10 лет назад они принимали ЕРО – это вообще за гранью моего понимания. Остается только предположить, что на них кто-то надавил или пригрозил разоблачением. Иного объяснения у меня нет. А правы вы в том, что некоторая нервозность от того, что нет определенности с именем чемпиона «Большой петли"-2006, присутствует. Но раздражает она прежде всего Перейро Сио, наверное, который пока находится в состоянии ожидания решения по делу Лэндиса.

- В вашей команде сильно нервничают по поводу периодических скандалов, сотрясающих велоспорт?

- Не сказал бы. Конечно, первые 2-3 дня, когда новость только обрушивается как снег на голову, ходишь сам не свой. Ну, а потом все устаканивается и продолжаешь работать в обычном режиме. Вот и сейчас планомерно готовлюсь к «Тур де Франс», на котором надеюсь займу более высокое место, чем год назад, хотя спортивное суеверие и запрещает мне думать на эту тему.

Ровшан АСКЕРОВ