5 мин.

DRS-синдром

К примеру, совершенно нестандартный маневр с использованием системы DRS, изобретенный Нико Росбергом на 20-м круге. Право слово, такой изощренной тактики сохранения позиций в нынешнем сезоне наблюдать еще не доводилось. Тем более со стороны пилота, проигрывавшего в скорости по умолчанию — все-таки немец работал отрезок на твердых покрышках, тогда как преследовавший его Фелипе Масса использовал мягкие. Бразилец приступил к активному давлению уже в начале круга, дабы свести к минимуму расстояние между машинами аккурат к зоне активации подвижного заднего антикрыла. События не форсировал, ибо чувствовал — добыча от него никуда не денется. Тоже самое прекрасно осознавал отнюдь неглупый Росберг, который совершенно неожиданно перед девятым поворотом открыл сопернику внутренний радиус. Да так, что там бы уместилась корзина, картина, картонка и маленькая собачонка. Не почуявший подвоха южноамериканец в коридор «левый-правый» нырнул, а затем вышел из него во главе связки с чувством выполненного долга и довольством собою. Но уже спустя два виража — когда вскрылся подвох — пожалел о душевной простоте. Едва Фелипе оказался в паре лидером, как тандем вошел в зону активации DRS. И уже Нико имел полное право открывать заветные створки антикрыла на прямой, дабы добавить машине заветных километро/часов. К 12-му повороту Росберг вновь победно гарцевал на серебряном коне впереди изумленного Массы. Которому оставалось лишь скрежетать зубами: если в начало виража бразилец входил по внутреннему радиусу с надеждами сохранить позицию, то при подходе к следующему правому повороту был вынужден признать верховенство соперника.

Впрочем, круг спустя Масса довольно эффектно взял реванш, совместив преимущества DRS и лучших сцепных свойств «софта» перед «хардом». Уже в 11-м повороте он взял чуть шире на выходе, чтобы на прямой иметь полную свободу действий при слип-стриме, а заодно на входе в 12-й наверняка застолбить за собой внутренний радиус. Ну, а после активации DRS создал достаточный временной задел, чтобы выйти победителем из ситуации, в которой считался заведомым фаворитом. Тем не менее вторая часть противостояния является не менее интересной, чем первая, поскольку включила в себя обгон-дуплет. Вслед за серебряно-алым тандемом увязался Дженсон Баттон, поначалу державшийся от парочки на почтительном расстоянии. Однако едва Масса пошел на обгон, британец активировался и вознамерился след в след повторить маневр представителя Скудерии. Правда, для пущей верности перестраховался: приблизившись к Росбергу, гонщик «Макларена» сымитировал движение в правую сторону. Тем самым вынудил Нико, выбиравшего из двух зол, также сместиться вправо, чтобы закрыть потенциальную зону атаки англичанина. Оставаясь на изначальной линии движения, Баттон рисковал, поскольку до входа в поворот оставалось всего ничего, да и маячивший впереди Масса никуда не делся. «Авось не станет лезть в омут», — понадеялся немец, но оказался не прав. Дженс сантиметр в сантиметр выписал траекторию Фелипе при входе в левый, попутно отжав Росберга к краю полотна. А затем, чуть отпустив конкурента, нырнул по внутреннему радиусу в шедший следом правый — широкий выход «Мерседеса» из виража уже ничему не мог помешать. Разве что спровоцировать аварию перед выруливанием на прямую старта/финиша. Но Нико хватило ума не портить гонку ни себе, ни людям: мало того, что он сохранил всех бойцов в строю, так еще позволил Баттону с шиком выйти из поворота по широкой траектории и сорвать овации публики…

А вот Михаэлю Шумахеру рациональный подход к оценке ситуации отказал уже на третьем круге — в сражении с Виталием Петровым. При приближении к 12-му повороту россиянин довольно рисково (оцените сколь близко болид «Лотус-Рено» оказался к «Мерседесу»), но в рамках правил, начал активное смещаться на внутренний радиус. Реакция семикратного чемпиона мира, оказалась своеобразной: видимо, желая припугнуть конкурента, он обозначил движение в левую сторону с намерением вытеснить уроженца Выборга за пределы трека, если тот не сбросит скорость. Но Петров не труханул: наоборот, продемонстрировал, что не лыком шит и в ответ, продолжая двигаться в заранее избранном темпе, чуть крутанул баранку в сторону Михаэля. Мол, баш на баш — ты рискуешь прессинговать, но и мне терять нечего. Красный Барон сдрейфил, чуть замедлившись, в результате чего Виталий сделался полноправным хозяином положения и отвоевал траекторию. Грамотный гонщик в подобной ситуации уступит линию имеющему преимущество визави, поскольку кроме аварии ничего из диспозиции выжать уже не в силах. Однако немец непонятно зачем пошел до конца по своему намеченному маршруту — и спровоцировал совсем уж необязательный контакт. «Зачэм?» — немой вопрос, который всякий раз возникает при анализе повтора. Но вменяемого ответа на него найти так и не удается, сколько не повторяй запись.

Впрочем, в исполнении Виталия уик-энд безупречным также не назвать. Хотя бы из-за некорректного поведения на дебютном отрезке гонки, когда россиянин едва не спровоцировал грандиозный завал, на ровном месте «нарисовав» коллизию с напарником. В связке поворотов перед заездами в боксы Петров, шедший по внешнему радиусу вслед за Пастором Мальдонадо, откровенно проспал появление на радиусе внутреннем Ника Хайдфельда. В момент перехода связки из левой в правую преимущество было на стороне немца, после чего уроженцу Выборга пришлось форсировать события. При выходе из виража он принялся жестко выдавливать соперника наружу. И едва не отправил того в стену, разделявшую трассу и пит-лейн! С одной стороны, агрессивной стратегии еще никто не отменял, равно как внутрикомандной борьбы. С другой — Петров по нескольким параметрам поставил под удар не только себя, но и находившихся в непосредственной близости соперников. Во-первых, Мальдонадо, которому элементарно повезло нырнуть на пит-лейн за мгновения до того, как на той же линии движения нарисовался разъяренный Хайдфельд. Во-вторых, Хейкки Ковалайнена, который не воткнулся в болид «Лотус-Рено» только благодаря хорошей реакции Хайдфельда. Ну, и, наконец, напарника, контакта с которым избежать все же не удалось. Бог с ним: раз уж взялся бороться на грани фола, то делай это, наплевав на общественное мнение. Но зачем в столь напряженный момент при этом выражать недовольство в адрес партнера? Вот честно, пни в этот момент Хайдфельд болид Петрова — и все журналисты наперебой обсуждали бы не столько жесткую линию поведения, что избрал Виталий, а бестолковую жестикуляцию, приведшую к аварии. К слову, британцы уже отметились оригинальным сравнением, приравняв манеру расправы российского пилота с напарниками с тем, как ставит на место политических оппонентов Владимир Путин.

О том, сколь красивой и элегантной может быть борьба товарищей по команде, в Стамбуле нам поведали коллеги по «Макларену» в конце шестого-начале седьмого кругов. Баттон и Хэмилтон словно кружились в некоем танце — чуточку безумном, чуточку нервном, но вместе с тем чрезвычайно красивом. В нем были и жесткие торможения, и попытки перекрестить траектории, и слип-стримы, при которых защищающий позицию менял внутренний радиус на внешний, и тактическая борьба при входе в вираж за лучший выход из следующего. В общем все то, чего не хватает тем искусственным сражениям с использованием DRS, благодаря которым только в Турции специалисты насчитали более сотни обгонов. Причем ставить на карту все ради выигрыша позиции напарники даже не пробовали — скорее, вели борьбу с уважением. Возможно, кому-то оная покажется борьбой нанайских мальчиков, но, на наш взгляд, такие умные маневры украшают Гран-при.