4 мин.

Очевидное и непонятное: KERS

Изменения в регламенте – явление регулярное и практически обязательное для современной «Формулы-1»: команды и ФИА, прикрываясь идеями улучшения качества спорта (и шоу) и повышения безопасности гонок, старательно пропихивают в правила какие-то вещи, которые приносят сугубо личные выгоды, портят кровь конкурентам и путают зрителей.

Но, как ни странно, наряду с недостатками такой ситуации – чересчур частыми переменами – находятся и плюсы: существенные изменения в правилах дают возможность некоторым конюшням совершить рывок и выйти в лидеры, как, например, это случилось на один сезон с командой Росса Брауна и не на один год – с «Ред Булл». Лет десять назад о подобном нельзя было и мечтать – кое-кто отказывался от сотрудничества и не желал идти на уступки, и в итоге на трассах наблюдалось доминирование одной-двух команд. Стабильный регламент был хорош лишь для явных аутсайдеров – он позволял со временем частично сокращать отставание от лучших коллективов, – но в то же время обеспеченные середняки не имели возможности перевернуть все в свою пользу.

Сейчас же регламент модифицируется каждый год: команды закрывают «серые зоны», шлифуют и корректируют правила, уточняют непонятные моменты и придумывают новые. Не все нововведения затем играют важную роль в развитии чемпионата, а если и играют, то вовсе не факт, что они заметны или понятны широкой публике.

Но в сезоне-2011 нам повезло (или здесь нужны кавычки?). Главные изменения в правилах в сравнении с прошлым годом направлены на улучшение зрелищности гонок, в частности, на повышение числа обгонов.

По возможности кратко, но информативно мы рассмотрим три важные инновации сезона-2011, «три кита», которые – по мнению команд и Федерации – сделают Гран-при интереснее: систему рекуперации кинетической энергии (KERS), регулируемое заднее антикрыло и продукцию нового монопольного поставщика покрышек, компании «Пирелли».

KERS

Быть может, кто-то стал следить за «Формулой-1» совсем недавно, поэтому для начала объясним, что KERS – это устройство, которое накапливает часть кинетической энергии, образующейся во время торможения болида, и передает ее (при нажатии на соответствующую кнопку на руле) двигателю. При каждом включении системы мотор получает дополнительные 80 лошадок, но чтобы не случилось злоупотреблений, количество энергии, которое может использовать пилот на одном круге, не должно превышать 400 кДж. То есть, жать кнопку по ходу круга можно только в течение семи секунд.

Формально KERS новинкой не является – в 2009 году система уже работала на болидах некоторых конюшен, и даже помогала пилотам в гонках и во время стартов. Однако в сезоне-2010, несмотря на внутренние противоречия, ФОТА решила от данного устройства отказаться. Причин было несколько.

Во-первых – хотя это и не главное, – изначально KERS был идеей экс-президента ФИА Макса Мосли, проталкивавшего в «Формулу-1» «зеленые» технологии. И, как это часто бывает при насильственном внедрении решения, при первой же возможности конюшни, уже не раз заявлявшие о дороговизне системы и ее технической слабости, с облегчением от нее отказались.

Во-вторых, сама «Формула-1» не была готова к KERS – сразу после начала работы с ним у команд возникли трудности с развесовкой и балансом болидов, вызванные большой массой системы. Это привело не только к ухудшению самочувствий инженеров и их плохому сну, но и к тяжелой жизни гонщиков – если и раньше маленькие и легкие спортсмены имели преимущество перед тяжелыми и высокими, то с появлением KERS для последних ситуация стала совсем удручающей. История с пилотами выглядела нелепо и с чисто человеческой точки зрения – гонщики стали активно сбрасывать вес (рискуя своим здоровьем) и пошли по стопам топ-моделей – это в корне не соответствовало духу спорта и автогонок. Все это привело к тому, что KERS на время оставили в покое.

Планировалось, что серьезно переработанная система вернется в «Формулу-1» в 2013 году – выпускать ее до этого времени не было смысла, так как в сезоне-2013 произойдут радикальные перемены в области двигателей, – но довольно скоро стало ясно, что некоторых подобная ситуация не устраивает: еще в 2009-м конюшни вроде «Макларена» и «Феррари» научились извлекать из KERS выгоду, и потому неудивительно, что в один прекрасный момент ФОТА приняла решение не продлевать запрет на использование системы (особенно если учесть, что договор между командами был всего лишь джентльменским). Доподлинно неизвестно, что стало истиной причиной возвращения KERS, но поговаривают, что грандам не очень нравится лидерство «Ред Булл», и это решение стало попыткой сместить австрийскую конюшню с первого места.

Как бы там ни было с «Ред Булл», в целом «Формула-1» лучше подготовилась к повторному возвращению устройства: минимальный разрешенный вес болидов увеличился до 640 килограммов, а сама система была улучшена в рамках дозволенного – например, некоторым производителям удалось снизить ее массу на несколько килограммов.

Теперь инженерам и гонщикам работать станет проще, но при этом никто не гарантирует, что при этом удастся решить все сопутствующие трудности. Например, в 2009 году гонщикам «Феррари» пришлось потратить довольно много времени на то, чтобы привыкнуть к специфичному торможению болида, и пришедший в конце сезона Джанкарло Физикелла так и не смог адаптироваться к новому стилю пилотажа.

Быть может, благодаря опыту работы с этой системой парни вроде Льюиса Хэмилтона и Фелипе Массы получат преимущество перед, скажем, действующим чемпионом мира Себастьяном Феттелем?..