6 мин.

«Глупый» сезон в разгаре

Формально к концу ноября в «Формуле-1» осталось девять свободных мест. Официально не подтверждены вторые пилоты в «Рено», «Уильямсе» и «Верджине», а в трех командах необъявленными остаются оба гонщика – это «Форс-Индия», «Лотус» и «Хиспания». На деле же часть из этих конюшен давно определилась с составом на 2011 год, в то время как некоторые другие коллективы могут попытаться расторгнуть уже подписанные соглашения.

Сразу расставим все точки над и: мы не будем участвовать в спекуляциях на тему возможных замен пилотов в «Форс-Индии», «Лотусе» и «Верджине». Контракты с Лиуцци и Глоком давно подписаны, Сутилю элементарно некуда идти, кроме родной индийской конюшни, а Трулли и Ковалайнен просто ждут, когда большие малайские дяди договорятся о правах на британское гоночное наследие.

Во всех этих случаях промедление с объявлением пилотского состава вызвано отнюдь не сомнениями в целесообразности сохранения того или иного гонщика, а скорее бюрократическими проволочками, мешающими оперативно внести ясность в этот вопрос.

Не стоит сомневаться: когда все переговоры с инвесторами будут завершены, подтверждения действующих пилотов последуют незамедлительно.

Не возьмемся предсказывать ситуацию в «Хиспании»: будущее команды туманно, и даже по самым оптимистичным прогнозам состав пилотов не сможет проясниться раньше февраля 2011-го.

Куда интереснее ситуация складывается с местом второго гонщика «Верджина». Напарник Тимо Глока до сих пор не определен, и круг претендентов на эту вакансию довольно обширен. Здесь и действующий пилот команды Лукас ди Грасси, и ставленник Эрика Булье Жером д’Амброзио, и рвущийся в «Формулу-1» Гидо ван дер Гарде, и даже россиянин Михаил Алешин.

Все должен решить размер спонсорского бюджета, хотя последние слухи все упорнее сватают в «Верджин» бельгийца д’Амброзио, проигрывающего конкурентам в плане приносимых финансовых дивидендов. В пользу Жерома говорит его опыт в команде и внушительная протекция со стороны Gravity Management: недавно Эрик Булье говорил, что окончательное оформление д’Амброзио в команде упирается лишь в несогласованность действий новых руководителей «Верджина», а все принципиальные договоренности уже достигнуты.

Впрочем, самому Булье в ближайший месяц предстоит решить куда более сложный для него вопрос: кто будет партнером Роберта Кубицы в команде «Рено»? Понятно, что Виталий Петров остается претендентом номер один, однако анонсированного Оксаной Косаченко объявления о новом контракте в Абу-Даби не последовало, а время идет…

На данный момент руководители «Рено» сами до конца не определились, что для них является основным критерием в плане выбора второго гонщика. Если Лопесу и Булье нужны опыт и надежность – чаша весов склоняется в пользу Хайдфельда, если спонсорские вложения и надежда на результаты в отдаленном будущем – то больше шансов уже у Петрова.

Шаткая финансовая ситуация в «Рено» не способствует быстрому принятию решения, а тот факт, что место во французской конюшне осталось самым лакомым кусочком во всем пелотоне, позволяет Эрику Булье трижды подумать и передумать, прежде чем что-либо подписывать. Переговоры с группой «Лотус» о возможной покупке команды добавляют неясности: как будет называться нынешняя «Рено» и каким бюджетом сможет располагать?

Вообще, если вспоминать все подводные камни взаимоотношений Петрова и «Рено», на это уйдет отдельная статья. Сейчас можно лишь констатировать, что Оксана Косаченко всеми силами старается снизить размер спонсорских выплат за возможные выступления Виталия Петрова, а команда «Рено» напротив – старательно убеждает россиян в необходимости больших финансовых вливаний.

Но денежный вопрос не является единственным: Эрик Булье не раз подчеркивал, что его не устраивала скорость прогресса Виталия Петрова и степень его вовлеченности в работу команды, а значит, поработать в это межсезонье придется не только Оксане Косаченко.

Если Петров не убедит управленцев «Рено» в том, что он способен на большее, вожделенное место в желтой машине может достаться Хайдфельду, Глоку, Сутилю, а то и вовсе Михаилу Алешину – в недавнем интервью российским СМИ отец Михаила не стал опровергать слухи, что именно Алешин может заменить Петрова в кокпите «Рено» в следующем году.

Держа в уме кажущуюся невероятность такого сценария, не будем забывать, что в придачу к российскому гражданству и неплохому спонсорскому бюджету, у Михаила Алешина есть чемпионское звание Мировой серии «Рено», что в маркетинговом плане является ничуть не меньшим козырем, чем годичный опыт выступлений в «Формуле-1» его возможного визави.

Вывести чемпиона подшефной гоночной серии сразу в Большие Призы – чем не вариант для французской администрации «Рено»?

Кипят страсти и в борьбе за место второго пилота «Уильямса». Казалось бы, увольнение Нико Хюлькенберга однозначно дает понять, что 2011-м году за английскую конюшню будет выступать Пастор Мальдонадо. По разным оценкам, денежный венесуэлец готов принести от 10 до 20 миллионов нефтедолларов, но о контракте до сих пор не объявлено, что провоцирует дополнительные слухи.

Так, несколько дней назад в голландских газетах прошла информация, что на место в «Уильямсе» претендует Гидо ван дер Гарде. Заручившись поддержкой спонсора британской конюшне, компании McGregor, уроженец Нидерландов ван дер Гарде сделал интересное предложение, заставившее Адама Парра сотоварищи отложить ручки и второй раз подумать над тем, так ли им нужен Мальдонадо.

Впрочем, все это может оказаться досужими домыслами голландских журналистов, и с большой долей вероятности в «Уильямсе» окажется именно венесуэльский чемпион серии GP2.

Но наиболее авантюрная ситуация сложилась в «Торо Россо» и «Ред Булл». Несмотря на давно подписанные контракты со всеми четырьмя пилотами «Красных быков», в последние дни новостные ленты всех гоночных СМИ сотряс информационный штурм, раз за разом добавлявший сомнений в ценности контрактных обязательств команд Дитриха Матешица.

Вначале Гельмут Марко обмолвился, что соглашения с Себастьяном Буэми и Хайме Альгерсуари рассчитаны только на полгода, потом легонько покритиковал швейцарца и похвалил Альгерсуари, а в конце уже сам Хайме заявил, что не может сказать, кто будет его напарником в следующем году!

В том же интервью испанский пилот «Торо Россо» обронил, что по его мнению, Себастьян Буэми гораздо лучше справится с болидом основной команды «Ред Булл», чем это мог бы сделать лидер программы поддержки молодых пилотов Даниэль Риккардо.

Напомним, что на прошедших на прошлой неделе тестах юных гонщиков Риккардо показал первое время, более чем на секунду превзойдя результат поул-позиции Себастьяна Феттеля. Будучи вице-чемпионом Мировой серии «Рено» сезона-2010, 21-летний воспитанник «Ред Булл» до сих пор не знает, где он будет выступать в следующем году – во всех комментариях Даниэль полагается на мудрость Гельмута Марко, принимающего судьбоносные решения для всех гонщиков австрийского концерна.

Все эти косвенные свидетельства, собранные вместе, недвусмысленно намекают: ждите Риккардо в «Формуле-1». И не в 2012-м, а прямо сейчас, в качестве напарника Хайме Альгерсуари по «Торо Россо».

Наплевательское отношение команд Матешица к контрактам мы уже видели на примере уволенных в разгар сезона Скотта Спида и Себастьяна Бурдэ, а значит, никаких вариантов исключать нельзя. Возможно, Буэми уволят из младшей команды уже этой зимой, а его место займет австралийский дебютант Риккардо.

А может, швейцарец наоборот пойдет на повышение, и наигравшийся с Уэббером «Ред Булл» решит, что им будет достаточно одного австралийца и уволит Марка.

Все эти предположения кажутся безмерно абсурдными, но крутой нрав Гельмута Марко поистине не поддается пониманию, а очевидный, казалось бы, переход Риккардо в GP2 до сих пор не анонсирован. В довершении контрактного абсурда, за спиной Даниэля маячит еще более молодой и, возможно, еще более быстрый Жан-Эрик Вернь, также жаждущий попасть в «Королевские гонки».

Мест в командах в любом случае хватит не всем, а значит, мы еще не раз услышим об условиях продления контрактов и очередных гипотетических изменениях в составах. Гоночный сезон «Формулы-1» закончен – да здравствует «глупый» сезон переходов!