5 мин.

Большой картодром для Большого приза

Как известно, «Хунгароринг» – это очень большой картодром в центре Европы. В восемнадцати километрах от Будапешта между холмами расположена небольшая котловина, в которую организаторы Гран-при Венгрии умудрились втиснуть четырнадцать среднескоростных и медленных поворотов, чтобы все приезжающие сюда гонщики не забывали, что лучше всего они умеют крутить баранку.

Но организаторов можно понять, ведь в середине 80-х годов прошлого столетия у них почти не было времени на строительство мегаавтодрома. В те времена Берни Экклстоун очень хотел пробраться за железный занавес к новому для «Формулы-1» рынку – Восточной Европе, и после того как СССР вышел из этой игры, братские республики наперерез бросились к промоутеру чемпионата со своими предложениями. Венгры оказались расторопнее югославов, быстро подписали контракт и за девять месяцев построили новое кольцо.

Трудно сказать, что двигало создателями «Хунгароринга», когда они лепили 16 поворотов, но уже в первую встречу «Формулы-1» с Восточной Европой в 1986-м автодром оказался несоответствующим техническим характеристикам болидов. В 1988-м два виража все-таки «изъяли» из профиля трассы, но на общем характере трека это никак не сказалось – «Хунгароринг» так и остался интересным с точки зрения пилотажа, но крайне недоброжелательным к обгонам.

Попытки подкорректировать профиль были. В 2003 году стартовая прямая стала длиннее, а первый поворот – острее, что слегка повысило вероятность успешных атак. Впрочем, в этом вираже особо настойчивые парни обгоняли и раньше, так что, по сути, ничего не изменилось.

Обратите внимание на третий обгон Нельсона Пике – такое совершают только настоящие психи. В хорошем смысле этого слова.

Впрочем, на Гран-при Венгрии иногда даже «паровозики» становились украшением гонки. Яркий пример – победа Тьерри Бутсена на «Уильямсе». Бельгиец никогда не считался большой звездой «Формулы-1», но 12 августа 1990 года он оставил всех соперников позади, лидируя с поула от старта до финиша и отбив атаки Бергера, Патрезе, Наннини, Сенны, Мэнселла и Пике.

Вполне логично предположить, что залогом успеха на «Хунгароринге» является успешная квалификация, ведь в противном случае можно всю гонку просидеть за более медленными соперниками. «Если вы стартуете не из первых рядов, то рискуете превратить гонку в жаркий и длинный день без надежды на хороший результат», – рассказывает Кими Райкконен.

Жара и пыль – еще одна особенность «Хунгароринга». Из 23-х прошедших гонок лишь Гран-при-2006 состоялся в дождливую погоду. Во все остальные годы было либо жарко, либо просто тепло. В эти выходные синоптики хоть и обещают переменную облачность, но осадков, вроде бы, не предвидится. Пыль наносится на трассу с окружающих автодром холмов. Здесь редко проводятся соревнования, поэтому на протяжении всех трех дней гоночного уик-энда пилотам приходится расчищать трек. Тем не менее, сцепление вне траектории все равно оставляет желать лучшего, и пилоты, которые займут четные места в квалификации, окажутся в очень неудобной позиции.

В связи со скользкостью покрытия большое значение имеет хорошее механическое сцепление, поэтому инженеры команд стремятся подобрать мягкие настройки для болидов. Гонщики же, как правило, пытаются сделать машину отзывчивой, чтобы хорошо справляться с медленными поворотами. Но при этом автомобилю нужна хорошая тяга на выходе из виражей – поэтому передняя подвеска машины настраивается жестче, а задняя – чуть мягче. Настройки нужно подбирать очень аккуратно, ведь ошибка может привести к чрезмерному износу задних шин. Вот с чем проблем у инженеров не возникает, так это с настройками антикрыльев. На медленном «Хунгароринге» нет высокоскоростных поворотов, поэтому команды пытаются добиться максимальных значений прижимной силы.

Считается, что эта трасса чем-то напоминает Монако: такая же требовательная к пилотажу, но в случае ошибки – прощающая гонщиков. То же касается и технических характеристик болидов. Так, относительно слабо выступающая в этом году, «Феррари» имеет хорошую возможность, как и в Монте-Карло, пройти дистанцию успешно. Проблема в том, что соперники тоже не стоят на месте. «Макларен» добился значительного прогресса и намерен подтвердить свою высокую скорость, показанную в Германии. Фернандо Алонсо и «Рено» воодушевлены летучим кругом на «Нюрбургринге» – значит, потенциал у команды есть?..

В общем, виртуальная схватка за подиум кажется жаркой. При этом у главных претендентов на победу – «Ред Булл» и «Брауна» – свои счеты. Эпоха похолодания в Европе завершилась, и в Венгрии «Формулу-1» ждет ясное солнце и хорошо прогретый воздух. Это значит, что пилотам австрийской конюшни вновь придется доказывать свою высокую форму. Если получится, шансы на победу в чемпионате, от комментариев которых Кристиан Хорнер пока старательно уворачивался, обретут силу. Но что будет, если и «Ред Булл» не продемонстрирует чудо-скорости, и «Браун» не вернется на былой уровень? Гран-при Венгрии, несмотря на всю свою скучную натуру, может повернуть интригу в чемпионате в неожиданное русло.

А еще есть новичок Хайме Альгерсуари. Испанец не успел даже забраться в кокпит «Торо Россо», а уже оказался под пристальным вниманием своих коллег и общественности. Если кому-то будет скучно наблюдать за тем, что творится у лидеров, можно будет обратить свои взоры вглубь пелотона. Но, кстати, не факт, что сама команда «Торо Россо» останется в роли традиционного аутсайдера, ведь на Гран-при Венгрии коллектив под управлением Франца Тоста и Джорджио Асканелли представит обновленный болид и будет впервые использовать двойной диффузор. Так что, например, Себастьян Буэми вполне может прорваться вперед. Странное дело: швейцарец – новичок чемпионата, а уже лидер команды.

Угадать победителя на такой, казалось бы, очень простой и понятной трассе, как это ни странно, нелегко. Венгрия любит преподносить сюрпризы. Например, ни один из ныне выступающих пилотов не имеет значительного преимущества перед соперниками по набранным очкам. Здесь лидируют Баррикелло и Райкконен, на счету которых по 35 баллов, но карьера бразильца началась в далеком 1993-м, в то время как суровый финн лишь в 2001 году опробовал «Хунгароринг» на «Заубере». Алонсо отстает совсем немного – у Фернандо 26 очков за все гонки в Венгрии, хотя тут нужно учитывать, что этих баллов, возможно, было бы еще больше, если бы не активные вмешательства судей, противостояние с командой «Макларен» и плохо прикрученные колеса.

Что касается количества побед, то здесь результаты пилотов еще плотнее. В этом году на старт выйдет шесть победителей Гран-при Венгрии – все те же Баррикелло, Райкконен и Алонсо, а также Баттон, Хэмилтон и Ковалайнен. Что касается Фернандо, Дженсона и Хейкки, то их победы здесь в свое время стали первыми в карьере.

У некоторых парней с этой трассой отношения совсем не сложились. Физико, к примеру, выступающий на «Хугароринге» с 1997 года, собрал хорошую коллекцию из 11-ти сходов, а положил в копилку лишь два очка. По его стопам идет и Фелипе Масса – все те же два балла. В прошлом году бразилец имел шанс поправить свою статистику, за три круга до финиша уверенно лидировал, но злой рок в виде дефектного мотора «Феррари» решил не прерывать уже устоявшуюся традицию.

В общем, даже на «необгонябельной» трассе можно найти объекты для изучения и занять себя на протяжении всей гонки. Но все-таки было бы лучше, если бы о статистике и турнирных вопросах вспомнилось уже только после финиша.