6 мин.

Красная революция. Как отставка Доменикали повлияет на «Феррари»

Поклонники «Формулы-1» уже так давно устали от ожидания ухода Стефано Доменикали, что когда отставка наконец свершилась, то прогремела как гром среди ясного неба. Нет, сказать, что к ней не было предпосылок, нельзя, совсем наоборот – «Феррари» который год подряд вынуждена начинать чемпионат в роли догоняющих, новая силовая установка не блещет на фоне конкурентов, и в целом уже можно констатировать, что, как и в сезоне-2009, большие перемены в техническом регламенте не лучшим образом сказались на форме Скудерии.

Нынешний провал – не первый за время руководства Доменикали: тут и вышеупомянутый кошмар 2009 года, и проигранные «на флажке» титулы, и тот факт, что из года в год Скудерия скверно начинает чемпионат, а затем бросается в героическую погоню за конкурентами. После тотального доминирования в эпоху Шумахера в начале века достижения итальянской команды выглядят очень скромно – один-единственный Кубок Конструкторов в 2008 году. Доменикали раз за разом тасовал колоду инженеров, принимая весьма спорные решения, и одно из них аукнулось ему спустя три года – уволенный Альдо Коста сегодня успешно трудится в «Мерседесе» – именно этот инженер является главным конструктором пока не знающего поражений болида W05.

Можно вспомнить также отдельные вызывающие оторопь решения командного мостика, как, например, решение поставить на машину Кими Райкконена дождевую резину в Сепанге в 2009 году, отправив несчастного финна страдать на абсолютно неподходящих для еще сухого асфальта шинах, бардак на пит-лейн в Сингапуре-2008, возможно, стоивший Массе титула – подобные не красящие команду инциденты гораздо реже случались при предыдущем боссе Скудерии – Жане Тодте.

Отставки Доменикали некоторые поклонники итальянской конюшни требовали едва ли не после каждого проигранного сезона – ведь, как известно, для «Феррари» успехом считается только первое место. Чаша терпения переполнилась после неудачного начала сезона-2014 – прошло всего три гонки, но уже ясно, что за титул «алым» бороться очень сложно, и Лука ди Монтеземоло наконец-то принял давно напрашивающееся решение.

Рисковый выбор

Назначение Доменикали на пост руководителя конюшни в свое время активно критиковалось – многие не верили в его способность стать успешным менеджером и достойным продолжателем дела Жана Тодта, хотя итальянец давно «варился» в спортивном департаменте команды и на протяжении многих лет трудился в Скудерии. Теперь же на его место приходит личность, вызывающая еще больше вопросов – кто же такой новый тим-босс «Феррари» Марко Маттиаччи?

Уроженец Рима, выпускник престижной бизнес-школы Колумбийского университета Нью-Йорка, обладатель ученой степени по экономике в римском университете Ла Сапиенца, Маттиаччи трудился в лондонской стратегической консалтинговой фирме, специализируясь на маркетинге и развитии бизнеса, когда в 1999 году получил предложение, от которого невозможно отказаться. Автомобильный концерн «Фиат» возжелал увидеть Марко в своей структуре и предложил тому должность регионального менеджера по продажам «Феррари» в Америке и на Ближнем Востоке. Подобные должности предусматривают широкий спектр обязанностей, от определения маркетингового плана до разработки стратегии развития розничных продаж, а в числе прочего Маттиаччи также был менеджером по особым поручениям по развитию российского рынка.

С 2001 года итальянец сконцентрировался на североамериканском рынке, в частности, сыграв ключевую роль в запуске бренда «Мазерати» на территории США. В Новом Свете Марко трудился до 2006 года – за это время он успел дорасти до должности вице-президента «Феррари» по продажам и маркетингу, после чего переехал в Шанхай, где был назначен главой заново созданного подразделения «Феррари» в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 2010 году Маттиаччи вновь вернулся в США, но уже на должность главы североамериканского филиала «Феррари».

Что сказать, Маттиаччи действительно зарекомендовал себя блестящим управленцем в сфере бизнеса – «Феррари» удалось существенно повысить продажи на тех рынках, где трудился Марко, а, к примеру, в 2009 году он был назван в числе 100 самых выдающихся иностранных менеджеров Китая. Итальянец отлично разбирается во всем, что касается продаж и маркетинга – однако все это весьма далеко от «Формулы-1» и управления профессиональной гоночной командой. Единственное, что связывало до нынешнего дня Маттиаччи с автоспортом – это курирование гоночной серии «Феррари Челлендж» в Северной Америке. В свете того, что сейчас «Феррари» как никогда необходим человек, способный максимально быстро вернуть конюшню на лидирующие позиции в «Формуле-1», решение ди Монтеземоло назначить руководителем гоночного коллектива человека без опыта работы в автоспорте выглядит весьма странным. Как правило, далекие от Гран-при люди, занимавшие места руководителей команд в «Большом цирке», успеха не добивались.

Впрочем, как раз в итальянской истории автоспорта есть и исключения – в 1988 году семья Бенеттон пригласила на должность руководителя одноименной команды «Формулы-1» менеджера американского филиала принадлежащей ей сети магазинов одежды. Занятное совпадение, не правда ли? Того управленца, в жизни не имевшего связей с автогонкам, звали Флавио Бриаторе…

Туманное будущее

Впрочем, совсем не факт, что «Феррари» с Маттиаччи повезет так же, как в свое время повезло «Бенеттону» с Бриаторе. В Скудерии определенно царит системный кризис, и одной сменой командного босса проблем не решить. За время шефства Доменикали в «Феррари» претерпел очень серьезные изменения кадровый состав – и, судя по текущим результатам, пертурбации среди инженеров не были лучшим решением. Более того Марко Маттиаччи может оказаться фигурой временной, от которой потребуется только одно – не развалить команду за полгода и подготовить ее к приходу Росса Брауна.

Потенциальное назначение англичанина выглядит логичным – у него огромный победный опыт, в том числе и в Скудерии, и так как «Ред Булл» не собирается отпускать в Маранелло Кристиана Хорнера, Браун действительно выглядит наилучшим вариантом из всех доступных. Почему же нельзя назначить британца сразу? Об этом нигде прямо не говорится, но вполне возможно, что по условиям соглашения с «Мерседесом» Росс находится в «карантинном» отпуске и не имеет права работать в «Формуле-1» до конца сезона.

Возможно, впрочем, что Браун – не тот человек, который нужен «Феррари» прямо сейчас. Англичанин – настоящий стратег, работающий вдумчиво и на перспективу. Он приводил к успехам «Браун» (экс-«Хонду»), а также «Мерседес» (который побеждает сегодня), но на достижение результатов ему требовалось время, которое ди Монтеземоло, вероятно, новому главе конюшни не предоставит. Сегодня итальянской команде, действующей слишком осторожно и несмело в развитии гоночного автомобиля, нужен агрессивный лидер, не согласный на полумеры, способный отвесить пинка любому, кто встанет у него на пути, и не боящийся встряхнуть всю базу в Маранелло. Например, вышеупомянутый Флавио Бриаторе.

В любом случае, понятно, что Скудерию вновь ждут перемены и перестройка, которая неизбежно займет какое-то время. Вряд ли «Феррари» выиграет титул в этом году, кроме того, перестройка вполне может отразиться и на результатах следующего сезона. В этой ситуации больше всех проигрывают пилоты – и Фернандо Алонсо, и Кими Райкконен уже не могут позволить себе терять время, впустую проводя годы за рулем неконкурентоспособных болидов. Наверняка возобновятся слухи об уходе Алонсо в другой коллектив, и испанца понять можно – в Скудерии Фернандо так и не удалось выиграть ни одного чемпионского титула.

Так или иначе, как минимум до конца года прославленную команду будет возглавлять «человек бизнеса» Маттиаччи. Успехи Скудерии в текущем сезоне будут напрямую зависеть от решительности нового босса и его способности быстро вникать в специфику «Формулы-1», а также от времени, которое уйдет на реструктуризацию коллектива. Однако перемены действительно могут двинуть команду вперед – последние годы результаты «Феррари» заставляли думать о тотальном застое в Маранелло. Задержится ли Маттиаччи на посту надолго, заменит ли его Браун и выльется ли это в долгожданное прекращение «трофейной засухи» команды? Будущее «Феррари» в густом тумане.

Алые ведра. Почему «Феррари» рискует вновь провалить чемпионат

10 самых экзотичных мест для проведения Гран-при «Формулы-1»

Мы не пашем. Что не так с болидом «Феррари»