8 мин.

5 лучших обгонов первой половины сезона «Формулы-1»

Кими Райкконен – Пол ди Реста (Гран-при Германии)

Одним из самых ярких событий немецкого этапа стал спорный обгон Себастьяном Феттелем Дженсона Баттона, однако куда красивее (и чище) в этом же Гран-при оказалась битва между Кими Райкконеном и Полом ди Рестой.

Пропустив шотландца вперед на первых кругах, гонщик «Лотуса» поставил под сомнение свой успех в этой гонке – чтобы включиться в спор за места на подиуме, финну требовалось как можно быстрее вернуть позицию обратно. Пикантности баталии добавили полные баки болидов, вынудившие пилотов работать на торможениях и разгонах с поправкой на «ленивость» техники.

Начало атаки прошло по стандартному сценарию: в «Параболике» Райкконен включил DRS, подобрался вплотную к ди Ресте, а затем, увидев, что шотландец не намерен менять траекторию, сместился влево на накатанную часть трассы. Несмотря на то, что сцепление с трассой у «Лотуса» в тот момент было выше, чем у «Форс-Индии», Кими прекрасно понимал, что попытка опередить конкурента за счет позднего торможения ничего не даст – благодаря внутренней траектории и широкому выходу Пол закроет и середину, и внешний край трассы. Поэтому единственной возможностью для Райкконена было перекрещивание траекторий и раннее торможение. Это позволило бы провести более резвый разгон и вырваться вперед.

К чести гонщика «Форс-Индии», он это тоже понимал, поэтому еще до поворота сместился ближе к «Лотусу» и постарался затормозить как можно раньше. Это позволило шотландцу минимизировать потери и, несмотря на более широкий выход из шпильки и поздний разгон, суметь на какое-то время остаться впереди.

Окажись прямая после шпильки чуть длиннее, Райкконен наверняка еще до седьмого поворота вырвался бы вперед, однако к скоростному правому виражу «Лотус» и «Форс-Индия» подобрались бок о бок: ди Реста – слева, Райкконен – справа. Впрочем, начиная с этого момента, преимущество плавно перетекло к Кими. Лучшая траектория находилась справа как в восьмом, так и в следующих девятом и особенно десятом поворотах. Поэтому перед финном стояла задача ни в коем случае не пустить на нее ди Ресту. Самый жесткий момент мог произойти в левом восьмом повороте, но, к счастью, в битве за позицию не принимали участия гонщики «Уильямса», поэтому обошлось без столкновения. Продолжая сражение колесо в колесо, пилот «Лотуса» сумел отстоять более выгодную траекторию, и сопернику пришлось сдаться.

В этом эпизоде Кими продемонстрировал и потрясающее гоночное чутье, выбрав единственно правильный вариант атаки в шпильке, и бульдожью хватку, не предоставив сопернику ни одной корректной возможности вернуться на выгодную траекторию.

Фелипе Масса – Михаэль Шумахер (Гран-при Великобритании)

В этом году бразилец редко удостаивается похвалы за свои выступления – чаще Массу ругают (и справедливо) за слабые результаты и неспособность найти общий язык с болидом F2012. Однако по ходу сезона Фелипе преобразился, преодолев путь от пилота, крайне редко демонстрирующего что-то путное, до бесстрашного воина на трассе. Не последнюю роль в этом играет обновленный болид, однако и сам гонщик стал заметно увереннее в своих силах.

Гонку на «Сильверстоуне» Масса закончил на четвертой позиции, и по ходу заезда совершил впечатляющий обгон бывшего напарника по «Феррари» Михаэля Шумахера.

Честно говоря, сначала показалось, что в этом маневре не было ничего особенного, однако позже выяснилось, что неудачно выбранный телевизионщиками ракурс скрыл от зрителей самое интересное: благодаря бортовой камере стало ясно, что атака Фелипе заслуживает аплодисментов.

До обгона Масса довольно долго терзал Шумахера, однако немец, все сильнее убивая собственные покрышки, отчаянно держал оборону. На 10-м круге разгорячившийся пилот «Феррари» ринулся в опасную атаку: после связки «Мэгготс-Бекетс-Чейпел» на прямой «Ангар» он слипстримом подтянулся к «Мерседесу», а затем, перед «Стоув», нырнул на внутреннюю траекторию. Наскок Фелипе, похоже, застал Михаэля врасплох – до начала маневра немец занимал практически середину полотна, выжидая решения конкурента, и в итоге просто не успел захлопнуть калитку. Правда, движение рулем вправо семикратному чемпиону все же сделать пришлось, иначе «серебряная стрела» просто улетела бы в гравийную ловушку. Благодаря этому действию Михаэль практически не оставил сопернику места на трассе, принуждая того или сбросить скорость, или пойти на серьезный риск… Фелипе выбрал второй вариант.

Посмотрите, как близко пилот «Феррари» оказался к краю дорожного полотна. Правым передним колесом он даже наехал на белую линию – еще чуть-чуть, и чиркнул бы по траве, что могло привести к очень серьезным последствиям.

Не сбросив скорость, Масса тем самым не пустил на более выгодную траекторию Шумахера, и для того, чтобы удержаться на трассе, уже Михаэлю пришлось поднимать ногу с педали газа.

Возможно, в атаке Фелипе смелость граничила с безрассудностью, однако именно за это мы и любим гонки.

Ромен Грожан – Льюис Хэмилтон (Гран-при Европы)

В этом году гонщик «Лотуса» проявил себя как быстрый, но нестабильный пилот: в плохие дни Ромен добросовестно исполняет роль газонокосилки, не пропуская ни одной лужайки в пределах автодрома, а в хорошие разрывает пелотон на части.

В Валенсии Грожан доказал, что не зря заслужил доверие Эрика Булье: до схода из-за проблем с генератором он всерьез претендовал на победу. В утешение гонщику можно сказать, что обгон Льюиса Хэмилтона на 10-м круге гонки стал украшением этапа.

Выигрывать позиции на местной трассе невероятно сложно даже с помощью DRS, однако это обстоятельство не помешало молодому парню опередить соперника из «Макларена».

Подобраться к Льюису на расстояние атаки Ромен смог именно с помощью DRS на прямой, следующей после съезда с моста. Хэмилтон, разумеется, не собирался облегчать преследователю жизнь, и после смещения «Лотуса» влево аккуратно прижал черный болид к обочине – мол, у меня просто так не проскочишь, – хотя при этом и оставил минимум пространства, чтобы не допустить столкновения.

Деваться в такой ситуации было некуда: или сбрасывать скорость до минимума и входить в поворот следом за Хэмилтоном, или пытаться пройти узкий участок трассы колесо в колесо.

Выбрав второй вариант, Грожан попал в тяжелую ситуацию – места для маневра было так мало, что ему пришлось забираться на поребрик. Правда, в отличие от более поздней истории с участием Пастора Мальдонадо, Ромен уехал не так глубоко, чтобы потерять контроль над машиной. Побалансировав на грани, пилот «Лотуса» подошел к следующему апексу на оптимальной траектории и благодаря этому продрался вперед.

Любопытно, что в обычно необгонной Валенсии были и другие впечатляющие маневры. Например, этот обгон, выполненный Фернандо Алонсо. Он примечателен не только тем, что испанец удачно воспользовался небольшим замешательством Грожана, но и тем, что атака была выполнена без применения DRS. Гонщик «Феррари» просто выжал из возникшего момента максимум.

Льюис Хэмилтон – Жан-Эрик Вернь и Даниэль Риккардо (Гран-при Испании)

В наши дни ни один рейтинг обгонов не обойдется без Льюиса Хэмилтона. Англичанин совершает прорывы на любой вкус: опережает конкурентов на торможениях, во время тесной борьбы колесо в колесо или удивляет их неожиданными ходами (привет Феттелю в Хоккенхайме).

В этом году одним из самых эффектных стал фактически двойной обгон Льюисом гонщиков «Торо Россо» Даниэля Риккардо и Жана-Эрика Верня – буквально за пару затяжных поворотов пилот «Макларена» уверенно разобрался с молодежью «Формулы-1».

Да, уровень итальянской и британской конюшен несопоставим, так же как и текущие уровни гонщиков, однако столь эффектный прорыв мимо двух соперников никого не может оставить равнодушным.

Надо отметить, что «телята» сами подготовили благодатную почву для шедевра – оба настолько увлеклись борьбой между собой, что не заметили подкравшегося хищника. Впрочем, возможно, именно приближение Хэмилтона вынудило Риккардо засуетиться за спиной Верня. Может быть, австралиец таким образом хотел показать напарнику, что неплохо бы пошевелиться, иначе мимо обоих промчится парень на ракете? Или Даниэль просто рассчитывал обставить Жана-Эрика и оторваться от преследователей, взвалив на второго гонщика «Торо Россо» героическую оборону 11-й позиции?

Как бы там ни было, на 39-м круге Гран-при Испании в третьем повороте Риккардо выскочил из-за спины Верня, обозначив намерение атаковать напарника, но одновременно ушел с выгодной траектории и открыл дорогу «Макларену». Французский же пилот «Торо Россо», заметив в зеркалах австралийца, слегка сместился в его сторону, а потом спохватился – оказалось, что справа его уже готов обогнать шустрый англичанин.

Попытка закрыть траекторию ничего не дала: «Макларен» уже набрал ход, перестроился «во второй ряд», а затем и вовсе поравнялся с болидом Верня. В четвертый поворот машины входили колесо в колесо – Жан-Эрик шел по внутреннему радиусу, а Льюис – по внешнему. У француза еще оставался шанс аккуратно выдавить соперника на край трассы и заставить того снизить скорость, однако новичку чемпионата не хватило духу, а затем уже было поздно – за счет лучшей техники Льюис быстрее разогнался и к следующему апексу оказался хозяином положения... Из пятого поворота англичанин вышел первым.

Себастьян Феттель – Нико Росберг (Гран-при Австралии)

В том, что у Себастьяна Феттеля отменный пилотаж, уже давно нет никаких сомнений: сравнительный анализ лучших квалификационных кругов немца и его конкурентов нередко удивляет – как этот мальчишка заставляет свой болид так проходить повороты? Однако если в режиме одного быстрого круга у Себа почти всегда полный порядок, то про гоночные условия этого не скажешь – еще пару лет назад за маневрами пилота «Ред Булл» многие следили с замиранием сердца – не дай Бог вынесет соперника!

Но времена меняются, и Себ тоже растет – за последнее время Феттель заметно прибавил по части обгонов. Некоторым его маневры кажутся «натужными», словно пилот с трудом протискивается мимо болидов соперников, чуть не доводя дело до столкновения. Однако это не так – на самом деле, в таких ситуациях действительно не всегда существует возможность оставить сопернику место. Если же она существует, то Себастьян не жадничает.

В Мельбурне в борьбе с соотечественником Нико Росбергом пилот «Ред Булл» продемонстрировал филигранный пилотаж в повороте «Кларк». Несмотря на позднее торможение, он аккуратно, без лишнего эффекта и блокировки колес – как наверняка получилось бы у кого-нибудь вроде Кобаяси – вошел в поворот, вроде бы и предоставив немного места Росбергу, и в то же время ловко закрыв конкуренту дорогу. Самым удивительным является то, что в повороте с одной четкой траекторией Себ умудрился слегка сместиться влево, на внешний радиус, и удержать машину под контролем, хотя по логике вещей болид должен был выехать на обочину!

Вне конкурса: Грожан – Мальдонадо – Перес (Гран-при Китая)

В битве этой веселой троицы обгон так и не состоялся, так что чисто технически эпизод нельзя включить в наш рейтинг. Однако битва между представителями трех разных команд оказалась настолько красивой, яркой, напряженной и упорной, что ее просто проигнорировать. Смотрите и наслаждайтесь. Кто сказал, что на зрелищность гонок влияют только обгоны и аварии? – Такие битвы приносят болельщикам не меньше удовольствия!