4 мин.

Два часа в засаде

Женщины. 10 километров в открытой воде

Призеры: 1. Лариса Ильченко (Россия) – 1:59.27,7. 2. Кери-Энн Пейн (Великобритания) – 1:59.29,2. 3. Кассандра Паттен (Великобритания) – 1:59.31,0.

Как было

Когда плывешь сто метров, то и подумать ничего не успеваешь. Так, скажешь сам себе один раз слово «надо», когда дышать станет потяжелее, а потом сделаешь несколько гребков – и вот оно, касание борта. А если вы Фелпс, то и говорить ничего не надо. Нырнул без медали, вынырнул уже с ней.

Но что чувствуешь, когда плыть – десять километров? На скорость. В открытой воде. И когда смотрит на тебя вся твоя страна: от бодрствующего Анадыря до едва проснувшейся Москвы. Получить бы в mp3 нефильтрованную запись мыслей пловца. Ведь это – разговор со своим организмом, бесконечная починка себя – когда бросить хочется, передохнуть. 10 километров в плавании, по сути, «Формула-1». И дозаправки едой по ходу дистанции только усиливают это сходство.

За Ларису Ильченко было тревожно. Она рекордсменка мира, сильнейшая на планете в марафонском плавании – слой титулов солидный. Но Ларисе всего девятнадцать. И она из той плавательной сборной, которой крепко не везет в Пекине.

Трясло, когда она шла за этими британками. Всю дистанцию. Мы ведь, опять же, не можем ввинтить микрофон в голову спортсмену – и потому не в курсе, что значит это отставание: что сил нет? или что силы есть, но пригодятся потом? И просто смотрели и верили. И еще – ждали. Когда плывут десять километров, ждать приходится долго. Можно сделать два миллиона дел по дому за эти два часа, но Россия как-то подзапустила этим утром домоводство – уставилась в экраны.

Ильченко разорвала соперниц незадолго до финиша. Очень так спокойно, как подобает мастерам. Выскочила из этой почти двухчасовой засады. Р-раз – и уже идет корпус в корпус с англичанками. Два – и уже впереди.

А дальше… Дальше будет финиш, когда срывают голос комментаторы. Каков был Губерниев! Вы знаете, ему надо дать какую-нибудь малую золотую медаль. Потому что он сам проплыл эти десять километров.

Когда есть много причин, чтобы не выиграть, люди не выигрывают и говорят об этих причинах. Говорят, что нет комбинезонов. Говорят, что нет условий. Говорят, что мы еще в двадцатом веке по уровню развития плавания. Да много что говорят – вы полистайте архив.

Ильченко к соревнованиям готовится в бассейне. Условий для того, чтобы она могла тренироваться в открытой воде, никто предоставить не может. Что прикажете – Волгу ради нее перекрывать по утрам? Ну вот и не перекрывают. И десять километров для Ларисы на тренировке – это двести касаний бортика пятидесятиметрового бассейна.

И ничего. Ильченко все равно лучшая. Она достала нам это золото, чтобы мы совсем не потеряли веру в себя.

Еще один сильный человек

Натали Дю Той из ЮАР заняла шестнадцатое место. Этот факт заслуживает внимания: у спортсменки выше колена ампутирована левая нога. На чемпионате мира Натали была четвертой.

Цитата

«Говорила себе: иду плыть большой тест длиной 10 км. То есть постаралась приравнять олимпийский заплыв к тренировке – большой, важной, серьезной, но тренировке. Старалась гнать от себя мысли, что предстоит главный старт моей жизни. Определенной тактики мы в этот раз решили не придерживаться, я смотрела по ситуации и уже по ходу дистанции корректировала.

Пришлось очень тяжело. Две англичанки лидировали почти всю дистанцию. Сильные большие девочки, которые практически все 10 км плыли без «подкормки», что означает просто бешеную выносливость. Но, слава Богу, им пока не хватает опыта. Я работала далеко не меньше их и не меньше заслужила эту победу.

Я, честно говоря, очень удивлена тем обстоятельством, что судьи, оказывается, мне дали желтую карточку. Я это только на берегу узнала. Возможно, это было в тот момент, когда я пыталась уйти в сторону от девчонок из Бразилии. На самом деле, они очень агрессивно себя вели. Иногда даже неспортивно. От одной из англичанок получила в глаз ногой», – Лариса Ильченко сразу после финиша в интервью агентству «Весь спорт».