3 мин.

Карта болельщика, итоги первого круга

Такое нововведение как Fan ID или паспорт болельщика стало точкой преткновения для ныне существующих объединений болельщиков футбола. Несмотря на то, что такая модернизация введена лишь в 5 городах страны, бойкоты поддерживают по всей России. Удалось ли добить желаемого результата и к чему привело появление карты болельщика?

Введение Fan ID стало не только самым ярким событием сезона, но повлекло не самые позитивные последствия для клубов. Матчи, тем более уровня РПЛ, без болельщиков – то, от чего, казалось бы, удалось избавиться и оставить в ковидном прошлом. Однако, не всё так хорошо. С 1 июля Государственная дума приняла закон о введение паспорта болельщика, который на момент начала сезона затронул лишь – Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самару и Сочи. Остальные города также коснётся спорный закон, но чуть позже, переход на систему контроля болельщиков планируется закончить до конца 2022 года.

Цифры, которые мы имеем на сегодняшний день, достаточно плачевны. Посещаемость, которая и так последние два года была близка к нулю, снова находится в упадке. Рассматривая проблему на примере наиболее крупных стадионов страны, можно увидеть, что та же «Газпром арена» сейчас в среднем, на домашних матчах принимает около 23 тысяч болельщиков, что при вместимости в 87 тысяч – катастрофа. Такие события обусловлены массовым бойкотом фанатов всех клубов.

Если в Питере, где система Fan ID, еще не введена, посещаемость находится в «яме», то что происходит с провинциальными городами, где без паспорта болельщика попасть на стадион невозможно? «Екатеринбург Арена», принимавшая в 2018 году Чемпионат Мира, вмещает на трибуны до 35 тысяч человек, сейчас принимает лишь 3–4 тысячи. Подобная ситуация сложилась и на стадионах команд: «Ростов», «Сочи», «Пари НН» и «Крылья Советов», где процент заполненности трибун близок к 20. Стоит учитывать, что команды не первый год принимают участие в Премьер-Лиге и имеют свою, достаточно внушительную фан-базу.

Безопасность, ради обеспечения которой, была введена карта болельщика, не менее спорный, среди зрителей футбола, вопрос. Апеллировать событиями 2010 года, при принятии закона о FanID – воспринимается болельщиками, как глупость. Сложности, которые возникают при подаче заявки на получения «проходки» на матчи – говорят, о ряде недочетов системы. Отказы при получении «паспорта» также вызывают негодование.  Причины не всегда объясняются, однако, как следствие, человек лишен возможности посетить матч. Как правило, основание, для такого рода действий, идущее по умолчанию – обеспечение безопасности с помощью ограничения доступа на стадионы потенциально опасных граждан. Однако, зачастую причины отказа попросту надуманы.

Сложно говорить о том, что будет с посещаемостью после введения паспорта болельщика на всех стадионах команд РПЛ. Упадет ли явка, или же за зимнюю паузу страсти утихнут – вопрос, который волнует всех любителей футбола и сами клубы, чьи доходы, хоть и частично, но зависят от зрителей. Однако, после зимней паузы, нам удастся оценить влияние данной системы полностью, ведь Fan ID захватит и столичные города, где посещаемость априори была выше.