9 мин.

Егор Вяльцев: Никогда не говорю себе: «Я не смогу»

- «Триумф» завершил этот сезон на пятом месте в чемпионате. Как считаете, такой результат – это успех, или команда была способна на большее?

– Я считаю пятое место хорошим результатом для «Триумфа». Конечно, можно сказать, что в этом году состав у нас был сильнее, чем в прошлом, как минимум, по именам. Но ведь и в целом уровень чемпионата России вырос.

Конечно, как и в любой команде, у нас были проблемы в течение сезона в связи с мировым финансовым кризисом, кто-то из игроков ушел, а кто-то пришел в середине сезона. Но считаю, что на финишную прямую мы вышли в том составе, который начал показывать хорошую игру.

Так что качество игры, по сравнению с прошлым годом, улучшилось. К тому же мы вышли в два Финала четырех, – Кубка России и Кубка Вызова ФИБА, что не удалось нам в предыдущем сезоне.

Я ни в коем случае не умаляю прошлогодние достижения, но мне кажется, что в этом сезоне мы выступили лучше. А если учесть финансовое положение в мире, такие факты, как снятие с чемпионата приморского «Спартака», уход из нашего чемпионата именитых легионеров, то во всей этой ситуации наше пятое место это даже шаг вперед.

- В начале сезона «Триумф» планировал выступать в Кубке УЛЕБ. Но так сложилось, что в итоге на европейской арене вы оказались в Финале четырех Кубка Вызова ФИБА, и считались фаворитами этого соревнования. Как это часто бывает в финальных стадиях, один матч решил все. Что случилось в полуфинальном матче с «Шоле», чего не хватило команде?

– Думаю, что тут совпало несколько факторов. С одной стороны, понимая важность этой встречи, где-то «перегорели», не смогли показать свою лучшую игру тогда, когда это было нужно, устали морально и физически после серии с УНИКСом. Перелеты и напряженные матчи забрали много сил, было очень сложно собраться, и как бы ни казалось со стороны, но в том матче каждый из нас выложился по максимуму.

Уже в матче за третье место мы сыграли так, как должны были за день до этого. Но ничего, главное, что у нас есть команда, хороший боеспособный коллектив. Не надо опускать рук, и победы придут.

- Как бы вы оценили свою игру в этом сезоне?

– Я очень не люблю этого делать. Для этого есть тренеры, баскетбольные специалисты, скептики, фанаты, – все, кто видит меня со стороны.

Основная цель прошлого года для меня была закрепиться в команде. Перейдя в «Триумф», я поднялся на новый уровень, и важно было доказать, что я достоин выступать в этом клубе. Но я знаю себя – на этом останавливаться не собираюсь. Нужно продолжать усердно работать, сейчас я нашел свое место в команде и чувствую, что способен помочь клубу.

- Но давайте смотреть правде в глаза: если бы вы играли плохо, вам бы не пришло приглашение в сборную.

– Такое приглашение, конечно, очень приятно. Тем более, что я уже не первый раз привлекаюсь к тренировкам национальной команды. Я всегда готов приехать на вызов в сборную.

В предыдущие сборы меня отсеивали самым последним. Но я, по-прежнему, верю в свои силы, знаю, что могу попасть в сборную и приносить команде пользу. У меня достаточно сил и терпения для этого.

Конечно, тренер принимает окончательное решение, подбирая команду под себя. Состав российской команды сейчас, на самом деле, очень хороший, что прекрасно доказывает победа на чемпионате Европы.

И если я не попал в предыдущие разы в основной состав, значит, был недостаточно хорош. Проблему искать нужно в себе. Я ищу в себе недостатки, исправляю их, и в этом году мне предоставляется еще один шанс, который я постараюсь использовать.

- Как считаете, над чем вам в первую очередь нужно работать?

– Над многим. Нет таких технических компонентов в баскетболе, которые я идеально выполняю. Нужно работать над броском, чувствую, что после травмы стал хуже бросать. До перелома, который случился два года назад, я мог бросать с любой дистанции, попасть в кольцо с семи, девяти метров для меня вообще не составляло проблем.

Думаю, что стоит добавить физической мощи. За последний год я немного прибавил в этом компоненте, но предстоит еще много работы в этом направлении.

Нужно добавить в защите. Многие считают это черновой работой, но мне нравится обороняться, я получаю удовольствие от противоборства с оппонентом.

Обязательно буду работать над умениями перехватывать мяч, грамотно занимать позицию, читать игру.

- На площадке вы очень взрывной игрок, эмоциональный, своим поведением заводите всю команду. В повседневной жизни вы такой же?

– Нет, в жизни я очень спокойный человек. Те эмоции, которые проявляются на площадке, это не то, что испытываю при общении с родными и близкими. Я очень спокойно ко всему отношусь, и меня очень сложно вывести из себя.

А игра, площадка – это совсем другое! Возможно, со стороны кто-то скажет, что я неуравновешенный, но баскетбол дает мне адреналин, я получаю от этого кайф. Баскетбол как любая игра должен вызывать азарт. С такой страстью я играю с самого детства. Мне очень нравится полностью отдаваться игре. Если от природы у меня много энергии – почему я ее должен сдерживать в себе?

Но когда матч заканчивается, я снова становлюсь очень спокойным, всегда готов пожать руку соперникам после игры. Обязательно извиняюсь, если во время игры я в чем-то был неправ.

Со стороны может показаться, что этот выплеск эмоций мешает мне на площадке, но это не так. Я на сто процентов сконцентрирован на игре. И никакими провокациями соперника меня не выбить из колеи. Я очень люблю баскетбол, поэтому он вызывает у меня такие эмоции.

- Бывает ли так, что у игрока Егора Вяльцева дрожат руки, что вы не можете справиться с волнением или страхом?

– Если честно, такого даже не припомню. Конечно, все волнуются, когда выходят на паркет, но до дрожи в руках вроде не доходит. Бывает, что не идет игра, и все. Помню молодежный чемпионат Европы в Чехове, когда мы проводили полуфинальные и финальные матчи, тогда я попросту не мог забить мяч. Отлично себя чувствовал, не волновался, бросал из удобных ситуаций, а попасть не мог…

Волнение, азарт, спортивная злость – все что угодно, но вот страха при выходе на площадку точно нет. Не помню, чтобы боялся играть против кого-то. У меня нет таких авторитетов, встретиться с которыми мне было бы страшно.

- Против кого из игроков вы хотели бы сыграть один на один?

– Все мечтают играть против ребят, выступающих в НБА, ведь там собраны самые сильные игроки. И я не исключение. Хотел бы сразиться с Майклом Джорданом или Леброном Джеймсом. Например, глядя на такого игрока, как Леброн, просто не понимаешь, как его можно остановить, у него есть все – отличный рост, потрясающая мышечная масса, бросок, пас, прыжок, проход – все удается ему с одинаковой легкостью.

Но я никогда не говорю себе «нет, я не смогу». Думаю, что против Джордана было бы очень интересно сыграть. Не берусь судить, как бы игра сложилась, возможно, у меня вообще не было бы шансов. Но даже в этом случае я бы вышел против великого Майкла и показал все, на что способен.

- Подозреваю, что именно Джордан был вашим кумиром в детстве… Может быть, кумиры в баскетболе есть у вас сейчас?

– Конечно же, как у всех игроков моего поколения, кумиром детства был Майкл Джордан. Я хотел играть, как он, двигаться, исполнять те же элементы. Просто боготворил его. Когда вырос как игрок, начал играть на более высоком уровне, познакомился с баскетболистами, то для меня образцом для подражания стал Женя Пашутин. Восхищаюсь его силой духа, мужественностью, характером. Как игрок и как человек, он через многое прошел. Пережил серьезные травмы, после которых большинство спортсменов закончило бы свою карьеру. А он своим примером показал, что непреодолимых трудностей не бывает.

- Есть ли в вашей жизни человек, кто больше всех повлиял на ваше становление как личности?

– Борис Георгиевич Ливанов, тренер кадетской сборной, в которой я играл в свое время. Он очень многому меня научил. Не только как игрока, но и как человека. Очень суровый и требовательный на тренировках, за пределами зала он был человеком, с которым можно и пошутить, и поделиться проблемами, и у которого можно попросить совета. Я очень ему благодарен.

Конечно, в течение жизни есть множество людей, влияющих на нас. Но, естественно, основной вклад в то, каким я стал человеком, сделала моя мама, которая мне была и другом, и сестрой, и вообще абсолютно всем для меня.

- Взрослые многому могут научиться у своих детей, а чему вы научились у своего сына Саши?

– Я постоянно у него учусь. Он открыт для всего нового, честен в любой ситуации, и я хотел бы быть таким. Понимаю, что во взрослой жизни это нереально, но я хочу жить так, как он, но в своем возрасте, говорить то, что чувствую.

- У спортсменов много суеверий, у вас они есть?

– Ага, стригся и менял кроссовки после неудачных матчей. К тому же я подвержен самому распространенному суеверию в мире – если кошка перебегает мне дорогу, я никогда не пойду и не поеду, буду ждать, чтобы кто-то сделал это раньше. Причем кошка может быть любого цвета. Ничего серьезного, но мне так спокойней.

- А ваш игровой номер 9 никак не связан с какими-либо приметами?

– Абсолютно нет. Я вообще с самого детства играл под 10 номером. 10 – мое счастливое число, я ведь родился 10 октября. Но когда перешел в «Урал-Грейт» в середине сезона, то десятка уже была занята. Взял 9-й, как максимально приближенный, и так получилось, что тот сезон я отыграл очень хорошо. С тех пор играю под 9-м.

- Есть у вас хобби, как вообще проводите свободное время?

– Стараюсь как можно больше времени проводить со своей семьей. И без того много времени забирают переезды, тренировки, игры, поэтому стараюсь как можно больше общаться с сыном и супругой. Приезжаю ли утром рано или поздно ночью – они всегда меня встречают, в любом аэропорту. Я всегда очень радуюсь, возвращаясь к ним.

Кстати, этим августом мы ожидаем пополнения в нашей семье. Знаем, что родится мальчик, но над именем пока еще не думали.

Ну, а когда я по каким-то причинам не могу быть рядом с близкими, то трачу свое время на автомобили – это мое увлечение. Только не подумайте, что я прыгаю в машину и еду гонять на ралли, просто мне очень нравятся автомобили. Люблю посещать выставки, автошоу, посидеть в машине, залезть под капот, всегда интересуюсь автоновинками.

Но какого-то особенного хобби у меня нет. Как и все, люблю слушать музыку, читать книги – разных направлений, разных жанров. Конечно, могу с друзьями сыграть партию в бильярд или карты, но моя единственная страсть – это баскетбол. И, слава Богу, что эта страсть позволяет мне еще и кормить семью.

- И напоследок вопрос, который часто задают баскетболистам. Назовите свою топ-пятерку всех времен и народов, «дрим-тим» от Егора Вяльцева.

– Из такого множества великих игроков выбрать очень сложно. Назову тех, чья игра мне ближе. Разыгрывающий – Тим Хардуэй. Второй номер, конечно же, Майкл Джордан. На позиции третьего пусть будет Ларри Берд, мощный форвард – Чарльз Баркли и Шакил О’Нил в роли центрового.