7 мин.

Нагорная

Афиша

94-я супервеломногодневка «Джиро д’Италия» посвящена 150-летию провозглашения единого итальянского государства. Произошло это знаменательное событие в Турине – поэтому там и состоится стартовая командная разделка. Итальянцы не стали делиться с другими странами стартовыми этапами своей обожаемой гонки, как это было в последние годы, и лишь на денек-другой «Джиро» заглянет в Австрию. Финишный этап вернулся в свое традиционное место – в Милан.

Каждый год кажется, что более сложный маршрут просто невозможно придумать, но директор гонки Анжело Дзоменьян всякий раз поднимает планку еще выше, заставляя хвататься за головы не только гонщиков, но и оргкомитет «Тур де Франс» – в последние годы «Джиро» явно переплюнула по экстремальности самый престижный гран-тур.

Самая горная гонка за последние годы (8 горных этапов плюс разделка в гору), самая длинная за последние годы (3498 километров), с самым большим числом участников – 207 гонщиков, представляющих 23 команды, из-за чего даже пришлось получать специальное разрешение от Международного союза велосипедистов (UCI), ограничивающего количество гонщиков на старте двумя сотнями.

Кто не приехал

Чемпион прошлогодней «Джиро» Иван Бассо в этом году сконцентрировался на подготовке к «Туру» и уступил роль лидера Liquigas Винченцо Нибали. Поначалу Бассо планировал помочь Нибали выиграть «Джиро» в благодарность за неоценимую помощь год назад, но проблемы со здоровьем и набором формы этой весной заставили его перестраховаться и пропустить свою любимую гонку.

Не примут участие в «Джиро» братья Шлеки: Энди одержим идеей победить на «Туре» и опасается, что участие в двух гран-турах подряд пагубно отразится на втором из них. Та же причина и у Кэйдла Эванса, который только что выиграл «Тур Романдии» и не теряет надежды наконец-то стать победителем французского тура.

Фавориты

Не прошло и 24 часов с момента сенсационного решения Федерации велоспорта Испании о снятии с трехкратного победителя «Тур де Франс» Альберто Контадора обвинения в использовании допинга, как сильнейший многодневщик современности заявил, что поедет в этом году «Джиро», на которой он побеждал в 2008 году. Будущее Контадора по-прежнему туманно, угроза дисквалификации реальна, и Альберто как будто хочет успешными, а главное «чистыми» с допинговой точки зрения выступлениями умилостивить WADA и UCI. Пока Контадор в седле, он фаворит номер один в любом гран-туре.

Винченцо Нибали год назад привез к победе Ивана Бассо, а теперь готов выиграть «Джиро» сам, к тому же теперь он не какой-нибудь подающий надежды молодой гонщик, а победитель испанской «Вуэльты». 15 мая очередной этап «Джиро»-2011 стартует в родном городе Нибали Мессине. Можно не сомневаться, что «Мессинская Акула» в этот день сделает все, чтобы победить на южном склоне Этны.

Российский чемпион «Джиро» двухлетней давности Денис Меньшов рассматривается как один из главных фаворитов. После того как его Team Geox не попала в число участников «Тура»-2011, победа на «Джиро» стала для команды Мауро Джанетти одной из главных задач на дебютный сезон. Отсутствие необходимости экономить силы на французский тур позволило Team Geox выставить на «Джиро» сильнейший состав. Именно эта гонка даст ответ на один из самых интригующих вопросов сезона: насколько успешно сработаются вместе две суперзвезды испано-итальянской велогруппы – Денис Меньшов и Карлос Састре.

Как никогда серьезны амбиции на нынешней «Джиро» у «Катюши». Чем круче горы, тем лучше лидеру российской команды испанцу Хоакиму Родригесу. Руководство «Катюши» отказалось от борьбы за отдельные этапы ради того, чтобы помочь Родригесу подняться как можно выше в генеральной классификации.

Новый лидер «Астаны» после ухода Контадора чех Роман Кройцигер теперь получил шанс по-настоящему заявить о себе, а капитан традиционно сильной на «Джиро» итальянской команды Lampre Микеле Скарпони, который год назад занял на итальянском туре четвертое место, полон решимости превзойти это достижение.

Спринтеры

Статус гонки слишком высок, чтобы ее пропускали маститые спринтеры, поэтому мы сможем лицезреть почти весь спринтерский бомонд – Кэвендиш, Фаррар, Петакки, Чиолек, Макьюэн… Не будет разве что Тома Боонена. Но этим могучим джентльменам придется довольствоваться максимум шестью-семью этапами, которые теоретически могут завершиться массовым спринтом.

Маловероятно, что кто-то из «чистых» спринтеров наденет на свои плечи красную майку лидера в Милане. Возможно, никто из них вообще не доедет до Милана – такие адские муки ждут их в горах на третьей неделе гонки.

Наши

На старт «Джиро» выйдут семь россиян. Кроме Дениса Меньшова и одного из его оруженосцев Дмитрия Козончука, это Павел Брутт и Эдуард Ворганов из «Катюши», Евгений Петров из «Астаны», Иван Ровный, представляющий американскую велогруппу Radioshack, и Максим Бельков из голландской Vacansoleil. О шансах Меньшова мы уже поговорили, а остальные российские гонщики будут помогать своим лидерам, хотя тот же Евгений Петров вполне может попробовать выиграть один из этапов.

Трасса

Гонка стартует 20-километровой командной разделкой по улицам Турина, затем ее участникам предстоит преодолеть три равнинных этапа. Пятый этап интересен тем, что на нем есть участки без асфальтового покрытия – так называемые белые дороги Тосканы. В случае дождя подобный «грязевой» этап станет непростым испытанием для тех, у кого нет за плечами маунтинбайкерского опыта. По холмам к северу от Рима пелотон доберется до окрестностей Неаполя, где впервые на седьмой день гонки смогут попробовать ногу горняки и фавориты генеральной классификации. В конце первой недели нас ждет великолепное зрелище: двойное восхождение на знаменитую Этну – сначала с севера, а затем с юга.

«В отличие от французской горы Мон Ванту, Этна – действующий вулкан, сформировавший уникальный пейзаж. Если вдруг будет извержение, могут возникнуть проблемы», – пугает Дзоменьян.

Получив первый день отдыха, гонщики переберутся на берег Адриатического моря, где у спринтеров будет пара последних шансов что-то показать – после Равенны, где мы побываем 19 мая, пойдут горы и ничего кроме гор. 20 мая пелотон пересечет границу, чтобы финишировать на склоне высочайшей горы Австрии Гроссглокнер. Даже странно, что Дзоменьян не заставит гонщиков карабкаться на сам пик высотой 3798 метров, ограничившись отметкой 2137. На следующий день гонка вернется в Италию ради восхождения на Дзонколан – одну из самых легендарных вершин в истории «Джиро». На пути к Дзонколану спортсменам предстоит еще один подъем и какой – Альберто Контадор, съездив в Доломитовые Альпы на разведку, признался, что Монте Кростис пугает даже его.

«Главное, чтобы там не пошел снег. Отличное место для барбекю», – мрачно пошутил Контадор, а затем отметил, что этап, который следует за Дзонколаном – еще тяжелее. Профиль 15-го этапа настолько сложен, что его победитель вполне может доехать в розовой майке лидера до Милана.

Вслед за жизненно необходимым после таких испытаний днем отдыха состоится горная разделка. Она будет попроще прошлогоднего восхождения на Кронплац, но все равно – на участке в 12,7 километра с постепенным повышением высоты на 700 метров можно проиграть до двух минут и больше. Вслед за днем с классическими для «Джиро» перевалами Пассо Тонале и Априка последует относительно равнинный этап вдоль берега живописного озера Комо и, наконец, гонщикам останется преодолеть два последних горных этапа, из которых решающее значение будет иметь второй с восхождением на Колле делле Финестре и финишем в Сестриере. Вероятнее всего, там определится имя победителя «Джиро»-2011, но при небольших разрывах между лидерами финальная разделка протяженностью 31,5 километра с финишем возле Миланского собора отнюдь не будет формальностью.

Фото: Cyclingnews.com

ВИДЕО

Цифра

9 этапов нынешней «Джиро» по своей протяженности превышают 200 километров. Маршрут будет не только технически сложным, но и невероятно изматывающим.

Цитата

«Эта тяжелая «Джиро», но «Джиро» и должна быть тяжелой. Здесь не бывает скучных этапов, но так и должно быть. Если кто-то хочет принять участие в простой гонке – без подъемов, без спусков, без дождя и ветра – лучше им в мае податься куда-нибудь в другое место. Мое убеждение таково: не бывает слишком сложных спусков и слишком тяжелых подъемов», – директор гонки Анжело Дзоменьян напоминает, что суть «Джиро д’Италия» – в преодолении человеческих возможностей (Cyclingnews).