8 мин.

Мормоны в поиске новой веры

Если говорить начистоту, то материал о «джазменах» задумывал уже трижды. Изначально структурировать их игру подвигла уникальная волевая серия, по ходу которой мормоны «съедали» пассив в четверть сотни баллов с той же элегантностью и изящностью, что нивелируют какие-нибудь «минус три» на ничего не значащем отрезке поединка. Следом руки тянулись к клавиатуре после расставания с главным тренером, 23 сезона служившим региону верой и правдой. Ну, а пиком интереса к аналитическому разбору дел в Юте стал трейд Дерона Уильямса — совершенно нелогичный как с игровой точки зрения, так и со стратегических позиций менеджмента. Тем не менее, всякий раз когда садился за клавиатуру, внутренний голос удерживал от поспешных выводов и рассуждений.

Наломать дров, бросаясь в крайности, было очень легко, ведь каждая из ситуаций удобно подстраивалась под оценочный радикализм (правда, с различной полярностью в тоне). А вот цельное впечатление в эмоциональных потоках рисковало затеряться. Да и далеко идущие выводы приходилось бы делать с рядом оговорок. Серия волевых побед теряла бы смысл, не доберись команда до плей-офф, что при возросшей конкуренции на Востоке выглядело весьма вероятным. Назначение нового тренера вполне могло обернуться прорывом, каким обычно сопровождаются подобные перестановки, после чего «джазмены» — чем черт не шутит! — на волне вдохновения задали бы гопака всей лиге. Наконец, обмен Ди-Уилла оставлял коллектив на распутье. Лишившись лидера и пережив своеобразную локальную анархию, он имел полное право двинуть куда глаза глядят. Благо статус Корбина-временщика позволял это сделать — новую команду строил бы на снесенном фундаменте уже кто-то другой…

Но вот после того как владелец «Джаз» Грег Миллер дал добро на долгосрочную кооперацию с бывшим ассистентом Слоуна, полностью передав бразды правления седьмому коучу в клубной истории, наступило осознание — время текста о «Юте» пришло. Потому что сейчас мы находимся абсолютно в той же позиции, что и новый тренерский штаб: оцениваем потенциал, расставляем акценты и пытаемся определить проблемы в потерявшем цельность коллективе. Не имеющем ярко выраженного лидера по обе стороны площадки – даже капитана как такового Корбин пока не назначил, передавая эти функции из матча в матч разным исполнителям. Лишившимся твердого игрового почерка — даже в родных стенах, где «Юта» традиционно брала свое, команда «сливает» матч за матчем. Мало того, что разница побед и поражений на «EnergySolutions Arena» нынче имеет непрезентабельный показатель 17-15, так мормоны еще и установили своеобразный антирекорд. Семь фиаско кряду в родных стенах — худший показатель со времен сезона-1981/82, когда дюжину вечеров подряд в привычном антураже дружина не знала успеха. Кроме всего прочего, клуб не сыграл на трансферном рынке так, как того требовали болельщики и кадровая ситуация. Нынче платежка «Джаз» составляет 75,2 млн. долларов, что превосходит черту «роскошного» лимита на 4,9 млн. Вроде как сам бог велел перед трейд-дэдлайном сбросить истекающий контракт Андрея Кириленко, а затем разумно распорядиться соглашениями Мемо Окура, Пола Миллсэпа и Раджи Белла. Ведь гордости Солт-Лейк-Сити кровь из носу нужен был динамичный защитник-универсал (на худой конец, сошло бы сочетание «классический второй номер + фланговый стоппер») и удачно разрушающий «большой». Теперь же «джазменам» придется доигрывать сезон далеким от сбалансированности составом и вслепую искать игровую доминанту.

Отсутствие последней, к слову, нынче и есть самая большая проблема «Юты». Можете ли вы навскидку сказать, какая это команда по стилю? Первый вариант — ориентированная на давление через центр и выстраивающая игру через «больших». Версия логичная, поскольку, как минимум, находит подтверждение в статистике Эла Джефферсона. Взять хотя бы последние пять игр, последовавших за обменом Дерона Уильямса и выведших центрового на элитный уровень. 25,4 очка, 11 подборов, 3 блока и 58 процентов попаданий с игры — статистика, которую впору и на Матч всех звезд заявлять, верно? Учитывая же то, что великан превратился в основную атакующую опцию на фоне частого заигрывания «двоечек» со всеми форвардами и ставки «Джаз» на скоростной транзит мяча, это вовсе превращало бы позиции Джефферсона в незыблемые. Франчайз в чистом и готовом виде... Да вот беда, на своей половине площадки Эл зачастую выпадает из командных построений, чем перманентно рушит всю стройность системы. Даже три-четыре «горшка» за вечер не в силах скрыть его сомнительный выбор позиции, невысокую подвижность и провалы при активных смещениях и разменах партнеров. Обратите внимание: мало того, что Кириленко приходится постоянно помогать партнеру, так даже Раджа Белл время от времени опускается к «усам», чтобы нейтрализовать разрывы между передней и задней линиями. Хотя при этом зачастую сам теряет непосредственного опекуна и устраивает еще большую канитель в тылах.

Ситуацию усугубляет то, что достойной замены Джефферсону нынче нет, а значит, постоянно нагнетать давление по центральной оси «Юте» чрезвычайно сложно. Надеяться на Кирилла Фесенко и Франсиско Элсона — все равно, что девушке на седьмом месяце беременности приписывать неестественную полноту лишнему весу. «Европейская диаспора» своим появлением на площадке вызывает трепет в душе поклонников «Джаз». Разумеется, отнюдь не благоговейный. Украинец только и делает, что капризничает и жалуется судьям на то, как с ним жестоко обходятся за пять минут пребывания на паркете. Ну, а голландец за свои четверть часа больше запоминается нелогичными решениями и глупыми фолами. После которых, собственно, перестаешь удивляться, что команда уступила в 17 из 22 последних встреч, хотя прежде стабильно отмечалась полтинником триумфов.

Второй вариант — ставка на форвардов. Его также можно принять к рассмотрению, хотя бы чтобы уважить труды АК-47 и Пола Миллсэпа. Можно сколь угодно долго пенять на «контрактный год» россиянина, но при этом грешно отрицать: Кириленко сейчас является системообразующим исполнителем в «Джаз». Не будучи элитным голеадором, он с удивительной продуктивностью нынче поддерживает атаки. То вовремя отданной передачей, поддерживающей скоростной транзит мяча, то провокацией выгодного размена, то «лэй-апом», нарисовавшимся из-за умения оказаться в нужное время в нужном месте. При Девине Харрисе в роли разгоняющего комбинацию и отдающего первый пас эффективность Андрея стала видна даже невооруженным глазом — его движение в передней линии выгодно выделяется на фоне партнеров и конкурентов. Его американский напарник больше склонен к чистке щитов, атакам вторым темпом и силовому давлению. Что в комплексе с сильными сторонами Кириленко превращает их связку в весьма солидное сочетание.

Увы, возлагать на их плечи основной груз ответственности по набору очков крайне рискованно. Хотя бы потому, что атакуют напарники прямолинейно, что позволяет соперникам либо заранее отсекать их от излюбленных позиций, либо создавать большое количество помех при исполнении фирменных бросков. Кроме того, как уже было отмечено, роль голеадоров сама по себе баскетболистам претит. Они не любят много и долго возиться с мячом, а заодно предпочитают, чтобы им создавались моменты для взятия корзины, а не тратить на это силы самостоятельно.

Наконец, если строить игру через эту связку, следует держать в уме тех резервистов, что будут поддерживать целостность схемы в случае травм (в отношении Кириленко это весьма актуально) или отдыха основной обоймы. С запасными у «Юты» здесь и впрямь беда. Мемо Окур после череды травм нынче совсем уже не тот. Да и вернется ли на былой уровень, большой вопрос. А Деррик Фэйворс и Гордон Хэйворд, несмотря на молодость и перспективность, ощутимо неопытны. А потому читают игру по слогам, с ошибками и непозволительно большими паузами. К тому же при подъеме со скамейки не всегда попадают в ритм и обретают уверенность в броске. Атлетизм тяжелого форварда и пронырливость легкого в перспективе обещают стать теми козырями, которые превратят обладателей как минимум в солидных ролевых исполнителей. Но это лишь по прошествии определенного времени.

Нынче же «сыроватость» оборачивается несвоевременным замедлением комбинаций с последующим попаданием бросающих под пресс опеки. Прежде в такой ситуации Дерон брал инициативу на себя и решал эпизод либо от силового прохода с возможным фолом, либо броском из-под вызванного заслона. Сейчас такой палочки выручалочки, при всем уважении к Харрису, у «Джаз» нет. Да, пятый номер драфта-2004, еще два года назад входивший в All-Star обойму, способен столь же эгоистично и настойчиво, как и Ди-Уилл, стараться протащить мяч к кольцу. Вот только КПД его при этом показателям предшественника явно будет проигрывать. И то, что отдачей в защите Девин этот недостаток компенсирует, в данном конкретном аспекте влияния не имеет.

Третий, эпический, вариант построения игры — через низкорослых бросающих игроков. Вариант построений «айзо» для разыгрывающего или человека, его заменяющего, отметаем сразу. Кроме Харриса, в такой манере никому из «малышей» Солт-Лейк-Сити действовать неудобно (Ронни Прайс вовсе бегает по паркету с какими-то своими установками в голове). Открытие «каналов» же через пойнт-форвардов подразумевает много движения, синхронизацию системы заслонов и вовремя следующие передачи в свободные зоны. Для «Юты» при Корбине после многолетней Слоуновской статики — это чересчур сложно. Помните, как Эдди Джордан экспериментировал с принстонским нападением в «Филадельфии»? Так вот, здесь бы имело место нечто похожее, причем с аналогичным результатом.

Следовательно, ситуация диктует двигать мяч, уводить страхующих, искать бреши на слабой стороне и доставлять мяч «шутерам», которые без жалости и осечек будут поражать кольцо с периметра. Жизнеспособность этой схемы как таковой намедни еще раз подтвердил «Орландо», угробивший «Майами» при нешуточном очковом дефиците на экваторе встречи. Беда для «Юты» в том, что квалифицированных снайперов в обойме, по сути, нет! Есть только репутация да протокольное соответствие позиции. В остальном Раджа Белл и Си Джей Майлз производят угнетающее впечатление. Первый черепашьим шагом передвигается по площадке и совершенно не успевает за партнерами — как по мысли, так и по действию. Застывшая в полупозиции между горячей точкой «под 45» и вершиной дуги фигура ветерана словно памятник всему тому, что «джазмены» так и не дополучили от второго номера. С Майлзом ситуация еще хуже. Выполняя роль суперзапасного (то есть поднимающегося со скамейки первым в ротационной схеме), он просто обязан привносить свежую струю в командные действия. То есть либо изменять скорости комбинаций, либо переносить вектор атак. Ни того, ни другого баскетболист не делает. Хуже того, впустую транжирит шансы даже когда встречает сопротивление визави, менее искушенного в плане опыта или класса. Тем самым оставляет лишь выжженную землю на позиции второго номера…

Какой вариант из предложенных оптимальный? Наверное, это можно будет сказать только летом. После того как команда переподпишет Кириленко, заодно освободив средства для привлечения дополнительного ролевого игрока. Выберет в первом раунде ярмарки молодых талантов кого-то из неплохих проспектов в середине второй десятки. Сформирует приоритеты на лето-2012, когда потеряет силу контракт Окура и активируется еще один пик первого раунда. Пока же предпочтительным, если следить за тактическими поисками и предпочтениями Корбина, является вариант с сохранением игрового остова, опирающегося на переднюю линию. Это вполне резонно, если ко всему вышесказанному добавить, что права на прибавляющего в мадридском «Реале» Анте Томича по-прежнему принадлежат «джазменам» (хорвата выбрали под 44-м номером в 2008-м году). Но при этом обязательным условием видится укрепление позиции атакующего защитника, прогресса Хэйворда, Фэйворса и, возможно, Джереми Эванса. Только в том случае «джазмены» без фатального спада переживут процесс смены поколений и трансформации тактических схем, которые оказались безвозвратно запущены после трейд-дедлайна…