5 мин.

Чужой праздник

Перед стартом

Начинать чемпионат мира со смешанной эстафеты – мудрое решение организаторов. Вид сравнительно новый, местами еще экзотический, в качестве аперитива перед основной программой подходит как нельзя лучше. С годами гонка набирает популярность, а к тренерам ведущих сборных пришло понимание, что ценность медали на мировом чемпионате от дисциплины не зависит, и пренебрежительные кубковые эксперименты они дружно оставили в прошлом.

С составами мудрить не решился почти никто, лишь норвежцы поломали голову в определении третьего лишнего среди мужчин (им в итоге стал Эмиль Хегле Свендсен), да французы до последнего размышляли, кто надежнее – Алексис Беф или Венсан Жей. Немецкий, шведский и российский квартеты большого люфта не предусматривали и на первый взгляд выглядели единственно верными. Предстартовые расклады убеждали – как минимум пять сборных вышли на югорскую трассу с четко обозначенной целью: с первого дня вырваться вперед в медальном зачете.

Первый этап

Набор стартеров выглядел увесисто: здесь и лидер кубка мира Андреа Хенкель, и преследующая ее шведка Хелена Экхольм, и норвежка Тура Бергер, и француженка Мари-Лор Брюне – такой компании палец в рот не клади, откусят. Темпом с первых метров начала руководить Бергер, внушительно встав впереди основной группы. До стрельбища биатлонистки, как обычно, доехали гурьбой, но растянулись подобно жгуту весьма заметно.

Светлана Слепцова поначалу держалась лидеров, но ближе к первому огневому рубежу, видимо, испугавшись скорости, откатилась в середину пелотона. Вряд ли она задохнулась на первом же круге, скорее сказалось напряжение и психология, но гонку сборная России могла сворачивать уже после первого этапа. Слепцова по разу зашла на штрафной круг после лежки и стойки, показав удивительный процент попаданий – 50, и дала понять – ловить в сегодняшней эстафете нашим будет нечего.

Бергер, зная, что на втором этапе в ее сборной побежит Анн Кристин Флатланд постаралась привезти ей надежный задел. Норвежская скорость позволяла, а норвежская точность не подвела – всего один дополнительный патрон. Хенкель за Турой ногами не поспевала никак, что вылилось почти в полминуты отставания на передаче. Экхольм, наоборот, бежала с норвежкой примерно в одни ноги, но потратила лишние секунды на четыре незапланированных выстрела и завершила этап рядом с немкой. У Хенкель имелся запас в виде бегущей следом Нойнер, у Экхольм ничего подобного не было, именно ей надлежало убегать.

Слепцова шлепнула Ольгу Зайцеву по спине через две с половиной минуты после ухода на этап Флатланд. Где можно компенсировать эти секунды? У кого отыграть? У Уле-Эйнара Бьорндалена? У Тарьея Бо? У Магдалены Нойнер? Такие мысли в эти секунды, наверняка, посещали остальных российских участников эстафеты.

Второй этап

Флатланд аккуратничала на лежке, держа в уме, что за спиной гонит Нойнер. Та, не обращая внимания ни на что, вихрем промчала первый круг, лихо отстреляла и уже к стойке поравнялась с норвежкой. Фору в 12 секунд со стрельбища Нойнер к концу этапа преобразовала в 25. Королю биатлона и его наследному принцу на мужской части предстояло расстараться, возвращая эти секунды.

За борьбой Нойнер с Флатланд как-то позабылись остальные, напомнив о себе лишь на передаче эстафеты. Кайса Мякярайнен отправила горячих финских соотечественников на сражение за бронзу в минуте от немцев, а француженка Мари Дорен 7-й позицией очертила круг претендентов третье место, впустив в него белорусов, итальянцев и шведов.

Зайцева после идеальной стрельбы лежа, словно почувствовала всю бессмысленность потуг (разрыв не сокращался) и махнула рукой, уйдя на штрафной круг после стойки. К передаче эстафеты Устюгову разрыв составил уже 3 минуты 15 секунд. Впору было задуматься, как не стать круговыми.

Третий этап

Бьорндален и Арнд Пайфер бережно отнеслись к секундам, подаренным им девушкам, пройдя свой этап, словно скованные одной цепью. Незначительные расхождения в стрельбе (Пайфер смазал один раз лежа, Уле-Эйнар – два, на стойке все произошло с точностью до наоборот) ничего не изменили – то ли немец не подпускал к себе, то ли норвежец никак не мог приблизиться. Позади неожиданно удержался в обойме старина Пуурунен, правда, пропустив на полкорпуса вперед шведа Ферри. Нарисовались и французы – вернувшийся с лыжного чемпионата мира Алексис Беф с усердием исправлял женские ошибки, оставив место для работы и младшему Фуркаду. Евгений Устюгов за отсутствием особых задач стрелял спокойно, бежал легко и поднял сборную России на девятое место, но более чем трехминутный отрыв от лидеров не сжимался, да и до тройки оставалось больше двух минут.

Четвертый этап

Грайс против Бо, Германия против Норвегии, опыт против молодости – противостояний в борьбе за золото можно было отыскать много. Норвежец неумолимо сокращал и без того невеликий отрыв, Грайс не знал, как этот отрыв удержать. Два дополнительных выстрела немца на лежке, и Бо уже тут как тут, рядом с Михи, можно потрогать рукой. На втором круге Тарьей оторвался секунд на десять, придя на решающую стрельбу загодя. Стрелял лидер Кубка мира агрессивно, зло, может даже самоуверенно – так умеют только норвежцы. Грайс, судя по скептической улыбке, все понял, еще не отправив в цель последний патрон, дострелял на серебро и спокойно за ним поехал. Нынешним немцам больше подошел бы обратный формат с женским финишем.

В бронзовой сшибке Фуркад «перестрелял» Карла-Юхана Бергмана, а Иван Черезов, хоть и был неидеален, благодаря синхронному штрафному кругу после стойки Кристофа Зуманна, Тимо Антилы и Евгения Абраменко финишировал на 6-м месте. Начинаем привыкать.

После финиша

Биатлонный праздник с флагами, криками и победными танцами, затеянный норвежцами и французами в финишном створе (немцы держались подчеркнуто скупо на эмоции), вполне предсказуемо прошел мимо российской команды. Если норвежцы сегодня были самыми точными (всего семь дополнительных патронов), самыми быстрыми и закономерно победили, то искать оптимистическое начало в выступлении россиян при всем желании не получается. Что-то будет дальше.