8 мин.

Первый – снег

Стартовый этап чемпионата мира по ралли во второй раз подряд прошел по заснеженным спецучасткам Ралли Швеции. Погода, как это регулярно бывает в окрестностях Карлстада, стала одним из важнейших факторов гонки. При этом зимние капризы погоды оказались не подвластны никаким тактическим уловкам.

Первые же допы сезона породили сенсацию – живой классик ралли Себастьян Леб, вынужденный расчищать трассу для коллег и соперников, по итогам первых семи спецучастков проигрывал лидеру почти три минуты! А возглавлял протоколы по ходу всего первого дня Мадс Остберг на «Фиесте», ни разу ранее не финишировавший на этапах WRC выше шестого места, а также не имеющий в своем активе ни одного полного сезона в чемпионате мира.

Остберг повел гонку после второго спецучастка, когда победитель суперспейшла Пер-Гуннар Андерсон зацепил бруствер и перевернул свой автомобиль. Одной из причин столь успешного для Мадса начала ралли стала его стартовая позиция – в первый день норвежец выходил на допы девятым, уже после того, как гранды WRC расчищали трассу, но до того, как весь пелотон поднимал в воздух снежную взвесь, затрудняющую движение по скользкому покрытию.

При этом необходимо отметить практически безошибочный пилотаж Остберга – к концу первого дня ралли он выигрывал у шедшего вторым Хирвонена 15 секунд, а занимавшего третью строчку Петтера Сольберга опережал почти на минуту. Преимущество лидера гонки было столь комфортным, что даже вылет на последнем спецучастке пятницы не лишил его первой позиции.

Мадсу также активно помогали и его соперники – на четвертом допе Себастьян Ожье ошибся в одном из поворотов и потерял 50 секунд, Леб на седьмом спецучастке пробил колесо, потеряв на этом практически все шансы на победу. Сам Остберг выразил удивление слабыми результатами своих преследователей. По словам норвежца, заключительную секцию первого дня гонщик вел в консервативном духе, не рискуя на трассе, но, несмотря на это, отрыв от конкурентов только рос – ни Хирвонен, ни Латвала, ни Петтер Сольберг не могли всерьез побороться с пилотом «Стобарта» из-за того, что ехали по свежему снегу.

Ситуация кардинально изменилась во второй день гонки. На этот раз Остберг, стартовав первым, начал терять время, а Хирвонен, Петтер Сольберг, Латвала и Ожье стабильно приближались к норвежцу. В группу догоняющих одно время входил и Леб, но, выиграв четыре спецучастка, француз вылетел на девятом допе и пробил колесо на десятом, что отбросило его еще дальше от лидеров.

Тем временем, Микко Хирвонен, нащупав темп, догнал Остберга и на одиннадцатом спецучастке впервые возглавил гонку. Микко начал наращивать отрыв – после двенадцатого допа он опережал Остберга на 12 секунд, но и соперники северян наконец поймали ритм. Под конец дня Латвала и Петтер Сольберг решили схитрить, немного сбавив темп, чтобы получить в финальный день более выгодную стартовую позицию. Хирвонен же попытался создать комфортный отрыв, который можно было бы удержать в финальный день, стартуя первым. Однако на 13-м спецучастке Хирвонен ошибся – его «Форд» развернуло, и преимущество испарилось.

Таким образом, накануне финального дня Ралли Швеции лидирующего Микко Хирвонена и шедшего пятым Себастьяна Ожье разделяло менее 15 секунд. Положение финна казалось шатким – уходившие на дистанцию первыми Леб и Остберг теряли время относительно соперников, а сложившееся преимущество никаких гарантий не давало. Но в воскресенье погода преподнесла главный сюрприз. Снег перестал засыпать всю Швецию, а потому «нечищенная» трасса уже не так сильно тормозила стартующих первыми пилотов. Более того, проезжающие автомобили поднимали в воздух снежную взвесь, в результате чего гонщикам, выезжающим на допы позже, приходилось проходить дистанцию в худших условиях.

Хирвонен начал медленно, но верно наращивать отрыв от Остберга, который в свою очередь удерживал вторую позицию. На 17-м допе Ожье и Леб пробили шины, Латвала ударил машину о бруствер в одном из поворотов, на автомобиле Петтера Сольберга начали пошаливать амортизаторы, а на 20-м спецучастке норвежец и вовсе вылетел с трассы – это стоило ему двух позиций. Уже на следующем допе, поднявшийся на третью строчку Ожье ошибся в повороте и уехал в сугроб, отдав свою позицию Латвале, который все-таки доковылял на поврежденной машине до призового места.

Наконец, последнее приключение случилось с экипажем Петтера Сольберга, потерявшим четвертое место на четырехкилометровом суперспэйшле.

Дело в том, что на одной из дорожных секций шведские полицейские лишили Петтера Сольберга прав за превышение скорости. Согласно правилам, и гонщик, и штурман обязаны иметь права, чтобы участвовать в гонке. В результате, управлять автомобилем на последнем спецучастке гонки пришлось Крису Паттерсону. Штурман, конечно, не мог тягаться в скорости с профессиональными гонщиками – «Ситроен» норвежца на финальном допе проиграл победителю Power Stage Себастьяну Ожье более пятидесяти секунд. Также в первую тройку заключительного спецучастка попали Леб и Латвала – с нынешнего сезона три быстрейших гонщика на «телевизионном» допе получают бонусные очки.

Победителем же второй год подряд стал Микко Хирвонен. Остберг удержал вторую позицию, а Латвала замкнул призовой подиум. Таким образом, впервые с Ралли Швеции 2008-го первые три места заняли гонщики на автомобилях «Форд». Себастьян Ожье финишировал четвертым, но важнее то, что на протяжении всей гонки второй пилот «Ситроена» выглядел как минимум не слабее Себастьяна Леба. Сам Леб пришел к финишу лишь шестым – для француза это худший результат с Ралли Польши 2009 года.

Несмотря на семь выигранных Лебом и Ожье допов, записать эту гонку в актив команды «Ситроен» невозможно – общее количество ошибок и проколов шин обоих гонщиков превысило все разумные для претендентов на титул пределы. С другой стороны, «Ситроен» последний раз побеждал в Швеции семь лет назад, а потому не стоит считать прошедшее ралли показательным. Общий абрис сезона можно будет представить лишь на следующем этапе – гравийном Ралли Мексики в начале марта. Этот же этап станет первым в текущем сезоне и для Евгения Новикова. В общем, все только начинается.

Иностранный легион

Ближе к концу прошлого года многие критиковали положение дел во французском автоспорте. Ален Прост, например, назвал позором отсутствие своих соотечественников в «Формуле-1», а министр спорта Франции Шантель Жуанно заявила, что бюджетные деньги не должны расходоваться на финансирование частных мероприятий, к каковым она относит и чемпионат мира. Французская же молодежь наглядно демонстрирует, что способна на многое.

В прошедшие выходные в Абу-Даби стартовал четвертый сезон чемпионата GP2 Asia – «прогревочное» первенство перед летней серией, которая начнется в мае. Еще до первых официальных сессий специалисты сходились во мнении, что французы Жюль Бьянки, выросший в структуре «АРТ» Николя Тодта и Николя Вассера, и опытнейший по меркам молодежных чемпионатов Ромен Грожан станут основными претендентами на чемпионский титул.

Уже в квалификации Грожан на четыре десятых секунды опередил Бьянки и Вальсекки, а всех остальных оставил более чем в полусекунде от поула. Среди новичков лучшим стал напарник Бьянки по «АРТ» Эстебан Гутьеррес – гонщик-сенсация прошлого сезона GP3.

На старте основной гонки крупно не повезло Дани Клосу – испанец, квалифицировавшийся четвертым, не смог тронуться с места, и в его машину на полном ходу влетел Луис Разиа. Удар получился столь сильным, что болид бразильца взлетел в воздух, а обломки усыпали всю стартовую прямую. Судьи мгновенно выпустили машину безопасности, а спустя еще несколько минут остановили заезд красными флагами.

Однако еще до нейтрализации гонки и ее первого поворота Бьянки уверенным рывком опередил Грожана – после финиша Ромен назвал причиной неудачного старта неполадки со сцеплением – и возглавил пелотон. На рестарте бывший гонщик «Формулы-1» начал штурмовать первую позицию, показываясь в зеркалах лидера буквально в каждом повороте, но пилот «АРТ» выбирал очень плавные и изящные траектории, блокируя любые попытки Грожана провести атаку.

На середине дистанции гонщик «ДАМС» первым отправился на обязательный пит-стоп, но и тут Ромену не повезло: механики замешкались с задним правым колесом, а в довершение француз пару секунд не мог тронуться с места – возможно, вновь сказались проблемы со сцеплением. Круг спустя в боксы отправился Бьянки, чей пит-стоп тоже прошел с помарками, но все же Жюлю удалось сохранить лидерство.

Грожан вновь начал прессинговать лидера гонки и противостояние двух французов разгорелось с новой силой, но, как и до пит-стопов, Бьянки не дал своему оппоненту ни единого шанса, а в заключительной фазе заезда и вовсе стал отрываться. Как выяснилось после гонки, француз поначалу берег резину – для того, чтобы прибавить на финише, и благодаря выбранной стратегии и грамотной защите одержал свою первую победу в категории GP2. Этот триумф стал для Бьянки первым с октября 2009 года, когда он победил на «Хоккенхаймринге» в евросерии «Формулы-3».

Третью позицию занял лидер «Эйр Азия» – дочерней команды Тони Фернандеса – Давиде Вальсекки. Четвертое место в схватке с Гидо ван дер Гарде вырвал Маркус Эрикссон, а лучшим новичком стал финишировавший восьмым Стефано Колетти.

Согласно правилу реверсивной решетки, второй заезд с поула начал Колетти. Монегаск уверенно реализовал преимущество стартовой позиции и без каких-либо видимых проблем довел гонку до победы. Вторым долгое время шел Сэм Берд, но ошибся в концовке и разбил машину, выпустив на вторую позицию Йозефа Краля. Этот результат стал лучшим для 20-летнего чеха в категории GP2 – половину прошлого сезона гонщик пропустил из-за компрессионного перелома позвоночника и поход на подиум должен вернуть пилоту уверенность в собственных силах.

Для триумфаторов первой гонки второй заезд сложился не столь удачно – Ромен Грожан сошел с дистанции после контакта с Михаэлем Херком, а Жюль Бьянки, финишировавший четвертым, получил 20-секундный штраф за игнорирование желтых флагов и выпал из зачетной шестерки. Пенальти также дали Шарлю Пику и Натаниэлю Бертону, благодаря чему Бьянки все же получил один балл за лучший круг среди финишировавших в первой десятке.

Совсем неудачно сложился уик-энд для Михаила Алешина, выступающего в этой серии за «Карлин». В квалификации россиянину помешал траффик, что отбросило Михаила на последние линии стартовой решетки, а в гонках Алешина подвела техника – в пятницу на его машине отказала гидравлика, а в субботу, когда чемпион «Мировой серии «Рено» прорвался с 23-го на 16-е место, его двигатель пал жертвой сбоев в электрике.

По ходу дистанции Алешин демонстрировал хороший темп и провел несколько уверенных обгонов. Сам гонщик перед этапами в Бахрейне сохраняет оптимизм, однако не в его пользу говорит тот факт, что Михаил еще ни разу не выступал на трассе «Сахир».

Лидером общего зачета в Бахрейн отправится Жюль Бьянки, на два очка опережающий Ромена Грожана, а за парой лидеров плотной группой идут Вальсекки, Эрикссон, Краль и Колетти. Следующий этап состоится уже в ближайшие выходные, а в середине марта на автодроме «Сахир» пройдет финальный раунд зимней серии.