4 мин.

Формула в песочнице

«При проектировании автодрома Герман Тильке работал на слабеньком доисторическом компьютере, и, чтобы повысить его производительность, отключил детальную прорисовку ненужных текстур. В результате окружающие трассу рукотворный и природный ландшафты были сведены к минимуму, а их место заняла голая бело-желтая местность, отдаленно походившая на песок аравийской пустыни», – примерно так звучала первая шутка об автодроме «Бахрейн Интернэшнл», которую родили умы болельщиков в год дебюта первого ближневосточного Гран-при «Формулы-1».

Шутки шутками, но трасса действительно расположена в пустыне на одном из островков в Персидском заливе, принадлежащем королевству Бахрейн. Местные шейхи не скупились на услуги Германа Тильке и Филиппа Гурджяна и за короткий 16-месячный срок соорудили автодром мирового уровня. При этом немецкий архитектор, похоже, немного торопился и состряпал проект по готовому шаблону – иначе чем объяснить отсутствие какой-то яркой черты, изюминки или уникальности профиля трассы?

Тем не менее, назвать трассу совсем скучной язык тоже не поворачивается – стандартный набор длинных прямых, среднескоростных, медленных поворотов и традиционных шпилек не дает гонщикам возможности расслабиться. А некоторым из них, например, Нику Хайдфельду, даже нравится. «Здесь отличная инфраструктура и интересная трасса. Особенно хорош участок от пятого до предпоследнего поворота», – утверждает соотечественник архитектора.

Чтобы понять Ника, копнем в песочнице чуть глубже и рассмотрим этот участок. Повороты 5, 6 и 7 напоминают «эски» японской «Сузуки» в миниатюре, а за ними следует медленный правый восьмой поворот. Последующая короткая прямая дает пилотам возможность разогнаться почти до 230-250 км/ч, но за ней следует очень интересное испытание – резкое торможение после плавного левого девятого виража и мгновенный переход к десятому повороту, в котором болиды разворачиваются более чем на 120 градусов. Задняя прямая позволяет гонщикам раскрутить моторы до 18 000 оборотов в минуту, после чего наступает очередь среднескоростных «эсок». Одиннадцатый и двенадцатый виражи как бы взбираются на большую дюну, а последующий тринадцатый и еще одна прямая вновь спускают гонщиков на изначальную высоту.

В целом, профиль трассы не представляет собой ничего особенного, но нельзя сказать, что о настройках болидов никто не задумывается – трассы Тильке созданы специально для того, чтобы причинять головную боль инженерам команд. И все же, главной проблемой автодрома в Сахире являются природные факторы.

Главная достопримечательность «Бахрейн Интернэшнл» – песок. Как ему и следует, он расположен в окружающей пустыне, и, порой, любит подобраться к самой трассе. В Бахрейне нередки песчаные бури: зимой три команды, проводившие здесь тесты, просидели несколько дней в боксах, скучая, в то время как ветер успешно превращал автодром в большую песочницу. Впрочем, буря не главное. Песок лежит сразу же за поребриками, за пределами дорожного полотна, а в первые дни гоночного уик-энда и на самом треке. Как болиды ни расчищают траекторию, она все равно остается достаточно скользкой. Поэтому пилотам следует быть предельно аккуратными при прохождении поворотов – в первую очередь это касается Нельсона Пике-младшего и Себастьяна Бурдэ – малейшая ошибка, и экскурсия на обочину мгновенно приведет к сбору песка на покрышки. Это чревато скольжением болида, усугублением избыточной поворачиваемости и, следовательно, серьезным износом шин. Кроме того, песок любит добираться до воздухозаборников, активно мешая системе охлаждения болидов, что вместе со второй особенностью Бахрейна – высокой температурой – превращает гонку в соревнование на выносливость.

Здесь нет изнуряющей жары, приправленной высочайшей влажностью, как в Малайзии. Тут просто жарко: +30, +35 или даже +40 градусов – обычное явление. Гонщикам в любом случае приходится тяжело. Как и моторам. В прежние годы, пока жестокие эдикты Макса Мосли не приучили моторостроителей создавать долгоживущие агрегаты, взрывы двигателей были красивым и нередким явлением. Тем не менее, от опасности перегрева мотора никто никуда не ушел, и все пилоты наверняка постараются не загубить сердца своих болидов чрезмерным рвением в гонке.

Еще одна проблема, напрямую связанная со всеми природными факторами, а также с характером трассы, – надежность тормозов. Обилие прямых на трассах Германа Тильке подразумевает наличие хитрых торможений и поворотов, что приводит к активному использованию тормозов. В Бахрейне, как правило, команды используют самые толстые диски из всех возможных, иначе можно попросту не добраться до финиша.

В Сахире побеждают команды-лидеры чемпионата, и это неудивительно. Не только из-за высокой требовательности трассы, но и из-за того, что этап проходит в начале чемпионата, и многие конюшни еще не успевают провести модернизацию своих шасси. За последние четыре сезона из ныне выступающих пилотов побеждали лишь двое – Фернандо Алонсо и Фелипе Масса. Два года подряд успех праздновал испанец, а затем эстафетную палочку перехватил бразилец. И хотя нынешняя форма «Рено» и «Феррари» далека от идеальной, при удачном раскладе оба гонщика смогут побороться за подиум.

Однако главное противостояние ожидается между большой тройкой начала сезона-2009 – «Брауном», «Тойотой» и «Ред Буллом». Все три коллектива хорошо выглядят на требовательных трассах и могут добиться победы. В пользу японской команды говорит опыт зимних тестов, «Брауна» – успехи первых двух гонок и, по подсчетам специалистов, лучшая машина на данный момент, а австрийская конюшня и Себастьян Феттель, ощутившие вкус победы в Китае, если и отстают от лидеров чемпионата, то ненамного. Собственно, Гран-при Бахрейна и должен показать, случаен или закономерен был прогресс команды из Милтон-Кейнса.

Возможно именно потому, что хочется узнать истинный расклад сил в чемпионате, многие болельщики не против посмотреть стандартную гонку без буйных помешательств природы и невероятных развязок по ходу дистанции. Но всем ли участникам этого хочется?