9 мин.

Истерия по диффузорам

Как дошли до жизни такой

Истории в «Формуле-1», подобные делу о диффузорах, напоминают айсберги – болельщики видят лишь верхушку происходящего, в то время как основная масса событий и подтекстов остается под темными водами «Пиранья-клуба». Но иногда происходят удивительные вещи – некоторые участники чемпионата и сами не догадываются, с чем им придется столкнуться в результате непродуманности собственных действий.

В середине января 2009 года, во время первых тестов новых болидов конюшен, большой и дружный корабль ФОТА налетел на один из таких айсбергов. Столкновение не было случайным, ведь курс судна, или, вернее, всей «Формулы-1» был выбран задолго до встречи участников первенства на испытаниях в Портимане.

На испытаниях в Португалии команды впервые познакомились с творениями конкурентов, и сразу же конструкции задних частей болидов «Тойоты» и «Уильямса», то, что обычно ревностно скрывается на презентациях от нескромных взглядов фотокамер – диффузоры, вызвали наибольший интерес. Эксперты, вроде Пэта Симондза из «Рено», который входил в Рабочую группу, разрабатывавшую новый технический регламент «Ф-1», сразу же обнаружили заметную прибавку в прижимной силе FW31 и TF109. «Диффузоры, несомненно, интересны, но я не могу комментировать их легальность. Это прерогатива ФИА. И мы обязательно зададим этот вопрос Федерации», – заявил Симондз через несколько дней после окончания тестов.

В целом, первая реакция соперников оказалась весьма сдержанной. Вполне вероятно, виной тому были плохие погодные условия, помешавшие определить потенциал новинки, а может быть, команды надеялись на скорый ответ ФИА, который мог положить конец вопросу о легальности. Однако президент Федерации Макс Мосли воспользовался благоприятным моментом, чтобы применить римскую максиму «Разделяй и властвуй» и попытаться разобраться с новой для себя угрозой – ФОТА. «Такая ситуация будет возникать всегда, когда будут меняться правила. Текущая точка зрения ФИА: «Уильямс» и «Тойота» оказались достаточно умны, чтобы так интерпретировать правила. Но если кто-то подаст протест, стюарды могут увидеть данный вопрос в ином свете – такое бывает», – подобный ответ Мосли на запросы команд означал, что разбирательства по диффузорам начнутся только после старта чемпионата.

Но спорная ситуация с конструкциями автомобилей «Тойоты» и «Уильямса» оказалась лишь первым звоночком перед дальнейшими событиями – в марте новоиспеченная команда Росса Брауна вывела на тестовые трассы белый болид, который тут же показал феноменально высокие результаты, почти на секунду опережая традиционных фаворитов вроде «Феррари» или «БМВ-Заубера». И вот тут противники новых диффузоров начали бить в набат.

«Сейчас болиды трех команд не соответствуют техническим требованиям», – заявил руководитель «Рено» Флавио Бриаторе. Босс «Феррари» Стефано Доменикали и вовсе поделил участников чемпионата на два лагеря: тех, кто следуют духу правил, и тех, кто ищет «серые» области в регламенте. Итальянец призвал ФИА как можно быстрее разобраться с проблемой, но Чарли Уайтинг, проинспектировавший потенциально нелегальные машины на тестах, с удовольствием отметил изобретательность инженеров «Уильямса», «Тойоты» и «Брауна». «Команды использовали лазейки, ведь такие «серые» области всегда существуют в регламенте. ФИА понимает, что у всех есть свое толкование правил», – заметил технический консультант Федерации.

Заявление официального представителя вынудило команды избрать единственно возможный в данной ситуации путь решения спора – подать протест во время первого Гран-при сезона. «Теперь все зависит от стюардов, которые примут решение, но оно обязательно будет обжаловано одной из сторон. Окончательное решение будет принято в Апелляционном суде, и ответ вовсе не однозначен – я вижу различные варианты разрешения проблемы. Но кто-то должен принять решение, и, к счастью, это не я», – «обрадовал» участников чемпионата Макс Мосли.

В итоге, в самом начале австралийского уик-энда, после успешного прохождения «Уильямсом», «Брауном» и «Тойотой» техосмотра, «Феррари», «Ред Булл», «Рено» и «БМВ-Заубер» подали официальные протесты. Однако после четырех часов дискуссий, стюарды вынесли постановление: диффузоры легальны. Разумеется, после такого решения, как и обещал Мосли, на действия стюардов последовала апелляция, которая будет рассмотрена завтра в Париже. Нужно отметить, что баварская команда к первому залпу по диффузорам не успела, зато выстрелила в Малайзии, дабы и результаты этого этапа рассматривались как предварительные.

У Фемиды на весах

Группа поддержки диффузоров малочисленна, но позиции ее сильны. Как и следовало ожидать, легальными свои изобретения считают команды «Браун», «Тойота» и «Уильямс», стюарды Гран-при Австралии и представитель ФИА Чарли Уайтинг – последние, основываясь строго на букве закона, то есть технического регламента.

Реклама 18+

Особенно мощным аргументом в споре с противниками считаются недавние откровения Росса Брауна и Патрика Хэда, из которых болельщики узнали, что еще год назад возникло предложение «заклеить» те самые лазейки, которыми в дальнейшем и воспользовались вышеназванные конюшни. «На одном из заседаний Технической рабочей группы Росс Браун, представлявший тогда «Хонду», поднялся и сказал, что его команда сумела добиться значения прижимной силы, превышающего 50 процентов по сравнению с машинами образца 2007 года. Но Пэт Симондз был против изменения правил, поскольку тогда они стали бы слишком жесткими», – вспомнил совладелец «Уильямса».

«Тойота» не стала комментировать вопрос о легальности диффузоров, но в специальном заявлении отметила: «Команда детально изучила технический регламент сезона-2009, чтобы убедиться, что он правильно интерпретирован. Мы не нашли противоречий».

Консультант «Брауна» Алекс Вурц пошел еще дальше и обвинил конкурентов в невнимательности: «Высокий темп болидов связан не только с диффузором, но и с конструкцией всей задней части машины. Команды, которые не смогли внимательно прочесть технический регламент теперь пытаются обвинить наш болид в нелегальности. Полагаю, им нужно просто прочитать правила. И ФИА подтвердила, что узел полностью легален».

Косвенно слова австрийца подтверждают и неназванные источники из Международной федерации автоспорта. К примеру, по их словам, «Феррари» расписала свое видение дела о диффузорах на 120 страниц, из которых понятно только то, что Скудерия совсем не разбирается в том, как работает идея, против которой подан протест.

Список противников двойных диффузоров достаточно велик, но он не включает в себя тех, кто будет принимать итоговое решение – это представители различных национальных Федераций. Эмоциональные комментарии Флавио Бриаторе по-своему любопытны, но несут мало смысловой нагрузки. Гораздо больший интерес представляют мнения лучших конструкторов последних десятилетий – Рори Берна и Эдриана Ньюи. Разумеется, Берн представляет интересы «Феррари», а заодно защищает свою позицию в Рабочей группе по обгонам, которая предполагала диффузоры простой конструкции. Ньюи возглавляет технический департамент «Ред Булла», команды не скрывавшей запрос в ФИА по аналогичной, как она сама считает, конструкции. Наверняка, прежде чем заниматься судебными тяжбами, руководство этих конюшен поинтересовалось у своих специалистов о легальности идей трех команд.

«Три команды попытались использовать лазейку в правилах и построили двойной диффузор. На мой взгляд, они создали нелегальный элемент», – поделился своими впечатлениями Ньюи.

Берн более подробно изложил суть своей позиции. По его мнению, «Браун», «Уильямс» и «Тойота» обосновали отверстия в днище как щели (размером в 50 мм) между двумя плоскостями в нижней части болида, через которые не видны другие элементы, что является прямым нарушением старого пункта регламента: «Это правило было введено где-то 15 лет назад, и оно всегда одинаково интерпретировалось. Если посмотреть на болид «Брауна» снизу, можно увидеть подвеску машины». Не исключено, однако, что произошедшие изменения в техническом регламенте действительно позволили взглянуть на тот старый пункт по новому, а Рабочая группа по обгонам, нагруженная массой деталей, которые нужно было рассмотреть, просто проморгала данную возможность.

Не судите строго

Несмотря на то, что Международный апелляционный суд крайне редко удовлетворяет прошения команд, направленные против Федерации, рассмотрим все возможные варианты развития событий.

Если двойные диффузоры будут признаны нелегальными, результаты Гран-при Австралии и Малайзии будут пересмотрены, а команды, использовавшие эти конструкции, подвергнутся дисквалификации. По-правде говоря, такой шаг суда ФИА кажется наименее правдоподобным, поскольку он на корню подрывает репутацию самой Федерации и чемпионата мира. Пересмотр результатов двух Гран-при нанесет гораздо больший ущерб «Формуле-1», чем спорные действия Льюиса Хэмилтона и «Макларена» в «Большом цирке». Просто представьте: в этом случае Большой приз Австралии переходит к Фернандо Алонсо, а нижние ступени подиума занимает «Торо Россо» полным составом! Гран-при Малайзии грозит первой победой Нику Хайдфельду, против чего, наверное, мало кто будет возражать. Однако будет логично предположить, что ФИА не станет подставлять сама себя и устраивать полный бардак из результатов.

Наиболее вероятным является противоположное решение: легализация диффузоров и сохранение протоколов неизменным, что позволит на какое-то время (пока соперники не настигнут их в гонке развития болидов) «Брауну», «Тойоте» и «Уильямсу» остаться впереди. Уже сейчас почти все команды «Формулы-1» включились в разработку собственных диффузоров. Так, например, «Макларен», «Рено» и «БМВ-Заубер» по слухам, давно готовятся к внедрению собственных конструкций. Серебряные стрелы могут представить промежуточное решение уже на Гран-при Китая, в то время как коллективы Флавио Бриаторе и Марио Тайссена, скорее всего, изменят конструкции болидов к пятому этапу чемпионата – Гран-при Испании. Не отстает от них и «Форс-Индия» – команда готовит новый аэродинамический пакет к гонке в Барселоне. А вот «Феррари» и «Ред Буллу», по информации немецкого Auto Motor und Sport, довольно сложно внести изменения в конструкцию болидов. Эти команды смогут подготовить новинки, ориентировочно, только к Гран-при Турции.

Реклама 18+

Поэтому пока неизвестно, как долго «беглецы» останутся в лидерах. Все зависит от ресурсов троицы и их опыта в развитии болидов. Впрочем, это уже совсем другая тема…

Существует и третий вариант, согласно которому Апелляционный суд вынесет половинчатое решение – диффузоры признать легальными, но постановить Технической группе закрыть не соответствующую духу правил «дырку». В данном случае суд может пойти на поводу тех экспертов (а их немало), которые считают, что такая конструкция днища машины – прямой путь к «граунд-эффекту», официально запрещенному уже не один десяток лет, и возврат к значительной турбулентности позади болидов, мешающей обгонам. В таком случае все текущие результаты останутся в силе, но «Браун», «Уильямс» и «Тойота» будут вынуждены отказаться от дальнейшего применения двойных диффузоров. Подобные прецеденты в истории уже были: достаточно вспомнить демпферы масс «Рено», гибкие днища «Феррари» и «БМВ-Заубера», а также схожую ситуацию 2001 года, когда «Уильямс» и «БАР» создали уникальные диффузоры, которые, в итоге, были признаны несоответствующими духу правил.

Подобный шаг бросит тень на репутацию ФИА (хотя ей не привыкать!), и кроме того, создаст дополнительные финансовые проблемы сэру Фрэнку и боссу Россу – их команды переживают не лучшие времена в экономическом плане.

Федерация не раз проявляла себя как совершенно непредсказуемая структура и вполне может принимать решения не в интересах спорта, а используя спорные ситуации в своих политических играх. Макс Мосли, наверняка, хотел бы заставить команды ругаться чуть более продолжительное время, или, например, проучить конфликтующее с ним руководство ФОТА. Поэтому, даже наиболее простые варианты развития событий не являются стопроцентными. История «Формулы-1», особенно та ее часть, которая касается ФИА, не раз демонстрировала, что под верхушкой айсберга скрыта непредсказуемая подводная его часть. Впрочем, кажется, на этот год поворотов сюжета уже достаточно, не так ли?