10 мин.

Тревожный сезон

Что и говорить, год назад открытие сезона было более радостным и оптимистичным. После слияния «ЧампКара» и «Индикара» (хотя правильнее будет говорить о поглощении) казалось, что в мире американских «оупен-вилс» наступил долгожданный покой. Перспективы привлечения крупных спонсоров, стартовое поле из более чем 25 участников, надежды на расширение и диверсификацию календаря – все это давало иллюзию, что кризис в чемпионате Тони Джорджа закончится, а долгие годы безвременья и разочарований сменит, наконец, новая эпоха в истории американских гонок на машинах с открытыми колесами. Увы, но на данный момент радоваться болельщикам нечему. Президент «Индикара» собственным примером опровергает поговорку «Не ошибается тот, кто ничего не делает», так как именно в бездействии и заключен корень всех бед серии. Хотя Джордж имеет в своем распоряжении очень весомый аргумент – экономический кризис, препятствующий введению радикальных изменений в регламент серии.

Говоря об изменениях, хочется затронуть два важных аспекта. Первый – это календарь чемпионата. Когда стало окончательно ясно, что «Индикар» наконец-то стал единым, у многих болельщиков появилась надежда, что в ближайшем будущем объединенная серия вернется на такие культовые трассы, как «Элкхарт-Лейк», «Лагуна-Сека», 2-мильный овал в Мичигане. Однако в расписании сезона-2009 этапов на этих автодромах не значится. Остается благодарить руководство серии, что нашлось место для уличных трасс в Лонг-Бич и Торонто, а то впору было кричать караул. Вообще календарь на этот сезон состоит из 17 этапов, десять из которых пройдут на овалах разного типа, четыре на городских трассах (аэропорт Эдмонтона можно отнести к этой категории) и всего лишь три на стационарных автодромах. Очень жаль, но в этом году состоится только один выездной этап: на 19 сентября запланирована гонка в Японии на овале в Мотеги. А вот в Австралию «Индикар» приезжать не собирается, даже несмотря на то, что гоночный уик-энд в Серферс-Парадайз пользуется огромной любовью у местных фанатов. В общем, неожиданностей, в том числе и приятных, здесь нет.

Точно так же нечему радоваться и при взгляде на технику. Очевидно, что гонщики будут выступать на устаревших (в первую очередь морально) шасси «Даллара» еще как минимум два сезона, хотя неплохо и то, что руководство серии начало предпринимать действия по разработке новой спецификации двигателей. В феврале исполнительный директор «Индикара» Брайан Барнхарт провел встречу с представителями таких компаний, как «Ауди», «Фиат», «Фольксваген» и «Порше» на предмет поставок двигателей. Пока неизвестно, какое решение будет принято производителями, но очевидно, что в случае положительного ответа с их стороны введение новых двигателей и «заточенных» под них шасси произойдет не ранее 2011 года. Как будут выглядеть новые болиды, пока не знает никто…

Теперь самое время взглянуть на список участников нового сезона и попытаться выяснить, каков расклад сил в преддверии этапа в Сент-Питерсберге. Условно разделим команды на три категории, в зависимости от их задач и перспектив. Сразу хочется заметить, что речь пойдет только о тех командах, которые планируют выступать на полном расписании.

Большая тройка

Chip Ganassi Racing: Скотт Диксон / Дарио Франкитти. Безусловно, главный фаворит сезона. В то время как в NASCAR дела Гэнасси с каждым годом идут все хуже и хуже, в «Индикаре» его команда не собирается сдавать свои позиции. Одной из самых главных новостей межсезонья стало приглашение Дарио Франкитти, который в 2008 году безуспешно пытался закрепиться в соревнованиях сток-каров. Из-за, мягко говоря, неважных результатов и проблем со спонсорами шотландец был вынужден завершить свою эпопею в NASCAR, ну а зимой последовало приглашение от Чипа вернуться в «Индикар».

Партнером Дарио по команде, а возможно, и будущим соперником в борьбе за титул является действующий чемпион Скотт Диксон. Не обладая яркой харизмой, новозеландец относится к числу тех пилотов, которые добиваются своего за счет спокойной, вдумчивой работы, грамотного пилотажа и надежности. Именно эти качества вкупе с отменно подготовленной машиной позволили ему дважды в карьере завершить чемпионат на первой строчке общего зачета. Если Скотту удастся наладить сотрудничество с Дарио, то «Чип Гэнасси Рейсинг» может превратиться во всесокрушающую силу.

Team Penske: Уилл Пауэр / Райан Бриско. Возвращение Франкитти могло стать центральной темой всего межсезонья, но события, разворачивающиеся вокруг Хелио Кастроневеша, несколько затмили эту новость. 2 октября 2008 года бразильцу было предъявлено обвинение в уклонении от уплаты налогов на сумму более 5 миллионов долларов. Естественно, что судебные разбирательства и угроза тюремного заключения не позволили Хелио готовиться к сезону, ну а Пенске был вынужден искать замену одному из самых популярных гонщиков «Индикара».

Думается, что «Седой Роджер» выбрал лучший вариант, пригласив за руль болида номер «3» австралийца Уилла Пауэра. Пауэр способен претендовать на самые высокие места в чемпионате, но пока еще существуют определенные сомнения в том, насколько удачно он будет выступать на овальных треках, коих в календаре большинство. То, что на дорожных трассах он быстр, – ясно уже всем. Если говорить о соотечественнике Уилла – Райане Бриско, то его можно было бы назвать даже претендентом на чемпионство, но 27-летний пилот не может похвастать стабильностью, хотя побеждать он, бесспорно, умеет. Кстати говоря, в команде не исключают возвращения Кастроневеша по ходу сезона. Все будет зависеть от хода судебного разбирательства.

Andretti-Green Racing: Даника Патрик / Тони Канаан / Марко Андретти / Хидеки Муто. Межсезонье в самой крупной команде серии прошло на удивление спокойно. Состав не претерпел никаких изменений, да и результаты, если судить по тестам, скорее всего, останутся прежними. В 2009 году очень многого ждут от Марко Андретти, и для молодого гонщика важно провести грядущий сезон без серьезных провалов. В прошлом году Марко демонстрировал просто потрясающую нестабильность, чередуя отличные и блеклые гонки, но от глупых ошибок пора уже избавляться. Пока же нет никаких предпосылок к тому, что Андретти это удастся.

Резонно предположить, что основные шансы на успех владелец команды Майкл Андретти связывает с опытным ветераном Тони Канааном, но, возможно, главным сюрпризом станет выступление Хидеки Муто, которому вполне по силам превзойти прошлогодний результат – 10-е место по итогам сезона. В японце подкупают такие качества, как аккуратность и стабильность. Не стоит забывать, что это будет его второй сезон в «Индикаре», так что прогрессировать есть куда.

Что касается Даники Патрик, то тут тяжело давать прогноз, ибо в выступлениях гонщицы до сих пор тяжело найти какие-то тенденции, за исключением того, что с каждым годом она финиширует все выше в общем зачете. Несмотря на это, слабо верится, что Данике удастся завоевать место выше шестого.

Крепкие середняки

Newman/Haas/Lanigan Racing: Грэм Рейхол / Роберт Дорнбос. Одна из команд-загадок. После победы в Сент-Питерсберге год назад многие заговорили о Грэме Рэйхоле как о новой звезде серии, но последующие выступления молодого гонщика заставили несколько пересмотреть это отношение. В новом сезоне сын трехкратного чемпиона CART Бобби Рейхола будет доказывать свое право на место под солнцем, и итоговое попадание в Топ-10 по итогам чемпионата можно будет расценить как серьезный успех.

Будет очень интересно посмотреть на Дорнбоса, который заменил Джастина Уилсона. Место голландец получил во многом благодаря спонсорским деньгам, но результаты выступлений в «ЧампКаре» говорят, что не стоит недооценивать Роберта как гонщика. Естественно, что на овалах Доорнбоссу поначалу придется нелегко, но на дорожных трассах проблем возникнуть не должно. Кстати, в команде также едва не оказалась Милка Дуно, но в первых числах марта гонщица лишилась поддержки со стороны компании Citgo, и в настоящий момент она не имеет возможности продолжить карьеру в «Индикаре». Что ж, возможно, оно и к лучшему.

Panther Racing: Дэн Уэлдон. Хорошая команда и хороший гонщик. Если Дэн сможет хорошо зарекомендовать себя на уличных этапах, то существует вероятность, что он сможет включиться в борьбу за попадание в первую пятерку по итогам сезона, так как на овальных этапах шансы команды традиционно высоки.

A.J. Foyt Enterprises: Витор Мейра. Шанс выиграть свою первую гонку в «Индикаре» в карьере у Витора Мейры, надо сказать, на этот раз совсем не велик. Не тот калибр у команды. Но на Топ-10 в гонках бразилец может рассчитывать.

Vision Racing: Эд Карпентер / Райан Хантер-Рэй. Основные надежды будут связаны с Хантер-Рэем, который буквально в последний момент получил приглашение от Тони Джорджа, владеющего командой. На данный момент главной проблемой гонщика является отсутствие стабильной спонсорской поддержки, но в случае удачных выступлений это отойдет на второй план. Учитывая его универсальность, можно ожидать, что Хантер-Рэй, как и Мейра, будет претендовать на попадание в первую десятку по итогам каждой гонки.

Пасынок Джорджа, Эд Карпентер, может рассчитывать только на овалы. Гонки на дорожных трассах по-прежнему остаются для него камнем преткновения.

Аутсайдеры и темные лошадки

Luczo-Dragon Racing: Рафаэль Матуш. Сын Роджера Пенске Джей и президент компании Seagate Стивен Лукзо с 2007 года выставляют машину в серии «Индикар», но на этот раз речь идет о полномасштабном выступлении во всех гонках сезона. В прошлом году команда заявилась на шесть этапов, и пилотировал болид Томас Шектер. Итог выступлений южноафриканца был следующим: скорость у машины есть, но нет надежности. Судя по всему, именно надежность техники станет главным фактором, который и определит место команды в иерархии первенства. Кроме того, пока не ясно, чего ожидать от Рафаэля Матуша, но статус чемпиона серий Toyota Atlantic и Indy Lights говорит в его пользу.

Dale Coyne Racing: Джастин Уилсон. Очень приятно, что гонщик такого калибра, как Джастин Уилсон, не остался без контракта на сезон-2009. Рассчитывать на что-то серьезное британец вряд ли сможет, но его опыт может ощутимо помочь команде.

Dreyer & Reinbold Racing: Дэррен Мэннинг / Майк Конвей. Буквально на флажке команда Денниса Рейнбольда и Робби Буля, готовая отпраздновать свой 200-й старт в истории, подписала опытнейшего Мэннинга, который составил британскую пару пилотов вместе с Майком Конвеем, выпускником британской «Формулы-3» и серии GP2. Скорее всего, Мэннингу не удастся выступать полный сезон, зато Майк будет сражаться за звание лучшего новичка. На предсезонных тестах рыжеволосый англичанин выглядел достаточно уверенно.

HVM Racing: Эрнесто Визо. Первоначально владелец команды Кит Виггинс рассчитывал, что в новом сезоне ему удастся выставить две машины на полном расписании, но в итоге пришлось довольствоваться одной. Возможный претендент на место одного из пилотов – Райан Хантер-Рей – оказался в Vision Racing, и, скорее всего, о расширении HVM Racing придется на время позабыть. Визо в прошлом сезоне оставил весьма благоприятное впечатление от своей езды, хочется надеяться, что и в 2009 году венесуэлец будет отмечаться хорошими гонками.

Conquest Racing: Алекс Тальяни. Еще одна команда, планировавшая заявить две машины, однако неблагоприятная финансовая ситуация заставила руководство пересмотреть свои планы. На данный момент Тальяни можно рассматривать как одного из аутсайдеров чемпионата.

Team 3G: Стэнтон Барретт / Томас Шектер. Самый авантюрный проект сезона. Командой руководят достаточно известные люди, такие, как Грег Бек и Кари Агаджанян, но что у них получится, не знают, наверное, даже они сами. Основным гонщиком команды будет один из совладельцев – Стэнтон Барретт, и это уже вызывает вопросы. Дело в том, что у Стэнтона нет никакого опыта управления «индикаром», а его гоночные таланты весьма спорны: уже достаточно долгое время Барретт без особого успеха выступает во втором дивизионе NASCAR – Nationwide Series. Но самым главным сюрпризом, который преподнесла Team 3G, стало приглашение в команду Томаса Шектера, который, очевидно, выйдет на старт гонки в Лонг-Бич.

KV Racing Technology: Марио Мораеш. После весьма насыщенного межсезонья Кевин Калкховен едва не остался без спонсоров и без пилотов. Australian Vineyards прекратила сотрудничество с командой, Уилл Пауэр ушел на повышение, а Ориоль Сервия не смог получить контракт из-за финансовых проблем. В итоге в команду был призван 20-летний бразилец Марио Мораеш. Неопытный, но быстрый гонщик, и не самая надежная техника. Очевидно, что ждать от такого сочетания можно чего угодно, но никак не стабильных выступлений.

Подводя итог превью сезона, хочется с некоторой ноткой оптимизма заметить: будем верить, что интересные, захватывающие гонки заставят забыть о негативных тенденциях, которые имеют место в современном «Индикаре». Хотя бы на время. Но, объективно говоря, главная задача серии сейчас – переждать тяжелые времена и свести к минимуму негативные последствия экономического кризиса. А там уже посмотрим.