Иберийские конкуренты
Возможно, это лучшая групповая фотография в мире: 248 испанских сборников – от 94-летнего Габриэля Сосы до Бойана Кркича, который младше на 74 года, 23 чемпиона Европы с их тренером, 23 чемпиона мира со своим, а в центре, на красном подиуме, собственно, Кубок мира. 37 сантиметров золота в 18 карат. За трофеем, между Висенте Дель Боске и Икером Касильясом, стоит единственный человек, никогда не игравший за сборную Испании. Единственный человек, который вообще не был профессиональным футболистом: президент ФИФА Зепп Блаттер.
Вместе с представителями сборной и министром спорта Испании Хайме Лиссаветски, который не присутствовал на фотографии, Блаттер был приглашен в Лас Росас, к северо-западу от Мадрида, где 15 ноября состоялось чествование чемпионов мира. Мероприятие был организовано Испанской федерацией футбола. Блаттер, объявивший себя болельщиком «красной фурии» в ближайшие четыре года, передал именные дощечки президенту федерации и бывшему футболисту «Атлетика» из Бильбао Анхелю Мария Вильяру, Дель Боске и Икеру Касильясу.
Это было не единственным, что он передал. Во всяком случае, испанцы так надеялись. Все это было похоже не только на акт чествования, но еще и на некий замысел, на знак благословения. Означало ли присутствие Блаттера одобрение заявки Испании и Португалии на чемпионат мира? И пусть звучало как избитая банальность – редактор одной из газет настаивал, что президент ФИФА «терпеть не может Испанию» – его заявление о том, что «Испания и Португалия окажут всему миру честь, если примут чемпионат мира» было воспринято с воодушевлением.
«Блаттер пронес чемпионат мира в своем рукаве», – гласил заголовок статьи в спортивной газете AS. В ней говорилось, что за кулисами встречи в Лас Росас шли разговоры о том, что его поддержка может склонить чашу весов в нужную сторону. Судорожная попытка Англии завоевать голоса на финише была признана «несостоятельной».
«Мы победим», – объявил Вильяр в интервью три дня спустя. Дела для него и правда идут хорошо. И не только из-за того, что сборная выиграла чемпионат мира. Выяснилось, что в записке, переданной Вильяром главе катарской заявки, было написано: «Congratulations, vamos a ganar» – поздравляю, мы победим. Некоторые интерпретировали фразу как уверенность в заявке, другие же, как, например, Чак Блейзер, член исполнительного комитета ФИФА, рассказал, что фраза касается надежды Вильяра на то, что от комитета ФИФА по этике не последует никакого наказания.
Верно и то, и другое. Разоблачительные обвинения Sunday Times не повредили заявке испанцев в их собственных глазах. Напротив, обвинения были отправлены обратно – мол, еще одна английская теория заговоров. Радио Onda Cero заявило: «Английское лобби – это адепт темных сил». Бывший футболист сборной Португалии Пауло Футре жаловался: «Англичане говорят ужасные вещи». Остальная пресса последовала их примеру. Прошло два дня, и Испания с Португалией отвязались от всех обвинений в сговоре с Катаром.
Еще одной хорошей новостью стало больше, когда вышел технический отчет ФИФА. Сфера безопасности была единственной, где Испания не проходила барьер требований, предъявленных футбольными чиновниками. Двадцать один предложенный стадион, 82 отеля для команд, 42 отеля для ФИФА, 85 тысяч номеров всего (в сравнении с 10,700 у Англии, что Marca обозвала «смехотворным»). И хотя имидж заявки был подорван товарищеским матчем между Испанией и Португалии, сыгранным при полупустых трибунах Стадиона Света в Лиссабоне на прошлой неделе, все-таки это две страны с богатой футбольной историей, представленных Альфредо Ди Стефано и Эйсебиу, Касильясом и Криштиану Роналду. Южная Африка лишь подкрепила запас. Спортивный директор Испанской федерации футбола Фернандо Йерро сказал: «То, что мы стали чемпионами мира, может помочь нам получить чемпионат мира».
Идеальное место для отдыха тоже фактор не лишний. «Что другие заявки, – вопрошает Жилберто Мадаил, президент Португальской федерации футбола, – могут противопоставить Средиземноморью и Атлантике?» Транспортная инфраструктура впечатляет: высокоскоростные поезда довозят из Мадрида в Барселону меньше, чем за три часа. Новый маршрут будет открыт из Мадрида до Лиссабона. Испании инвестиции практически не требуются. «Если объективно, – настаивал один из комментаторов, – чемпионат мира должен вернуться в Испанию: двух мнений быть не может».
Заявочная группа осознает и свои слабости. Начиная с того факта, что это проект Испании и Португалии. Блаттер сознался, что не любит совместные заявки, но Мадаил высказался, что проблема тут в возможном наличии двух организационных центров. У Испании и Португалии будет единый центр в Мадриде, «как если бы Иберия была одной страной». Географически они очень близки. В Португалии будут использоваться всего три стадиона: два в Лиссабоне и «Драгау» в Порту.
Другая проблема заключается в том, что Испания уже проводила чемпионат мира в 1982-м – если считать среди европейских стран, то всего три Кубка мира назад. С точки зрения Вильяра, это практически вчера, но здесь в дело вступает Португалия: да, Испания проводила турнир 28 лет назад, но Португалия его вообще никогда не проводила. «Без Испании, – признает Мадаил, – мы не сможем организовать чемпионат мира». Португальская «справедливость» может превратиться в испанскую выгоду.
В испанской федерации футбола царит уверенность, но уверенность весьма умеренная. Пресса объявила Иберийскую заявку явным фаворитом. Основательность проекта почувствовало и общество. Класико мадридского «Реала» и «Барселоны» в понедельник закрывает уикенд поддержки заявки, объявленный по всем стадионам страны. Перемены налицо. Шесть недель назад задавался всего один вопрос: почему об испано-португальской заявке так мало слышно? Никаких помпезных презентаций, скромное освещение в СМИ, практически ни одной кампании.
Испанская федерация вела себя осторожно. Тон был сравнительно пессимистичным. Испания не могла соревноваться в финансовой мощи с Россией; Вильяром было решено не давать никаких интервью, пока не будет вынесено окончательное решение – решение, как предполагалось, вынесенное не в их пользу. В конце концов, не пресса ведь утверждает, кому достанется турнир, а 22 человека в Цюрихе. Энергия будет направлена на них. Мадрид уже проигрывал Олимпиаду Рио-де-Жанейро, считаясь бесспорным фаворитом, поэтому никто не собирается радоваться преждевременно. Заявка России беспокоит всех. Но есть место и для оптимизма.
Вильяр настаивает, что не знает, кто и как будет голосовать, но он приближен к Блаттеру и выстраивал отношения с Латинской Америкой. Недавние товарищеские матчи с Мексикой и Аргентиной не были случайными, а вчера Эдуардо Делука, генеральный секретарь южноамериканской федерации, сказал, что все их члены ФИФА будут поддерживать иберийскую заявку: «Все 10 стран согласились отдать голос Испании». Это гарантирует им три из 22 возможных голосов. В то же время, Мохаммед Бин Хаммам, катарский президент азиатской федерации, отметил: «Азия поддерживает иберийскую заявку. Катар поддержит их, а они поддержат нас – но мы не нарушаем никаких правил». Есть намеки на поддержку и от Кореи с Турцией.
Подсчеты, пусть и неточные, говорят о том, что у заявки уже есть шесть голосов – достаточно для того, чтобы преодолеть первый раунд. А дальше может случиться все, что угодно. Включая и то, что Испания может выиграть чемпионат мира второй раз за полгода.
Ключевые люди в заявке Испании и Португалии
Президент Испанской федерации футбола с 1988 года, вице-президент ФИФА и УЕФА, ответственен за арбитражный комитет. На первый взгляд не слишком харизматичен, но является прожженным политиком, который умеет добиваться расположения.
Президент Португальской федерации футбола и член исполнительного комитета УЕФА. Выиграл чемпионат Европы для Португалии в 2004 году, но понял, что не получит чемпионат мира в одиночку – именно он предложил испанцам подать совместную заявку, передав основные организационные полномочия иберийским соседям.
Премьер-министр Испании. Вильяр настаивает на том, что Иберийская заявка получает полную поддержку от правительства, несмотря на то, что Испания до сих пор расхлебывает последствия беспрецедентного финансового кризиса. Однако Сапатеро не поедет в Цюрих: многие критикуют его за это решение, они же критиковали его за то, что он поехал смотреть матч сборной Испании на чемпионат мира в ЮАР. Он в патовой ситуации.
Криштиану Роналду и Икер Касильяс
Представители Иберийской заявки. Вместе держа микрофон, они зачитали заявление перед товарищеским матчем между Испанией и Португалией. Являются лицом заявки.
Секретарь спортивного комитета Испании и кандидат на пост мэра Мадрида. У него сложились крепкие взаимоотношения с Испанской федерацией футбола, в заявке находится для политического веса.
а тут как назло классико подогнан - и все южная америка судя по всему будут голосовать за них(( Втихую главное , Так что будет рьяное соперничество и двух туров будет явно недостаточно - все решится в третьем, решающем
Недостаток тренировочных полей в городах, где будут проходить матчи (в 2 раза).
Стоит ли повторять, что ФИФА не любит совместные заявки? И что это за совместно, когда от Португалии всего 3 уже готовеньких стадиона из 2-х городов? Португалия в этой паре - реальный груз.
Входят в тройку лучших заявок, во второй тур выйдут, но мне по-прежнему парой фаворитов видятся Россия и Англия.