9 мин.

За спинами вождей: единомышленники от антибаскетбола

Что общего у рекордсмена НБЛ Австралии, полного тезки известного американского журналиста, бакалавра политических наук, фаната бейсбола и человека, без которого Стив Керр и Грант Хилл не показали бы выдающихся результатов? Объединяет столь разношерстную кампанию в единое целое Грегг Попович.

«Коуч Поп» довольно интересный персонаж. Сын серба и хорватки, он родился в 1949 году в Чикаго и увлекся баскетболом еще в школьные годы. После школы Попович поступил в Военно-воздушную академию США и закончил ее в 1970-м по специальности «советология». Он сносно говорит по-русски, свободно читает. Служа в информационном отделе ВВС, Попович постоянно бывал в командировках в Европе, в том числе в Советском Союзе и других странах соцлагеря, и, будучи там, интересовался и состоянием баскетбольных дел. Поэтому-то и оказался в числе первых американских тренеров, осознавших, что баскетбольными талантами богаты не только США. Неудивительно, что современные «шпоры» – одна из самых интернациональных команд НБА.

Столь же необычен подход Грегга и к формированию штаба. Его скрупулезное внимание к деталям – вообще-то Поп собирался работать в ЦРУ – нашло здесь яркое отражение: случайных людей здесь нет. Все приглашенные Поповичем – специалисты высокого уровня, а потому совсем не странно, что «Сан-Антонио» считается, прежде всего, тренерской командой.

В то же время Грегг не боится рисковать. Чего стоит хотя бы 5-летнее сотрудничество с опальным Пи Джей Карлесимо, который весь этот период был «правой рукой» Поповича. Карлесимо ходил в «отказниках» после злополучной истории с Лэтреллом Спрюэллом. 1 декабря 1997 года коуч, работавший первый сезон с «Голден Стэйт», попросил во время тренировки звезду команды не лениться. Буквально он сказал следующее: «Добавь-ка горчички!». Отношения между тренером и игроком и до того были довольно натянуты. Спрюэлл долго терпел язвительные замечания тренера в присутствии всей команды, но когда тот потребовал «добавить горчички», он подбежал к нему, схватил за горло и стал душить. Игроки и помощники тренера сумели утихомирить игрока. Лига дисквалифицировала хулигана, и он возобновил выступления лишь в январе 1999 года, в «Нью-Йорке». Но и для коуча случившееся не прошло бесследно. Он заслужил репутацию тренера, для которого игроки-миллионеры – всего лишь провинившиеся школьники. В итоге Карлесимо был уволен из оклендской команды осенью 1999 года. Почти три года у него не было работы, а летом 2002 Попович взял его к себе в помощники. Там он и трудился, пока его не позвали в «Сиэтл» строить свой «Сан-Антонио» (вместе с Сэмом Прэсти – еще одним выходцем из стана «шпор»). «Наша цель строить команду так, как ее строили в Сан-Антонио», – объяснял тогда репортерам назначения владелец «Соникс» Клэй Беннетт. Похвально, в первую очередь для клуба, который подает пример.

К слову, сам Попович долгое время был на вторых ролях – 8 лет в системе «Сан-Антонио». Еще два – в «Голден Стэйт» – были выброшены на ветер: «Под руководством Дона Нельсона я абсолютно ничему не научился. Я был в смятении в течение двух лет. Я ничего не понимал, и до сих пор сбит с толку». К счастью, о самом коуче Попе его ассистенты такого сказать не могут: он не только у них берет, но, прежде всего, и дает знания. Неудивительно, что специалисты, прошедшие «школу» Поповича, востребованы как в НБА, так и в Европе. Достаточно вспомнить Майка Брауна, который в «Сан-Антонио» отвечал за построение защиты, а сейчас вознес «Кливленд» на вершину Восточной конференции. Так что будет полезно внимательнее присмотреться к тренерской «бригаде» старины Грегга: может уже завтра оттуда вылетит новый великий тренер?

Штаб Поповича достаточно велик – 5 ассистентов и 3 тренера по «физике». Первую строчку в иерархии помощников занимает, хоть и несколько условно, Майк Буденхольцер, который был нанят Греггом еще в далеком 1994 году. Хотя познакомились они в 1988 году в Помоне-Питцере, где Попович только начинал свою сольную тренерскую карьеру, а Майк ему ассистировал. Кстати, начинающий тренер на одном баскетболе повернут не был и успел получить дипломы бакалавра сразу в нескольких дисциплинах (политика, экономика и философия), а также играл за университетскую команду по гольфу. Вскоре союз распался: Грегга пригласили в «Сан-Антонио», а Буденхольцер, побыв еще годик в университете, отправился в Данию (исполнял обязанности и игрока, и тренера в клубе «Вежле»). В начале 1994 года «универсал» вернулся домой и был в экстренном порядке завербован в «Голден Стэйт», где как раз и обитал Попович. В штабе «воинов» Майк отвечал за видеокомнату. Сперва этим же занимался Буденхольцер и в «Сан-Антонио». Стоит отметить, что этот участок работы имеет первостепенное значение: Попович практически всегда пляшет от печки, то есть от обороны. Шутка ли, в компьютерном центре клуба установлено 29 видеомагнитофонов (по одну на каждую команду), которые записывают все матчи чемпионата! В нужный момент компьютерная программа быстро обрабатывает видеоданные и предоставляет тренерам любые сведения, касающиеся игры соперника и ее анализа. Вот этим и занимался Буденхольцер первые два сезона. А затем в возрасте 26 лет Майк стал самым молодым ассистентом коуча. Поп полностью доверяет своему протеже, и тот, нужно отдать должное, своего босса еще не подводил. Например, подписание Джинобили – это заслуга именно Майка, который во время турне по Южной Америке неплохо изучил тамошний баскетбол. Летом же 2008 года Буденхольцер поднялся еще на одну ступеньку вверх – стал первым ассистентом Грегга. «Прежде всего, Майк великолепно читает игру, – рекомендует помощника Попович. – Это обязательное требование. Он также хорошо строит отношения. Он уверен в себе и может сказать игроку то, что думает, хочет тот того или нет».

Не за горами и самостоятельное плавание. Первыми на горизонте появились представители «Финикса». Но у них этим летом что-то не срослось, хотя фанаты «Солнечных» были не против Майка – ведь свой парень, из Аризоны. К тому же Винс Буденхольцер, отец Майка, член зала славы Аризоны (18 лет проработал в команде Холброка). Именно Винс привил маленькому Майку любовь к баскетболу: «Он играл во все игры, но баскетбол, конечно, был на первом месте. Он был великолепным учеником. Я его много критиковал, как видите не зря». «Горд, тем, что он делает для баскетбола, – продолжает Винц. – У него нет «большой головы», но он твердо стоит на земле и нравится людям. А главное, Поп ему доверяет!» Что ж, сейчас Майку или «коучу Баду», как его называют в коротких разборах игры соперников «Сперс», всего лишь 39, а значит все еще впереди.

Вторым по рангу идет Дон Ньюмэн. В отличие от Буденхольцера, за плечами Дона и игровая карьера (был выбран «Бостоном» в третьем раунде драфта), и большой опыт работы в других клубах («Милуоки» и «Нью-Джерси»). Поэтому неудивительно, что опыт и выдержка Ньюмэна всегда в почете. Чего стоит хотя бы эпизод, когда в матче с «Пэйсерс» Поп потерял над собой контроль и едва не разорвал попавшегося под руку рефери (Марка Вундерлиха). Успокаивать и уводить шефа в раздевалку пришлось не «зеленому» Буденхольцеру, а матерому Дону. К слову, в отличие от многих специалистов, Ньюмэн дипломированный и может работать тренером как баскетбольных, так и футбольных команд.

Несколько необычен путь в НБА был у Бретта Брауна – в сильнейшую лигу планеты он попал через Австралию, где за 14 лет добился фантастических результатов (149 побед – шестой результат в истории континента). Притом, что родился и вырос Бретт в Америке. Как игрок Браун играть начал в Бостонском университете под руководством Рика Питино, где зарекомендовал себе довольно хорошо (титул MVP лучшего новичка и почетное звание капитана команды). В систему «шпор» «австралиец» попал в июле 2002 года и вплоть до 2006 года был на вторых ролях (ассистент директора/тренера по игровому развитию). В июле же 2006 года Бретт, наконец-то, получил шанс поработать по профилю. Интересно, что помимо ассистентских функций Браун отдельно занимается с центровыми команды. Учит множеству незаметных на первый взгляд баскетбольных нюансов. Как правильно выбирать позицию при борьбе за подбор, какое положение в различных игровых ситуациях должны занимать ноги, плечи, руки, как правильно бросать во время прохода.

Одновременно с Брауном рядом с Поповичем уселся и Чед Форсиер, который официально занял пост Бретта Брауна. Однако одним лишь «игровым развитием» функции Чеда не ограничиваются. Да и глупо такого специалиста использовать столь узко, ведь за плечами Форсиера четыре сезона в «Индиане» и два в «Детройте». Во время представления Чеда Попович не скрывал радости: «Мы счастливы, тем, что Чед в нашей команде. У него есть опыт, и он добавит энергии нашей программе».

В НБА Форсиер попал с черного хода, минуя студенческий баскетбол. «Большинство людей не верят, что я ассистент тренера в НБА. Все потому что мне 31, а выгляжу я на 20. Когда же они узнают, что я никогда не играл ни в колледже, ни в НБА, то не только не верят, но уже ничего не понимают». Помог же ему пробраться в мир профессионального баскетбола SPU (Student Employment Office). «Они открывают двери для многих студентов. Без них я бы никогда не стал бы тем, кем стал». Начинал же Чед с того, что готовил фрукты (мыл, чистил, резал, делал сок) для игроков «Сиэтла». Но затем это занятие ему надоело, и он принялся доставать тогдашнего коуча «Сверхзвуковых» Джорджа Карла. «Я был головной болью для всех тренеров, потому что я был настоящим фанатиком. Я хотел знать все об игре! Я приставал до всех – до коуча, его ассистентов, тренеров по «физике», видеокоординатора. У меня всегда с собой были ручка и блокнот, поэтому я все записывал: игровые планы, диаграммы. У меня даже сохранились копии скаутских докладов». В конце концов, Карл назначил Чеда специальным ассистентом, который помогал игрокам в предматчевой работе. Неудивительно, что на любознательного парня обратили внимание, и вскоре он сменил обстановку. Ключевой стала встреча с Риком Карлайлом, который и позвал Форсиера в «Детройт». Вскоре их оттуда попросили. Следующим пристанищем для Форсиера стала «Индиана», которая в то время была, что называется на ходу. Чед же тогда занимался сбором информации как о команде-сопернике в целом, так и об индивидуальных особенностях игры их лидеров. Помимо этого Форсиер работал с игроками индивидуально. Запомнилась всем история с подготовкой к матчам все с тем же «Детройтом»: помощник отбивался от игроков с помощью швабры, которая должна была обозначать длинные ручищи Тэйшоуна Принса. Все это не могло остаться незамеченным, и в итоге Чеда в свою команду пригласил Попович.

Еще одним ассистентом Грегга является Чип Энгелланд. Специализация Чипа – это броски. В свое время он работал с такими признанными снайперами как Стив Керр, Грант Хилл и Лэрри Хьюз и занимал должность консультанта по броскам в «Пистонс» в сезоне-1999/2000. Поэтому Чип небезосновательно считается лучшим специалистом в своей области, заполучить которого пытались многие: в «Сан-Антонио» он попал после двух лет работы в «Денвере». Как игрок Энгелланд отметился на студенческом уровне. Собственно, баскетбольная карьера началась в далеком 75 году, когда он оказался среди подающих мячи мальчиков у легендарного тренера UCLA Джона Вудена. После того, как Чип стал лучшим по результативности на школьном уровне, ему предложил стипендию «Дюк»: в сезоне-1982/83 в качестве капитана «Блю Дэвилс», ведомых Майком Кшишевски, он набрал 1000 очков за год. Но профессиональная карьера у Энгелланда не сложилась: играл он на Филлипинах, в Канаде и в КБА. По окончании карьеры Чип начал учить тому, что умел сам, то есть метко бросать по кольцу: в 1995 даже основал баскетбольный лагерь «Чип Шутс».