8 мин.

Александр Липко: «В «Спартаке» меня обманули с квартирой»

«Хорошо, что остался в футболе»

– Вы недавно назначены на должность спортивного директора. Как вам новое место?

– А я еще не почувствовал до конца, что это такое.

– Почему?

– Во-первых, только вступил в должность. Во-вторых, суть моих обязанностей не изменилась: селекционная работа, просмотр футболистов. Я этим и занимался. А тут меня вызывают, говорят, что хотят назначить на должность спортивного директора. Интересуются, справлюсь ли я. Почему бы и нет, отвечаю.

– Теперь вам в костюме нужно в офис ходить.

– Да, это серьезная проблема. Жарко очень.

– Интересно работать?

– Да, конечно. Хорошо, что я вообще в футболе работаю. Только узнаю его немного с другой стороны.

– Говорят, что сейчас нет спасения от агентов?

– Это верно. У меня агента никогда не было. Со всеми клубами договаривался сам. Но тут такое дело – футболистам, на которых есть спрос, агенты, в сущности, и не нужны. А вот другие без них не могут. Агент тебе распишет этого игрока, навесит лапши на уши, лишь бы с ним заключили контракт. А там хоть трава не расти. Неважно, подходит ли тренер этому футболисту, какого стиля придерживается клуб. Отсюда много проблем. Игрок приходит на год-два в команду, пусть даже получает хорошие деньги, но все время сидит на скамейке. Потом же ему труднее найти работу.

– Но зато деньги хорошие.

– На это время контракта – да. А что дальше-то? Но для меня и суммы договоров удивительные. Вот сейчас молодые игроки требуют все и сразу, причем в их контракте никак не прописано, а что они должны отдавать взамен. Это странно.

«Меня подвели искусственные поля»

– В августе вам исполняется 35 лет. В принципе, в первой лиге еще можно поиграть.

– Не могу. Пятка у меня очень болит. После каждой тренировки, не говоря уж про игру, нога болела. Я уже в прошлом году думал о том, чтобы завершить карьеру.

– А что с пяткой?

– Во всем виноваты искусственные поля. Раньше, когда все играли на естественных газонах, таких проблем не было.

– Из-за травмы пятки вы сезон-2007 провели в любительской лиге?

– Нет-нет, там я оказался по семейным обстоятельствам. А с пяткой долгая история. Врачи совсем ничего не могли определить. Потом уже выяснили, откуда сложности. Так что часть карьеры я провел с больной ногой.

– Многие специалисты ругают синтетику.

– Полностью согласен с ними. Правда, говорят, что сейчас уже появилось новое поколение покрытий, которые практически не отличаются от натуральных. Но ведь они не везде есть.

– Прощальный матч не собираетесь устраивать?

– Что-то об этом говорили в прошлом году. Но, наверное, не стоит. Не такой я уж и заслуженный футболист.

– Трехкратный чемпион первой лиги…

– Я не один такой, хотя действительно мало, кто может похвастаться подобным.

– Первую лигу все небезосновательно считают «болотом» российского футбола.

– Не знаю, не знаю. Мне все нравилось. Может быть, из-за того, что я всегда играл за команды, которые ставили перед собой серьезные задачи. Никогда не гнался за деньгами.

– Просто вы из высшей лиги уходили достаточно легко.

– Все верно – играть хотелось. Хотя были возможности сидеть на скамейке и получать хорошую зарплату. Например, в «Рубине». Мне Курбан Бердыев предлагал остаться, но надо было «поджимать» Калисто. Так и говорили – для конкуренции. Зачем, думаю, мне это надо?

– Вдруг бы «съели» Калисто?

– Нет, не получилось бы. Его ведь приобрели за хорошие деньги, он бы точно играл чаще и больше. Лучше уж, думаю, я снова с кем-нибудь пробьюсь в премьер-лигу.

Две квартиры – мимо

– Рассказывают, что ваш переход в нижегородский «Локомотив» был довольно странным по тем меркам. Вроде бы, из «Спартака» вас никто не гнал.

– Но у меня в клубе произошел серьезный конфликт. Если честно, то обманули с квартирой. Обещали дать и не дали. Я и уехал.

– А чего это Олег Иванович обманул?

– Нет-нет, с ним все нормально было. Это вице-президент Григорий Есауленко так поступил.

– И как вам при Валерии Овчинникове?

– Весело было. А еще веселее было, когда ему помогал Арсен Найденов.

– Вот считается, что цитировать Овчинникова почти невозможно. Лучше находиться в раздевалке.

– Да. У нас был футболист Евгений Шурко, так он постоянно с тетрадью ходил. Как Овчинников что-нибудь скажет – он записывает. Вы бы к нему обратились, если хотите точные цитаты получить. Я лично вот так с ходу помню только установку перед матчем с «Торпедо».

– Долгая?

– Нет, короткая. Тренер сказал: «Сейчас вас … будут, как мышей». Понятно, что я один глагол пропустил.

– Он оказался прав?

– Самое интересное, что мы выиграли, не нанеся ни одного удара в створ ворот. Там у Марата Махмутова был автогол. Обрадовались, конечно. Кроссов не будет, два выходных.

– А в случае поражения?

– Через выходной – кросс. Не всегда, но часто. Мы тренеру говорили, а когда же с мячом работать будем? С мячом, переспрашивает? Берите в руки мячи и бегите.

– Вы с Валерием Овчинниковым тоже не по-доброму расстались?

– Ну да. Он меня тоже с квартирой «кинул». Обещал, обещал, а потом продал ее на сторону. А ведь я уже посмотрел ее, даже семья заселяться приехала.

– Разбирались с тренером?

– Один раз бросился к Овчинникову, злой был, на нервах. Но он сразу исчез, все через помощника своего Козина передавал. Я махнул рукой.

– Квартиру-то где-то получили?

– Сам уж купил, на заработанные.

– Все знали, что он может обмануть. Но к нему шли и шли.

– Понимаете, до того момента пока ты не подписал контракт, Овчинников вел себя по-другому. Это был твой старший товарищ, душа-человек, готовый помочь во всем. Но после заключения договора все менялось. Мог оскорбить, обозвать, наорать или обмануть.

Рамзан Кадыров рассказывал про войну

– Вы играли в «Тереке», но никто почему-то не любит вспоминать о времени работы с Рамзаном Кадыровым.

– Почему? Нет, у меня только положительные впечатления. С «Тереком» я победил в Кубке, с командой пробился в премьер-лигу.

– Просто вы не в Грозном играли.

– Да, в Чечне были только один раз. Ездили на чествование в Гудермес.

– Страшно было?

– Нет. Да нас там охраняли очень хорошо. Так что с безопасностью все в порядке было.

– Кадыров установки проводил?

– Никогда. Мог на собрании поинтересоваться, в случае поражений, что происходит. А что тогда могло происходить? Причина только одна: задержки по зарплате.

– Решал?

– Да. Говорил, вечером все будет. И его отец Ахмат Кадыров таким же был. Если сказал – сделает.

– Видели автопарк Кадырова?

– Не видел, но слышал. Дело в том, что мы в команде решили сброситься и купить ему на день рождения джип «Вольво» хорошей модели. Оказалось, что это самая дешевая машина в его автопарке.

– Неужели он с вами задушевных бесед не проводил?

– В футбол не лез – точно. А так были встречи. Бывало, рассказывал, как он бандитов ловит.

– В первую или во вторую кампании?

– Вот этого мы не уточняли.

– Говорят, что игроков деньгами не обидели после выхода в премьер-лигу.

– Не обидели. Во-первых, выплатили все до копейки, что обещали. Во-вторых, дали всем по «девятке» – многие предпочли деньгами. В-третьих, Кадыров преподнес нам сувенирные таблички с памятной надписью.

– Что за таблички?

– Такие из белого золота, все в драгоценных камнях. Я не интересовался, сколько это стоит. Но уверен, что дорого.

«А он давай по трибунам бить!»

– Во времена, на которые пришелся расцвет вашей карьеры, в Россию стали ехать легионеры. Кто был самым странным из них?

– Однозначно Дариус Гвилдис в «Локомотиве». Где его нашел Валерий Овчинников, непонятно, но очень уж большую ставку делал он на этого игрока. Дариус был габаритным, мощным – тренеру такие нравились. Но в первой игре все увидели, что он совсем ничего не умеет. Начинал по трибунам бить в любой ситуации. Мы его в раздевалке спросили, ты чем раньше занимался? Да я, отвечает, машины перегонял последние два года.

– А кто из игроков оригинальней всех готовился к матчу?

– Дмитрий Хлестов. Все на разминку, а он сядет на скамейку и спокойно сидит, катает туда-сюда бинт для тейпа. Ему говорят, ты чего, Дмитрий? А он в ответ: «Ничего-ничего, давайте работайте». Валерий Шмаров обязательно пирожное перед матчем съедал. Но это нормально – углеводы.

– В футболе тоже вратари не такие, как все?

– Да. За всю карьеру встречал лишь пару голкиперов, которых можно назвать обычными. Чем удивляли? Скорее, неадекватной оценкой в эпизодах. Да что вратари... Мне рассказывали про судью, который бегал на сборах в Турции и желтые карточки деревьям раздавал...