14 мин.

Топ-30 незадрафтованных игроков НХЛ. Часть третья

10. Стив Дюшен, защитник. «Лос-Анджелес», «Филадельфия», «Квебек», «Сент-Луис», «Оттава», «Детройт»; 1113, 227+525

Один из самых ярких полузащитников в истории НХЛ дважды выставлял свою кандидатуру на драфт, но оба раза оставался ни с чем. Кого-то отпугивали слухи о неумении игрока обороняться, кто-то считал его слишком мягкотелым для взрослого хоккея. Дюшен приглянулся только «Кингс», да и те не сразу подпустили его к первой команде, отправив дозревать в фарм-клуб. Перед началом чемпионата-1986/87 «Лос-Анджелес» представил двух новичков, ставших впоследствии звездами лиги, – снайпера Робитайла и Дюшена, скоростного атакующего защитника, умеющего мощно бросать и точно пасовать.

За 16 лет в НХЛ Стив сменил 6 команд, причем в «Сент-Луис», «Филадельфию» и «Лос-Анджелес» он возвращался дважды. Пожалуй, свои лучшие годы хоккеист провел именно в составе «королей» – остановить пару Гретцки – Дюшен в большинстве было невозможно. Небезупречную игру в обороне защитник компенсировал заброшенными шайбами. На протяжении трех сезонов подряд – с 1988-го по 1991-й – он забивал 20 и более голов за чемпионат.

Интересно, что Дюшен несколько раз оказывался в центре обменов-блокбастеров. В марте 1991-го «Кингс» включили его в сделку, в результате которой получили Яри Курри, а спустя год Стив вместе с Форсбергом и Риччи был обменян в «Квебек» на Эрика Линдроса. Последним на уже стареющего защитника обратил внимание «Детройт», подписавший с ним контракт в 1999-м. В «Ред Уингс» ветеран осуществил главную мечту – победив в Кубке Стэнли, пусть ради этого ему пришлось отказаться от собственного немного бесшабашного стиля и строже играть в защите.

9. Брайан Рафалски, защитник. «Нью-Джерси», «Детройт»; 770 матчей, 75+392

Для большинства североамериканских игроков контракт с клубом из Европы – признание собственной неспособности пробиться в НХЛ. Защитнику «Детройта» Брайану Рафалски практика в зарубежных клубах пошла только на пользу. В США он вернулся в ранге самого полезного игрока чемпионата Финляндии, а в 1999 году Sporting News, не стесняясь, назвал его лучшим хоккеистом мира из числа тех, что не играли в лиге. За три года в составе ХПК и ХИФК Рафалски набрал 111 (43+68) очков.

– В Европе я пытался заработать на жизнь. У меня это неплохо получалось. Я был бы счастлив, даже если бы не попал в НХЛ, – делился впечатлениями Брайан. – Но когда меня позвали в «Нью-Джерси», я решил рискнуть и попробовать. По-моему, у меня получилось.

Действительно, получилось. Он застолбил за собой место в основе «Девилс» на долгие семь лет, выиграв с командой два Кубка Стэнли. Рафалски пять раз становился самым результативным защитником команды, и это при живом Скотте Нидермайере. Весной 2001-го 27-летний хоккеист набрал 18 (7+11) очков в плей-офф, установив клубный рекорд для игроков обороны, но в финале «Девилс» уступили «Колорадо».

В июле 2007 года уроженец Мичигана подписал контракт с «Детройтом», в котором выступает до сих пор. Несмотря на возраст и травму спины, Рафалски по-прежнему надежен при игре у своих ворот и эффективен в атаке, особенно при розыгрыше лишнего. Олимпийский турнир в Ванкувере только подтвердил, что в 36 лет Брайану рано думать о завершении карьеры.

8. Эд Белфор, вратарь. «Чикаго», «Сан-Хосе», «Даллас», «Торонто», «Флорида»; 963 матча, 484 победы, 90,6 процента отраженных бросков.

Первые матчи за «Чикаго» голкипер провел более чем скромно (4 победы в 23 играх, 3,87 GAA), и вряд ли в конце 1989 года кто-то мог предположить, что в коллекции наград Белфора окажутся и «Везина», и «Колдер», и «Уильям Дженнингс», и перстень обладателя Кубка Стэнли. Набравшись опыта в матчах за сборную Канады, один из учеников Владислава Третьяка стал сенсацией регулярного чемпионата-1990/91, взяв три персональных трофея и попав в число претендентов на получение «Харт Трофи». Выдержав испытания Майка Кинэна, любителя экспериментировать над своими подопечными, спустя год Белфор дотащил «Блэкхокс» до финальной серии плей-офф с «Питтсбургом», одержав в общей сложности 12 побед подряд. К сожалению для чикагцев, приема против Лемье у них не нашлось.

Летом 1997-го Орел Эдди подписал контракт с «Далласом». «Старс» искали человека, способного заменить Энди Муга, а Белфор – команду, ставящую перед собой серьезные задачи. Сотрудничество оказалось взаимовыгодным. «Звезды» выиграли Кубок Стэнли всего через год после прихода нового вратаря, а сам Белфор на протяжении трех сезонов подряд пропускал в районе двух шайб за матч. Никто бы не возразил, если бы «Конн Смайт Трофи» в 1999-м достался ему, а не Джо Нуиндайку.

Возможно, Белфор и завершил бы карьеру в «Далласе», если бы не отставка Кена Хичкока, ожидаемый прогресс Марти Турко и пара жестких высказываний самого Эдди в адрес местных болельщиков. После ухода из «Старс» голкипер провел нескольких неплохих сезонов в «Торонто» и «Флориде», побывал на Олимпиаде в Солт-Лейк Сити, а затем, не найдя работу в НХЛ, уехал в Швецию.

Белфор прославился не только своей уникальной техникой, сэйвами или победами, но и тяжелым характером. В начале 90-х соперники умышленно нервировали вратаря «Чикаго», выводя его из себя болтовней или легкими тычками.

7. Ги Лапойнт, защитник. «Монреаль», «Сент-Луис», «Бостон»; 884, 171+451

Легендарный защитник «Канадиенс» в юности не относился к хоккею, как к возможной профессии, и вообще собирался стать полицейским. Он и в тренировочный лагерь «Монреаля» ехать сначала отказывался, и, если бы не совет отца, никогда бы не сыграл в НХЛ.

«Когда я получил приглашение в лагерь новичков «Канадиенс», то думал, что мои шансы на попадание в состав равны нулю. Но я впервые в жизни послушал отца, который сказал мне: «Ты всегда сможешь стать полицейским, а вот позовет ли тебя «Монреаль» еще раз – это вопрос», – рассказывал Лапойнт, будущий член Зала хоккейной славы.

Пробиться в основу канадской команды в начале 70-х было непросто, но, на счастье Лапойнта, после двух побед в Кубке Стэнли «Канадиенс» не попали в плей-офф, и руководство клуба решило влить в состав немного свежей крови. Одним из новичков и стал молодой защитник. В дебютном сезоне Лапойнт не пропустил ни одного матча, а «Монреаль» вернул себе звание сильнейшего клуба лиги, победив в финале «Чикаго».

«Я безумно боялся ошибиться. По-моему, в решающей серии от меня не было никакого толку, я играл ужасно», – критиковал себя хоккеист, набравший в плей-офф 9 (4+5) очков. За 11 лет, проведенных с «Монреалем», он выиграл шесть Кубков Стэнли, став частью одного из самых грозных оборонительных редутов в истории НХЛ – Савар – Робинсон – Лапойнт (так называемая «Большая тройка»).

Вряд ли «Канадиенс» отдали бы Ги в другой клуб без его согласия. В 1982-м он был обменян в «Сент-Луис», а вскоре из-за участившихся травм решил уйти на пенсию.

– Мне не хотелось занимать чье-то место в составе, – отмечал Лапойнт. – Уходить нужно тогда, когда тебя еще не освистывают болельщики.

В списке самых результативных защитников в истории «Монреаля» Ги Лапойнт занимает второе место, уступая лишь Ларри Робинсону.

6. Адам Оутс, нападающий. «Детройт», «Сент-Луис», «Бостон», «Вашингтон», «Филадельфия», «Анахайм», «Эдмонтон»; 1337, 341+1079

Тяжело попасть на заметку скаутам, когда собственный тренер называет тебя «неповоротливым игроком, не умеющим бросать». Такие «комплименты», порой, доставались Адаму Оутсу в студенческие годы. Пройдет несколько лет, и Бретт Халл сравнит его с самим Уэйном Гретцки, заявив, что он никогда не играл с таким классным диспетчером. Думается, такие же слова могут произнести Кэм Нили и Петер Бондра, бывшие партнеры центрфорварда.

Оутс – это находка генменеджера «Детройта» Джимми Девеллано. Именно он привел лучшего распасовщика NCAA-1985 в НХЛ, предложив 23-летнему игроку немыслимые по тем временам деньги – миллион за четыре года. Он прогрессировал от сезона к сезону, но летом 1989-го «Ред Уингс» сгоряча обменяли его в «Сент-Луис» на ветерана Берни Федерко. Руководство «красных крыльев», опечаленное скорым вылетом команды из плей-офф, было недовольно неагрессивной игрой Адама, хотя, как позже признал сам Девеллано, решение расстаться с центрфорвардом было ошибочным.

А вот «блюзмены» ни секунды не пожалели о приобретении Оутса. Рядом с ним совершенно по-другому заиграл Бретт Халл, результативность которого возросла почти в два раза (с 41 гола до 72). В чемпионате-1990/91 снайпер забросил фантастические 86 шайб, а «Сент-Луис» одержал рекордные в истории клуба 47 побед и дошел до финала конференции. Оутс же добрался до гроссмейстерской отметки в 90 результативных передач.

По статистике, лучшим для диспетчера стал сезон-1992/93, который он провел в «Бостоне». Играя вместе с Джо Жюно и Дмитрием Квартальновым, Оутс забил 45 голов, по количеству набранных очков уступив лишь Лемье и ЛаФонтену. На следующий год 49 шайб в 50 играх забросил Кэм Нили, и, кто, вы думаете, играл с ним в одном звене?

Несмотря на пользу, которую форвард приносил своим командам, он так и не выиграл ни одного персонального трофея и остался без победы в Кубке Стэнли. Его клубы дважды доходили до финала, но сначала «Вашингтон» Оутса был обижен «Детройтом», а затем «Анахайм» уступил «Нью-Джерси».

5. Дино Сиссарелли, нападающий. «Миннесота», «Вашингтон», «Детройт», «Тампа-Бэй», «Флорида». 1232, 608+592

Сиссарелли, как и Оутс, завершил карьеру, так и не примерив чемпионский перстень, и, что интересно, в его пассиве тоже два поражения в финалах Кубка Стэнли. Коренастый форвард, который подписал контракт с «Миннесотой» в 1979 году, в дебютном для себя розыгрыше плей-офф забил 14 голов, но его усилий не хватило для победы над «Айлендерс». Если Оутс львиную долю очков набрал за счет интеллекта и видения площадки, то Сиссарелли прославился голевым чутьем и грамотным выбором позиции на пятачке. Невысокий (178 см) игрок бесстрашно воевал на пятачке, толкаясь с куда более мощными соперниками. За восемь полных сезонов в составе «Миннесоты» он пять раз забрасывал более 40 шайб и дважды более 50.

В марте 1989-го «Норт Старс» обменяли свою звезду в «Вашингтон», получив от «Кэпиталс» еще одного кубкового неудачника Майка Гартнера и защитника Ларри Мерфи. Сиссарелли продолжил регулярно забивать в новом клубе, но вывести «столичных» на уровень лидеров лиги ему не удалось. После неудачи в плей-офф-1992 «Вашингтон» решил сделать ставку на Петера Бондру, отправив Дино в «Детройт». Сиссарелли добавил мощи «Ред Уингс», но победа в Кубке Стэнли так и осталась для него несбыточной мечтой. Хоккейную старость форвард предпочел провести на побережье Атлантического океана – свои последние контракты он подписал с «Тампой» и «Флоридой».

Сиссарелли долго не хотели включать в Зал хоккейной славы, и поговаривают, что всему виной его не всегда приличное поведение на площадке и за ее пределами. Справедливость восторжествовала совсем недавно – в июне этого года.

4. Берье Сальминг, защитник. «Торонто», «Детройт»; 1148, 150+637

У Томаша Каберле еще есть шансы опередить Сальминга в списке лучших ассистентов в истории «Мэйпл Лифс». Отрыв в 208 передач можно ликвидировать за 5-6 сезонов. Но ни ему, ни другому игроку из Старого света, пожалуй, не удастся сделать для европейского хоккея больше, чем это сделал шведский защитник. Сальминг одним из первых доказал, что в НХЛ могут выступать не только североамериканцы.

Отец Берье погиб, когда мальчику было 5 лет, поэтому роль воспитателя взял на себя старший брат будущей звезды «Торонто» Стиг. Он тоже стал неплохим хоккеистом, и какое-то время оба даже играли вместе за «Брюнэс» и сборную страны. В НХЛ, впрочем, пригласили только одного – Берье. Весной 1973-го скаут «Мэйпл Лифс» Джерри Макнамара прилетел в Швецию, чтобы посмотреть в деле потенциального новичка Инге Хаммарстрема, как вдруг на глаза ему попался Сальминг. С подрастающим гением – так был представлен защитник руководству «кленовых листьев» – был незамедлительно подписан контракт, и новичок оправдал все ожидания, набрав 39 очков в дебютном сезоне. Спустя год Берье был приглашен на свой первый Матч всех звезд НХЛ.

Помимо универсальности и высокой результативности (защитник трижды набирал более 70 очков за сезон), Сальминг выделялся своей выносливостью, и даже в 38-летнем возрасте он мог проводить на льду по 35-40 минут за матч. В 1988 году швед стал первым в истории НХЛ европейцем, сыгравшим 1000 матчей в регулярных чемпионатах, а всего в составе «Торонто» он провел 16 сезонов. Любопытно узнать, как бы сложилась его карьера, если бы лига не отменила дисквалификацию, наложенную на Сальминга в сентябре 1986 года. В одном из газетных интервью Сальминг признался, что несколько раз пробовал кокаин, за что НХЛ на год отстранила его от выступлений. Впрочем, запрет был снят довольно быстро – Берье пропустил всего 8 матчей.

В 1989-м защитник перешел в «Детройт», а спустя год подписал контракт с АИК, где и завершил карьеру. В 1996 году Сальминг стал первым шведом, которого включили в Зал хоккейной славы НХЛ.

3. Джо Маллен, нападающий. «Сент-Луис», «Калгари», «Питтсбург», «Бостон»; 1062, 502+561

178-сантиметровый игрок обладал всеми нужными для форварда качествами – скорость, изумительное катание, техника и бросок, но его скромные габариты отпугнули возможных работодателей. Интерес к нападающему проявил главный тренер сборной США Херб Брукс, готовивший команду к Олимпиаде-1980, но семье Джо нужны были деньги (у него был болен отец), и он принял предложение от «Сент-Луиса». После первого же сезона Маллена в составе «Блюз», в котором форвард набрал 59 очков в 45 играх, о нем заговорили, как о будущей суперзвезде, а генменеджер «музыкантов» Эмил Фрэнсис не скрывал своего восторга от игры новичка.

– Джо далеко не самый высокий хоккеист в мире, но он невероятно силен, – отмечал Фрэнсис.

К сожалению фанатов «Сент-Луиса», Маллен в команде задержался ненадолго. В 1986 году его обменяли в «Калгари», где он смог раскрыться в полной мере. За четыре с половиной сезона в составе «Флэймс» нападающий забил более 150 голов, установив личный рекорд в чемпионате-1988/89 (51). В том же году Джо помог «Калгари» выиграть Кубок Стэнли, забросив в плей-офф 16 шайб. Если успехи «огоньков» на этом прекратились, то Маллен после перехода в «Питтсбург» становился чемпионом еще два раза. 7 февраля 1995-го форвард стал первым американцем, набравшим 1000 очков в НХЛ, а за несколько недель до завершения карьеры преодолел рубеж в 500 голов, поразив ворота Патрика Руа. Не так плохо для игрока, которому в детстве за неимением шайбы приходилось использовать моток изоленты.

2. Петер Штястны, нападающий. «Квебек», «Нью-Джерси», «Сент-Луис»; 877, 450+789

О том, как братья Штястны оказались в «Квебеке», Sports.ru уже писал. Если Антон и Мариан просто подтвердили в Северной Америке свой высокий уровень, то Петер стал суперзвездой, вписав свое имя в историю лиги. В дебютном сезоне 24-летний Штястны установил рекорд результативности для новичков, набрав более 100 очков, а всего эта отметка покорялась ему шесть раз. Форвард вел игру чехословацкого трио, снабжая передачами братьев, не забывая тревожить вратарей кистевыми бросками. В 1980-х больше очков, чем Штястны, записал на свой счет только один хоккеист – Уэйн Гретцки. Неудивительно, что Петера, который в 1984 году принял канадское гражданство, пригласили в сборную «кленовых листьев». Правила ИИХФ не позволили бы ему сыграть на чемпионате мира, но Кубок Канады проводился под эгидой НХЛ. По иронии судьбы, свой единственный гол на турнире нападающий забил в ворота сборной Чехословакии.

В октябре 1989-го Штястны стал первым в истории НХЛ европейцем, набравшим 1000 очков в регулярных чемпионатах. Да, был еще Стэн Микита, но вырос-то он все-таки в Канаде.

После перехода в «Девилс» форварда замучили травмы, от чего снизилась его результативность. Штястны успел помочь сборной Словакии на Олимпиаде в Лиллехаммере, завершив карьеру в марте 1995-го, будучи игроком «Сент-Луиса».

В 1998 году он стал членом Зала хоккейной славы. Совсем скоро за приключениями легендарной словацкой семьи начнут пристально следить и в России. Сын Петера – Ян – подписал контракт с ЦСКА.

1. Уэйн Гретцки, нападающий. «Эдмонтон», «Лос-Анджелес», «Сент-Луис», «Рейнджерс»; 1487, 894+1963

Перечислять заслуги, рекорды и памятные даты, к которым имеет отношение Гретцки, пожалуй, не стоит. О них известно все, а кто не знает – может просто открыть первый попавшийся хоккейный справочник. Уэйн абсолютно точно был бы выбран на драфте, если бы не проницательность экс-владельца «Ойлерс» Питера Поклингтона. В 1979-м, когда «Эдмонтон» еще играл в ВХА, он предложил совсем юному Гретцки 10-летний контракт, связав форварда с клубом на долгие годы.

Интересно, что братья Уэйна – Кит и Брент – были задрафтованы клубами НХЛ («Баффало» и «Тампа-Бэй»), но никто из них не провел в лиге и 20 матчей.