8 мин.

Пирей, который меня любил

Из любопытства поднял февральские архивы 2008 года, когда братья-миллионеры Панайотис и Гиоргос Ангелопулосы устали терпеть анархию в клубной раздевалке и выставили за дверь Пини Гершона. Израильский специалист к тому моменту успел испортить отношения с доброй половиной состава, записать в личные враги десяток местных журналистов, усомнился в целесообразности ряда летних приобретений — и при этом не добился сколько-нибудь значимых успехов на внутренней или международной аренах (на момент увольнения «Оли» проиграли три матча подряд в Евролиге и занимали пятое место в группе). А ведь для меценатов именно последний пункт списка имел наиважнейшее значение! Ведь не зря же патроны, вошедшие в 2010-м в топ-50 самых влиятельных людей в баскетбольном мире, тратили рекордные суммы от основного дела (Ангелопулосы являются стальными магнатами и контролируют определенный сегмент логистического рынка страны) на приобретение высококлассных исполнителей и звездных легионеров. Вспомнить хотя бы то, что летом-2008 «красные» установили рекорд всех времен трансферного рынка Старого Света, переманив из НБА форварда Джоша Чилдресса зарплатой в 20 млн. долларов чистыми (!) на три года — таких денег в мире, за исключением США, никто никогда не получал!

К чему этот подробный экскурс? Все просто: хотим объяснить читателю, что 3 февраля 2008 года «Олимпиакос» стоял перед выбором. Либо искать кризисного менеджера, который доработал бы до конца сезона с имевшимся материалом, а затем определять новый вектор кадровой/игровой политики и искать именитого рулевого. Либо приглашать авторитетного тренера с прицелом работы на перспективу. То бишь полгода отвести ему на оценку потолка возможностей имевшегося, затем дать карт-бланш на трансферный процесс, а уж следом спрашивать по полной программе за результат. Ангелопулосы остановились на втором варианте, сделав выбор в пользу Яннакиса. И на тот момент, как казалось всем, приняли верное решение: «Дракон» доказал, что может успешно работать как со скромным клубом (превратил «Панионис», позднее ставшим «Марусси», из середняка в третью команду страны, попутно огранив талант Вассилиса Спанулиса), так и со звездами, справляясь с давлением. В 2005-м национальная команда Греции под его руководством стала сильнейшей на континенте, а год спустя взяла серебро чемпионата мира, в полуфинале одолев сборную США. «Руководство «Олимпиакоса» рассчитывает, что новый тренер добьется больших успехов с командой. Болельщикам следует проявить терпение и сдержанность, чтобы дать возможность мистеру Яннакису спокойно решать поставленные задачи», — излучал сдержанный оптимизм официальный пресс-релиз, последовавший за назначением. Назывался и временной отрезок, на котором «Дракону» предстояло себя реализовать. Два с половиной года — и ни днем больше, благо возможности (как финансовые, так и технические) у специалиста были великолепными. Недаром же в Греции говорят, что ради успеха боссы «Олимпиакоса» готовы пойти на любые траты и использовать любые средства…

Кстати, не верить в то, что «красные» жили на широкую ногу к моменту прихода к власти Яннакиса, смысла нет. На гала-вечере, предварявшем старт чемпионата страны-2008/09, председатель совета директоров Сократис Коккалис (к слову, в начале века входивший в топ-500 богатейших людей мира по версии журнала «Forbes») официально огласил годичный бюджет клуба — оный равнялся 37 млн. евро. На тот момент это была самая большая платежная ведомость на континенте — даже у заклятых врагов из «Панатинаикоса» планка трат достигла отметки лишь в 30 млн. Для сравнения, показатели «Барселоны» тогда равнялись 22 млн., «Маккаби» — 22 млн., «Фенербахче» — 15 млн. Словом, трать не хочу, только выигрывай! С первой задачей «Дракон» справился на отлично, оптом «затарившись» едва ли не символической пятеркой Евролиги. Чилдресс, Папалукас, Пелеканос, Гальперин, Вуйчич — с такими парнями можно было ворочать горы. А ведь в распоряжении Яннакиса оставались еще перешедшие по наследству Принтезис, Теодосич, Бурусис, Линн Грир… Увы, создать управляемый коллектив с поставленной игрой — выработанной линией поведения, осмысленной системой защиты и четким почерком (приоритеты в наступательных схемах, разделение на фрачайзов и ролевых игроков, перестроения при смене ритма) Панайотису с ходу не удалось. Да, в национальном первенстве дистанцию регулярного чемпионата они прошли всего с одним поражением в пассиве при 25 победах, а групповой этап Евролиги завершили на первом месте. Но в рамках А1 подавляющее большинство матчей команда выигрывала на классе, за счет индивидуального мастерства исполнителей — Яннакису требовалось лишь вовремя менять пятерку, чтобы за счет глубины состава выматывать и добивать визави. На европейской же арене насторожили поражения от «Цибоны» и «Уникахи», показавшие, что в «красном» королевстве отнюдь не все так гладко, как кажется.

Собственно, это доказали решающие весенние игры. Вторым симптомом, проявившимся в «Олимпиакосе» Яннакиса и во многом спровоцировавшим летальный исход 2010-го, стало неумение сохранять концентрацию в решающих играх на протяжении всех 40 минут. Именно этим воспользовался «Пао», последовательно выпоровший злейших врагов во всех (!) принципиальных матчах сезона. В феврале парни Желимира Обрадовича попросту утопили соперника в патоке вязкого статичного баскетбола, выиграв финал Кубка Греции – 80:70. Следом пребольно щелкнули по носу в 1/2 Финала четырех Евролиги, когда провели безупречную концовку на фоне неосмысленных действий пирейцев и взяли верх – 84:82 (тем самым омрачили первое за десятилетие попадание «Оли» в решающую стадию турнира). Наконец, в ключевой стадии национального первенства буквально в пух и прах разгромили парней Яннакиса (3-1), несмотря на то, что визави имели преимущество домашней площадки. Серия неудач выявила третий аспект, вынуждавший усомниться в целесообразности пребывания «Дракона» у руля «красных». Дело в том, что тактически консервативный специалист, по сути, остался в баскетбольных тенденциях начала-середины 2000-х, тогда как прогрессивная общественность уже сделала следующий шаг. К примеру, Обрадович раз за разом выходил победителем из дуэлей исключительно за счет стратегической гибкости. В том же полуфинале Евролиги-2009 он вопреки логике предложил сопернику вариант скоростных взаимодействий, вроде как претивший «зеленым» по всем статьям. Но эффект неожиданности превзошел все ожидания, поскольку скоростной треугольник «малышей» Спанулис — Ясикявичюс — Диамантидис превратился в Бермуды для готовившихся к планомерной осаде пирейцев. Нечто подобное позднее наблюдалось в финальной серии, когда аритмия «Пао» вызвала инфаркт оппонентов. Да что там, даже парижский «финал четырех»-2010 можно привести в пример! Ведь первую половину финальной встречи Яннакис попросту пребывал в прострации, не понимая, как и с помощью чего/кого реально отрезать заднюю линию «Барсы» от «больших», а заодно противостоять скоростному движению мяча. Запоздалое удачное решение с вводом в игру Патрика Беверли больше напоминало ход отчаяния, нежели попытку осмысленно что-то изменить…

Но прежде квалификации в Париж случился ряд важных событий. Во-первых, тревожное межсезонье, когда братья Ангелопулосы всерьез планировали отказаться от услуг «Дракона» (специалиста спасло неплохое общее соотношение результатов). Во-вторых, очередное кадровое безумие, приведшее к тому, что сразу четыре игрока «Оли» — Чилдресс (4,5 млн. евро в год), Папалукас (3,5 млн.), Клейза (2,3 млн.), Вуйчич (2 млн.) — попали в топ-10 самых высокооплачиваемых игроков Европы. В-третьих, прямое требование руководства побед во всех турнирах — только это гарантировало Яннакису продление контракта. И, наконец, усилившаяся критика со стороны прессы и болельщиков. Несоизмеримые с результатом траты, повторявшиеся из игры в игру (речь о ключевых поединках) ошибки на мостике, невнятные объяснения неудач и триумфы ненавистных «зеленых» вынудили пирейских любителей баскетбола выступить единым фронтом. «Сейчас или никогда!», — гласил общий смысл посланий, адресованных наставнику. Но они, как выяснилось, действия не возымели.

Впрочем, начал Яннакис, как обычно, за здравие. Пережив трудности адаптационного периода, «красная» машина набрала обороты и принялась перемалывать соперника за соперником. Сохранявшееся в турнирах на ранних стадиях право на ошибку раскрепощало игроков, а уверенные и красивые победы добавляли уверенности. Что любопытно, Дракон в это время являл собой подобие Пепа Гвардиолы у руля футбольной «Барселоны» чемпионского образца — наставник просто не вмешивался в действия подопечных, наблюдая с мостика за развитием событий по принципу «не навреди». К примеру, получив от Душана Ивковича из сборной возмужавшего и расцветшего Теодосича, коуч выбрал лучший (при этом простейший) способ огранки таланта — много игрового времени, много мяча во владении, много доверия, много комплиментов. То же самое видно на примере Клейзы: литовцу позволялось делать то, что он умеет лучше всего — открываться и бросать. При этом от него не требовалось дополнительных усилий, поскольку многие комбинации, потерявшие в хитроумности, были заточены аккурат под сильные стороны легионера. Если разобраться, то подобное «разделение труда» касалось практически каждой линии и игрока. Пошло ли оно на пользу? С одной стороны, да. Ведь пирейцы наконец-то прервали печальную для себя традицию восьмилетней трофейной «засухи», вырвав в финале Кубка Греции заветную чашу из рук «Панатинаикоса» (68:64). Следом впервые за 15 сезонов пробились в главный матч Финала четырех, а напоследок третий раз кряду квалифицировались в решающую серию национального первенства. Правда, с другой стороны, континентальную корону примерить так и не смогли, оказавшись размазанными по паркету великолепной «Барсой», а в А1 без вариантов «слили» «Пао» – 1-3. Виной тому — пресловутая неуправляемость и бесконтрольность коллектива. Порой создавалось впечатление, что решающие комбинации партнерам во время тайм-аутов расписывает Папалукас, а варианты ведения обороны выбирает тот, кто первым прибежит в защиту на свою половину. «Хаотичный» — именно такое слово приходит на ум при характеристике весенне-летнего баскетбола пирейцев в нынешнем году. Что и говорить, если по ходу финальной серии в Пирее местные фаны несколько раз устраивали беспорядки на трибунах, вызывая незапланированные паузы, но Яннакис не пользовался дополнительными «тайм-аутами», чтобы изменить ход неудачных поединков…

Что теперь ждет «Олимпиакос»? Прежде всего, сокращение бюджета. Председатель Коккалис уже во всеуслышание заявил о перестройке состава и снижении трат, вызванных кризисом в греческой экономике. Так, в сезоне-2010/11 клубе почти наверняка не будет Чилдресса — его агенту, равно как представителю Йотама Гальперина, предложено заниматься трудоустройством клиентов уже сейчас. Остались без продления истекающие соглашения Вуйчича и Пена. Под вопросом будущее Клейзы, которого, по слухам, планируют переманить менеджеры «Реала». Сокращение оклада предложено Папалукасу — и реакция на этот ход Тео пока неизвестна. Наконец, на капитанском мостике специалист будет получать отнюдь не щедрый оклад, какой имел Яннакис — 1,1 млн. евро чистой прибыли в год. Боссы греков, правда, утверждают, что у руля клуба в любом случае станет именитый специалист. Но далеко не факт, что авторитетные профи типа Душана Ивковича позарятся на столь скромные гонорары, учитывая специфику работы в Греции. А значит, пирейцев во второе десятилетие 2000-х поведет кто-то менее раскрученный — типа босса «Прокома» Пачесаса, рулевого «Партизана» Вуйошевича или экс-главы «Црвены Звезды» Пешича. Но в любом случае это будет уже совсем другой «Олимпиакос»…