9 мин.

Кирилл Белолуцкий: «Мы не людоеды»

- Как бы вы оценили общий уровень работы судей в российском чемпионате?

– Хочу сказать, что в российском первенстве было достаточно много игр хорошего уровня. Здесь работает достаточно много приличных судей. Есть судьи хорошего международного уровня. Есть средняя обойма – не звезды, но способные уверенно работать. Есть молодые способные арбитры. Есть, конечно, и «чайники», куда без них, но это единицы. По качеству судейства никакой трагедии я не вижу, и сейчас, несмотря на сложившуюся ситуацию, ничего страшного нет. Просто нужно разобраться во всем без истерик и без валидола.

- Но при этом ни в одном другом европейском чемпионате нет столько скандалов, сколько в российском.

– Тут я бы отметил такой момент. Я сам был участником двух скандалов – после матчей «Триумф» – «Динамо» и «Локомотив-Ростов» – «Спартак» СПб. Вот как бы я действовал, будучи руководителем? Ведь нужно объяснять происходящее и действия арбитров. Ну почему арбитры должны разбираться, можно ли с точки зрения физиологии выбросить мяч за 0,3 секунды или нет? Почему арбитров должны волновать вопросы физиологии? У нас есть правила: там четко прописано, что судьи действуют по сигналу. Есть сигнал, арбитры приняли решение. Никто не мешает «Динамо» подать протест на результат матча. Почему арбитры должны быть наказаны? Кто сказал, за сколько можно выбросить мяч? Откуда это известно? А за сколько можно выбросить мяч в женском баскетболе? Наверное, Холден и Воронцевич выбрасывают за разное количество времени, поэтому судьи и работают по сигналу. Только нужно объяснять все это прессе. В этой ситуации запрещен просмотр. А нам говорят, нужно было просмотреть, нужно было провести совещание среди арбитров. А пресса все это слушает и воспринимает, как должное. Но это же вранье. Вы что думаете, мы – три идиота, которые не читали правил?

Потом «Локомотив-Ростов» – «Спартак». Тогда я удалил вроде человек семнадцать. Опять же наказали судей. Не может один человек углядеть за всеми на площадке. Тут должно работать видео: в футболе арбитр может отвернуться, а игрок в это время плюнет в другого. Ну его и наказывают. Никто же не наказывает судью.

В нашем баскетболе же совершенно другая система. Есть высокооплачиваемые игроки, есть высокооплачиваемые тренеры. Они неприкасаемы. Есть пушечное мясо, с которым можно делать все, что угодно. В итоге меня тогда материально наказали в четыре раза сильнее, чем Блэйра, который отправил человека в больницу. Он заплатил всего 50 тысяч – это его зарплата за день – и был дисквалифицирован на один матч. Понимаете, факт таков, как к нему относятся.

Когда толпы журналистов, которые тогда повели себя очень непрофессионально, раздувают скандал, мы получаемся его виновниками. Но все произошедшее не имеет отношения к правилам. Это не судейский, это административный скандал. Скандал не с точки зрения качества судейства. У нас судят даже лучше, чем в Евролиге. Просто там дали пробежку, ну дали и дали, а у нас вмешается кто-нибудь, выбежит какой-нибудь Скариоло, и закрутится все. Другое дело, что у игроков и тренеров нет доверия к судьям. Это действительно присутствует. И каждый такой скандал только увеличивает пропасть между нами. Влияет он и на интерес зрителей.

- Вы сталкивались с давлением в вашей работе?

– Нет ни одного человека, который бы с этим не сталкивался. Разве что самые молодые. А иначе как вы себе это представляете? Как вы думаете те, кто работают в судах общей юрисдикции, не сталкиваются с давлением? А в чем разница?

- Ваша подпись стоит под открытым обращением арбитров…

– Ребята мне звонили, и я решил поставить свою подпись под письмом. Почему? Вот в детстве у всех идеи коммунизма вызывают восхищение. Так и здесь – есть такая утопическая идея отделить судей от, скажем так, администрации. Идея замечательная. Если мы ее сможем довести до реализации или хотя бы провести на половину, то было бы уже неплохо. Есть судейский комитет, но он ведь, кроме сбора денег, ничем другим не занимается. Ведь знаете, сколько должны платить судьи, чтобы иметь возможность работать? Судьи оплачивают лицензию, оплачивают всевозможные документы (правила и так далее), платят за свою форму, а также оплачивают судейский семинар (это порядка 3-4 тысяч рублей). Плюс человек приезжает в Москву за свой счет (от Благовещенска до Мытищ), живут здесь за свой счет. Люди приезжают и в начале сезона, и в середине. В итоге на затраты уходит до 2 тысяч долларов. Найдите любой другой вид спорта, где существовали бы такие правила.

- Но ведь вы продолжаете заниматься своей работой?

– Многие молодые бросают… Главное, что подобная система порождает домыслы.

- Какой реакции вы ждете на свое письмо?

– Я сейчас нахожусь на даче, немного пребываю на периферии. Реакция Федерации может быть разная. Возможно, со всеми, кто подписался под обращением, больше не захотят иметь дело. Предсказать это довольно сложно по ряду причин. Обычно реакция Федерации мгновенная и предсказуемая. Как тогда после матча «Триумф» – «Динамо», когда комиссара той встречи Владимира Шамиса дисквалифицировали пожизненно. Достаточно сложно сказать, в каком эмоциональном состоянии пребывает федерация. Может быть, скажут, не хотим иметь дело с этими людьми. А, может, и обойдется все.

Но заметьте, ни разу не был наказан ни один работник Федерации. Виноваты всегда судьи. Так что, честно говоря, не представляю, что может последовать. Сергей Фомин, занимающий должность председателя судейского комитета, бездействует. Он никого не собирал, ничего не говорил, как будто его и нет. Ребята сами написали, собрали подписи. Пока реакции никакой не было. Знаю, что сейчас пошли отклики из клубов: все говорят, что хорошая инициатива, толковая, надо будет ее поддержать. Но пройдет ли она или нет, не знаю. Я не волшебник.

- Появление записи застало вас врасплох?

– Такая ситуация могла быть. Таково мое мнение. Я сейчас читаю информацию в интернете. Говорят, что это диверсия, что это «Динамо» виновато. Не верю в то, что это диверсия. Другое дело, что все эти игры могли кому-то надоесть до тошноты. Недовольных действительно очень много. Здесь лучше поговорить с теми, чьи голоса звучат на записи – в письме они отмечают, что все это было. Они сейчас написали соответствующие объяснительные записки, стало быть, это не диверсия. Очень большое свинство, я считаю, переключать все стрелки на Максима Астанина. Понятно, что он это озвучил, что его голос на пленке, но совершенно ясно, что главный не он. Инспекторов же назначают, не он сам себя назначил на этот матч.

Еще дуплет. Смотрел тут передачу «Неделя спорта», в которой Сергея Моня говорит, что, мол, «Локомотив» может победить только в Краснодаре, что против нас явно работали судьи. Вы что думаете, что судьи – самоубийцы что ли? Они это сами что ли делают? Да, если бы мне кто-то предложил деньги в конверте за что-то подобное, за последний матч в моей жизни, то этот конверт должен был быть размером с мою квартиру. Если у меня есть подобный умысел, то вы даже не «чухнетесь». Баскетбол – такая игра, где два-три момента все решают – а вы даже внимания не обратите.

- Однако вчера в «Химках» все было прозрачно…

– Ну что я буду говорить, если игры не видел. Могу только сказать, что сложно судить на следующий день. Особенно на таком фоне. Начинаешь нервничать, бояться. Играют очень многие факторы. Сначала сидишь на заседаниях, пишешь бумажки, а потом весь измотанный на нервах едешь судить. Нельзя же судить с таким настроением.

Я в свое время отстаивал позицию по поводу возрастного ценза. ФИБА предполагает рубеж для арбитра в 50 лет. Но это же ФИБА, они могут собрать сборную Европы: закончил испанец, вместо него возьмут двух итальянцев. У нас же нет столько арбитров. Многие страны плюнули на этот ценз. Ведь посмотрите, что сейчас произошло. Нас, стариков, отстранили. Плюс 4-5 человек дисквалифицированы – оставшихся просто не хватает. Молодым нужно еще 2-3 года побегать, заматереть. Квалифицированных людей не хватает. Это же безумное эмоциональное давление. Голова кипит. С такой головой что делать на площадке? Туда нужно выходить совершенно в другом состоянии…

Сейчас сложилась неординарная ситуация. Все стремительно развивается. Обидно только, что получается, будто Астанин что-то придумал сам.

Здесь любопытны отклики клубов. Они очень осторожны, складывается впечатление, что всех все устраивает. Давление, о котором мы говорили в начале, берется же не из воздуха. Подобный скандал в Италии закончился полной перестройкой итальянского футбола. У нас же – просто выпуск пара.

Знаете, в чем у нас проблема? В том, например, что никто не знает, какой чемпионат у нас будет в следующем году. Знаете, как устроена женская Высшая лига? Там семь команд, которые разделены на две группы. Ведь всех интересует, что происходит наверху, а за тем, что внизу, никто не следит. В женской суперлиге получается, что каждый пятый игрок – член сборной России. Смотрите, сто игроков. Сорок пять процентов иностранцы. Остается пятьдесят пять из них 12 сборников. Да о чем говорить, если три чемпиона последних лет прекратили свое существование – ЦСКА, «Урал-Грейт» и Самара? Весь баскетбольный чемпионат съежился до размеров Москвы и Московской области. Максимум простирается до Казани.

Новые инициативы все действуют против баскетбола: школьная лига убивает детско-юношеские спортивные школы, их уже выжимают из залов, они закрываются. В Школьной лиге запрещают играть тем, кто ходит в детско-юношеские спортивные школы. Кому они нужны, получается? Студенческая лига – то же самое. Проблемы рождаются внизу и выходят наверх. Каждый раз одно и то же.

И каждый год следуют скандалы. Что было в финале УГМК – «Спартак-Видное» в прошлом году. В итоге оторвали голову Наиля (арбитр Наиль Саитгалеев – прим. ред.). Вот и все. До этого мою с Буланом (старший судья матча «Триумф» – «Динамо» Сергей Буланов – прим. ред.). Караван же идет себе и идет. Люди же постепенно уходят из залов. Кому интересно то, что я сейчас говорю? Я скажу. Вы опубликуете. Мой друг прочитает. Все. Интерес только у 200 человек.

Сколько вчера было народу на полуфинальном матче в «Химках»? Ползала. Мое мнение – если эта система всех устраивает, то лучше ее не придумать, если нет, то надо ее менять. Но поймите, менять систему – довольно сложно. Да и не очень я верю, что кому-то это нужно.

Перед сезоном букмекеры делали ставки, что «Енисей» не попадет в первую восьмерку. Так он и не попал. Какой Красноярск, если будущее за лигой ВТБ? Охота литовцам летать в Красноярск? Дошли до того, что у нас 9 команд в чемпионате. В Германии и то восемнадцать. В Сербии, где после войны все залы с разбитыми окнами, шестнадцать. Игроки и судьи просто отрабатывают свои деньги. Сама же игра ушла. Неизвестно куда. Зрителей нет. Игроки просто отрабатывают контракты. Какая разница легионеру с однолетним соглашением, какое место займет его клуб? Хотелось бы повыше, но не принципиально.

Очень жалко, что за все, что происходит, переводят стрелки на ребят. Я не говорю, что мы такие хорошие и замечательные, но и не людоеды мы.