4 мин.

Зураб Циклаури: «Деньги в «Крыльях» просто разворовали»

– «Крылья Советов»-2010 сыграли два матча. С какими эмоциями вы их смотрели?

– Вообще, я привык оптимистично смотреть на вещи. Надеялся, что получится первая игра: да, с составом понятны сложности, но свой стадион, может быть, ничейку зацепить. Первая игра всегда на эмоциях: дом, много народу, ажиотаж, мастерство здесь где-то нивелируется. Но мастерство «Зенита» все равно взяло свое. Во втором матче «Локомотив» тоже был посильнее, может быть, с пенальти были какие-то спорные вопросы. Проиграли, и команде сейчас очень тяжело.

– Вы согласны, что в таком составе эта команда с большим отрывом займет последнее место?

– Да, я даже не буду с этим спорить. Если реально смотреть на вещи, все так и есть. Часа полтора назад был на ТВ, куда приезжал главный тренер «Крыльев» Юрий Газзаев. Общались, он рассказывал о делах в команде. К сожалению, все плохо. Та команда, которая играла два тура, – это номер 1 на вылет из премьер-лиги. Но знаю, как сейчас работает и Виктор Борисович Развеев, и Юрий Газзаев. Думаю, удастся заявить футболистов. Хотя все равно будет тяжело.

– Вы завершили игровую карьеру в 2006-м году. Чем вы занимались после этого?

– Строил небольшой бизнес в Самаре – он связан с арендой. Сейчас все нормально, вхожу в активную общественную деятельность в отношении спорта. К сожалению, на данный момент ситуация в спорте в Самаре оставляет желать лучшего. Если конкретнее, то ситуация близка к катастрофе. Мне обидно: я в Самаре родился и вырос.

– У вас есть объяснение: откуда у «Крыльев» многомиллионный долларовый долг?

– Понятно откуда: нецелевое использование денег. Их просто разворовали, не побоюсь этого слова. Не буду говорить, как это происходит. Но те, кто в футболе не первый год, прекрасно знают, как это можно сделать.

– Когда вы играли в «Крыльях Советов», как долго вам могли задерживать зарплату?

– Проблемы были. Но я играл с 95-ого по 2000-й. Понятно, что и бюджеты, и зарплаты были не такими, как сейчас. Другие деньги, и проблемы решались. Это проблема не только «Крыльев Советов», но и всего российского футбола: уровень зарплат с тех пор вырос гораздо сильнее, а уровень мастерства – нет. Экономика не выдерживает всех этих дел. Содержать такие бюджеты тяжело, а если их еще и воруют, то о чем говорить?

– Вы участвовали в пикете в поддержку «Крыльев» в начале февраля. Почему решили на него выйти?

– За последние годы у нас – в Самаре, в губернии – сложилась такая ситуация, что исчезает профессиональный спорт. Я уже не говорю про детский – там вообще катастрофа. В Тольятти мы потеряли хоккейную команду, потеряли футбол. В Самаре мы потеряли женский баскетбол, лучший клуб Европы между прочим, потеряли волейбол, гандбол. Если лишимся еще и «Крыльев Советов», за которые болеют с 42-ого года, когда в городе есть нечего было, не знаю, что у нас вообще останется.

– На том пикете вас даже милиция задержала, так?

– Было такое. Отдаю должное умственным способностям людей, которые отдали этот приказ. В отделение не увозили, просто забрали, посадили в «Газель». Потом болельщики сказали, что это футболист. Меня отпустили, забрали других болельщиков.

– Как вам пришла в голову идея принять участие в голодовке?

– Это не мне идея пришла. У нас есть объединение болельщиков, в которое я вхожу и в котором принимаю активное участие. Там и появилась такая мысль. Я поучаствовал в голодовке совсем немножко: работа, много дел, долго не есть было бы тяжело (улыбается). Причина была в том, что клуб не может пройти лицензирование, заявлять игроков. Я считаю, те вещи, которые сделали мы, дали толчок к тому, что команда хоть как-то сохранилась. Да, она пока в реанимации. Но, может быть, скоро переведут в общую палату.

– Как долго эта голодовка продлилась?

– Денек.

– Почему так недолго? Болельщики «Москвы» голодали почти неделю.

– Потом прошла информация, что футболисты выйдут на матч с «Зенитом» и будут играть.

– «Крылья» выжили после выступления Премьер-министра. В прошлом году так спасли «Томь», в этом – пытаются спасти «Крылья». Разве это правильно?

– Конечно, неправильно. Мы же прекрасно понимаем, что Премьер-министр не должен заниматься такими вещами, люди такого высокого уровня этим заниматься не должны. Но этот вопрос эффективности менеджмента клуба. Просто люди, которые управляли, задачи ставили совсем не те.

– Слышал версию: Циклаури принимает такое активное участие в спасении клуба, чтобы обеспечить себе мощный пиар.

– Во-первых, я тот человек, который родился и вырос в Самаре. Для меня просто печально, что все так происходит: все отнимается, все исчезает. Это просто активная позиция. Одно дело говорить что-то между собой, в комнате. Другое дело – иметь активную позицию и реально помогать. Мы же ходим на футбол в этом городе. Почему тогда я должен молчать?

– Тем не менее, за эти месяцы вы набрались столько опыта, что можете хоть сейчас идти в политику. Вы туда случайно не собираетесь?

– Да, мне это интересно. Понятно, не все зависит от меня, но очень хочу выстроить здесь, в Самаре, все вещи, которые связаны со спортом. Хотя понятно, что система больна на федеральном уровне. Если какое-то движение будет, готов принимать активное участие. У меня есть видение того, как это делать. И очень хочется, чтобы дети у нас росли здоровыми.