5 мин.

Святее Папы Римского

Тридцать лет и три года игроки «Нового Орлеана» встречали воскресенье Супербоула, лежа на условной печи в досрочном отпуске. За это время команда сменила 13 главных тренеров и – страшно сказать – 24 основных квотербеков, двадцать лет обходилась без матчей плей-офф и пережила сначала издевки собственных фанатов, первыми в Америке взявших моду надевать на голову бумажные пакеты (лишь бы не видеть того, что творится на поле), а затем и того хуже – гибель родного города и временный переезд. Оба человека, ответственных за нынешний ренессанс «святых», – рулевой Шон Пэйтон и квотербек Дрю Бриз – появились в клубе аккурат после Катрины, и им понадобилось всего четыре сезона, чтобы превратить записного аутсайдера в претендента на чемпионство.

Долгожданный Супербоул, впрочем, начался с решительного падения чемпионских котировок «Сэйнтс». Это «Индианаполис», ведомый иконой профессионального спорта и чемпионом Супербоула-2007 Пейтоном Мэннингом, первым извлек пользу из осторожного, даже робкого футбола, в который с первого же розыгрыша несколько неожиданно ударились обе команды – большую часть сезона прошедшие без поражений в первую очередь засчет по-хорошему бесшабашной остроатакующей игры.

Ни Бриз, ни Мэннинг не решались на прославившие обоих пасы через полполя, полагаясь на короткий пас и геройства раннингбеков на выносе, но если первый, прозванный в Новом Орлеане за свои чудеса Бриисусом, с фокусами долгое время тянул, то вождь «Кольтс» тут же принялся штамповать рекорды. Даже коронная мальчишеская ухмылка Мэннинга по такому случаю сменилась на более подходящее каменное выражение лица – какое бывает, например, у детей работников морга (папа Пейтона, к слову, 11 лет отпылил за не знавший тогда счастья «Новый Орлеан»).

По итогам первой четверти поражал не столько счет – 10:0 в пользу «Инди» (тут надо бы заметить, что лишь раз в истории Супербоула команда, уступавшая 10 очков по ходу матча, ухитрилась выиграть), сколько будничность, с которой Мэннинг и компания крушили «святых». В то время, как у соперника валился мяч из рук, передачи Мэннинга раз за разом находили ресиверов, раннингбек Джозеф Аддаи выгрызал ярд за ярдом, не теряя почвы под ногами после жестчайших столкновений, а вышедший играть на уколах дефенсив энд Дуайт Фрини даже с одной здоровой ногой ухитрялся вносить панику в атакующие построения выходцев из Луизианы. Доминирование «Инди» в те минуты было столь полным, что даже начало казаться: пытаться остановить таких «кольтов» – все равно, что драться с Тайсоном в 1988-м и гоняться с Шумахером начала нулевых, ну или, например, надеяться победить «Барселону» образца 2009-го.

Но, как известно, на каждого Тайсона находится свой Бастер Даглас, а ни один Пеп Гвардиола не застрахован от встречи с Курбаном Бердыевым. Когда ход матча потребовал от тренерского штаба «Сэйнтс» решительных действий, Шон Пэйтон не заставил себя ждать. И пускай после первого из его чудачеств –неловко разыгранной при счете 3:10 в ярде от голевой зоны четвертой попытки – невольно захотелось покрутить пальцем у виска, то после следующего безумства Пэйтона впору было пересматривать стереотипы о пользе тренерской уравновешенности.

Вместо того, чтобы открыть вторую половину, выбив мяч как можно дальше на территорию соперника, «святые» вдруг исполнили удар в сторону, завладели снарядом и обратили очередную атаку «Кольтс» в стремительную собственную. Прийти в себя выбитый таким раскладом из колеи «Индианаполис» смог лишь после того, как Бриз с партнерами, отпраздновав первый в истории клуба тачдаун в рамках Супербоула, уже повели в счете.

Не то, чтобы это хоть сколько-то смутило Мэннинга – ему понадобилось лишь одно владение мячом, увенчавшееся танцами Аддаи в чужой красной зоне, чтобы восстановить преимущество в четыре очка. Решениям квотербека в этот момент, когда казались неминуемыми голевая перестрелка и обмен размашистыми атаками, подчинялся даже собственный главный тренер.

Дебютант Джим Колдуэлл, восемь лет ходивший в помощниках у творца новейшей истории «Инди» Тони Данжи, растерянным выглядел, даже когда его команда вела в счете с разницей в 10 очков. Когда же к старту третьей четверти отрыв сократился до одного балла, Колдуэлл начал нервничать по-крупному. А стоило ему один раз не послушаться Мэннинга, как матч оказался проигран.

Судьбу игры решило невинное, казалось бы, решение пробить в четвертой попытке штрафной с пятидесяти ярдов – Мэннинг требовал продолжить атаку и попытку разыграть. Кикер-ветеран Стовер промахнулся, «святые» завладели мячом в опасной близости от тачдауна, чем вскоре и воспользовались, а Мэннинг с досады принялся охаживать полотенцем соседнее – к счастью, свободное – место на скамейке запасных. Так Колдуэлл, не решившись пойти на риск, собственноручно выкорчевал краеугольный камень успехов «Инди» – олимпийское спокойствие своего лидера.

Мэннинг, признанный герой последних четвертей и мастер поздних камбэков (за один только регулярный чемпионат-2009 таких набралось сразу семь), вдруг перестал доверять всем своим ресиверам, кроме верного Реджи Уэйна, в итоге не заметив, как у того за спиной притаился корнербек «Сэйнтс» Трэйси Портер. Портер, промчавшись 70 с лишним ярдов, обратил перехват в тачдаун, а уже спустя несколько минут фотографировался сразу с двумя трофеями Винса Ломбарди – один он держал в руках, а второй, выбритый на голове, всем беззастенчиво демонстрировал.

Реклама 18+

Конфуз, случившийся с многоопытным Мэннингом, мог бы, пожалуй, стать поводом для выискивания отдающих обреченностью аналогий, например, с литературной классикой – как же, очередной вожак очередного волчьего племени постарел и начал сдавать, если бы его не затмило событие, еще более символичное. Супербоул за номером 44 стал в первую очередь кульминацией чудесного преображения «святых» – на получивший, наконец, повод порадоваться Новый Орлеан, судя по новостным сводкам с Бурбон-стрит, благодать уже снизошла. Крестный ход в честь заслуженно названного MVP Супербоула и не допустившего за весь матч ни одной заметной ошибки Бриза, надо думать, тоже уже заказан.

Супербоул-2010

Новый Орлеан – Индианаполис – 31:17 (0:10, 6:0, 10:7, 15:0)

Майами, «Сан-Лайф Стэдиум», 74 059.