Деревенская магия
На сюрпризы со знаком «плюс» нынешний евросезон как никогда горазд. В Англии наводит шороху вчерашний участник чемпионшипа «Халл», в Италии рвутся к престолу доселе скромные «Удинезе» и «Наполи», а бундеслигу нежданно-негаданно возглавляет ее новичок «Хоффенхайм», в рядах которого значится лучший снайпер турнира Ведад Ибишевич. О тех, кто нарушил немецкий порядок, в материале World Soccer.

Предсезонные прикидки шансов на выживание клубов-дебютантов, как правило, выдерживаются в обреченно-мрачных и иронически-снисходительных тонах, а подавляющему большинству и вовсе заранее выписывается волчий билет. В августе перспективы «Хоффенхайма» оценивались куда иначе с оптимизмом.
Спортивный директор леверкузенского «Байера» Руди Феллер прочил новичку бундеслиги итоговое место в шестерке сильнейших, а тренер «Баварии» Юрген Клинсманн светлое будущее: «Рано или поздно «Хоффенхайм» станет в немецком футболе супервеличиной».
Так на чем же зиждились для клуба без роду, без племени из сонной деревушки с трехтысячным населением, что на юго-западе земли Баден-Вюртемберг, столь бодрые прогнозы? Ответ банален: на огромных финансовых ресурсах его хозяина-миллиардера Дитмара Хоппа, сколотившего состояние на производстве программного обеспечения и занимающего девятое место в списке самых богатых людей Германии. «Тевтонский Билл Гейтс», в юности сам бывший нападающий «Хоффенхайма», с 1990 года вложил в клуб 200 миллионов долларов и менее чем за два десятилетия вывел его из восьмого дивизиона в элитный, дважды повысив в классе в течение двух последних сезонов.
Рано или поздно «Хоффенхайм» станет в немецком футболе супервеличиной
Критики злопыхательствовали: «Хоффенхайм», дескать, фактически купил себе место в бундеслиге. И это во многом правда. До лета 2007-го таких астрономических трансферных расходов вторая бундеслига еще не знала. Девятнадцать миллионов долларов, выложенные за сенегальского нападающего «Мускрона» Дембу Ба, нигерийского форварда «Люна» Чинеду Обаси и атакующего полузащитника «Гремио» Карлоса Эдуардо, это больше, чем суммарные селекционные траты всех членов подэлитного сообщества. А 10-миллионый переход технаря молодежной сборной Бразилии, за которым ухлестывали «Реал» с «Миланом», стал рекордным в истории второго дивизиона.
Момент истины миновал с амбициями и кошельком у «Хоффенхайма» оказалось все в порядке. Трансферную битву с «тяжеловесами» Хопп выдержал.
Получив путевку наверх со второго места, боссы «Хоффенхайма» пообещали сохранить добившийся исторического успеха состав и до сих пор держат слово. Но для поступательного движения вперед требуются дополнительные инвестиции, поэтому еще около 15 миллионов долларов ушло на выкуп прав на арендованных игроков и приобретение перспективного защитника «Штутгарта», уроженца Кемерова Андреаса Бека и нападающего «Интернасьонала» Веллингтона. Только четыре клуба бундеслиги (леверкузенский «Байер», «Гамбург», «Шальке-04» и «Вольфсбург») минувшим летом позволили себе раскошелиться еще больше.
Манера «Хоффенхайма» жить на широкую ногу вызвала резкое неприятие у традиционалистов. Владельцы-олигархи для немецкого футбола вообще редкость; управление клубами происходит в основном по демократическим канонам, «снизу-вверх» командовать парадом вправе и рядовые члены. Поэтому стремительно разбогатевший «Хоффенхайм» многими воспринимается как искусственно созданный организм, у которого нет ни традиций, ни армии болельщиков.
И не важно, являются ли критиканы футбольными романтиками или поклонниками бедных клубов, лейтмотив обвинений один: «Хоффенхайм» играет не честно.
«Такому клубу не место в профессиональном футболе!» возмущался год назад в прессе один из конкурентов, генеральный менеджер «Майнца» Кристиан Хайдель. «Бавария» получает деньги из разных источников. У «Хоффенхайма» же только один спонсор. Кого хотят, того и покупают, поэтому их никто и не любит».
Ответ не замедлил долго ждать, и вскоре Хопп отправил в «Майнц» и Немецкий футбольный союз факс, в котором назвал гневную руладу Хайделя бесчестной: «После того как футбольные власти страны объявили о наращивании борьбы с расизмом, мы надеемся, что акт дискриминации, совершенный господином Хайделем, получит адекватное воздаяние».
От зависти до ненависти один шаг, поэтому Хопп часто становится объектом нападок со стороны фанатов других клубов. В августе, во время домашнего матча с менхенгладбахской «Боруссией» (1:0), был развернут баннер-мишень с его лицом. Получив официальные извинения от руководства «жеребят», Хопп заявил, что впредь выездные игры будет посещать только при гарантии личной безопасности.
Сравнения «Хоффенхайма» с «Челси», а Хоппа с Романом Абрамовичем были неизбежны, но не совсем правомерны. Хоппу, в отличие от российского предпринимателя, пришлось строить клуб практически с нуля, и он прекрасно понимал, что единственно правильный подход это постепенность и системность. Он не стал пичкать команду дорогими игроками. Долгое время основное внимание было сосредоточено на создание инфраструктуры, зато теперь клуб располагает современной тренировочной базой, уютным 6-тысячником и несколькими академиями.
Возведение новых объектов по-прежнему неотъемлемая часть мастер-плана Хоппа. На начало следующего года запланировано открытие новой 30-тысячной арены. До нынешнего же «домашнего» стадиона «Хоффенхайма» в Мангейме 32 мили.
Еще в 2006 году костяк команды, выступавшей в третьем дивизионе, составляли доморощенные футболисты. И только тогда «Хоффенхайм» начал серьезно тратиться на селекцию, но наряду с дорогими покупками совершались дешевые и выгодные. Купленный у Гладбаха всего за 134 000 долларов центральный защитник Марвин Комппер, обошедшийся в 201 000 хавбек «Штутгарта» Тобиас Вайс и пришедший из «Герты» за 322 000 боснийский полузащитник Сежад Салихович до сих пор играют в основном составе.
«Хоффенхайм» это клуб, гуляющий сам по себе. Насколько Хопп является воплощением инакости, настолько же настороженно к бывшему тренеру «Шальке-04», «Ганновера» и «Штутгарта» Ральфу Рангнику, вставшему у руля команды летом 2006-го, относится большая часть немецкого футбольного истеблишмента. Под его руководством «Хоффенхайм» показывает зрелищный атакующий футбол и умело варьирует тактику. Но для многих представителей старой школы он «профессор-чужак» с передовыми идеями, но сам на высоком уровне в футбол никогда не игравший.
«Хоффенхайм» многими воспринимается как искусственно созданный организм, у которого нет ни традиций, ни армии болельщиков
Рангник страшно гордится, что ему удалось быстро вывести молодую команду из лиги региональной в «бундес», и ему есть что возразить: «Меня раздражает, когда люди приписывают наш успех деньгам и никак иначе нас не воспринимают. А ведь мы умудрились продать 14 000 сезонных абонементов! У нас такой же годовой бюджет, что и у «Энерги», а по зарплатной ведомости мы третьи с конца. Да, у нас нет традиций, и мы только начинаем писать историю. Но право играть в бундеслиге и показывать себя мы заработали. Хорошо, что голосование для этого не требуется».
Назло недоброжелателям «Хоффенхайм» продолжает придерживаться строгих принципов. Один из основополагающих векторов философии клуба непоколебимая вера в молодежь. За последние два года не было приобретено ни одного игрока старше 24 лет, а средний возраст команды в дебютном матче бундеслиги против «Энерги» (3:0) составил лишь 23,36 года.
О подрастающем поколении «Хоффенхайма» внимательно заботится новатор директор по развитию детско-юношеского футбола, бывший тренер мужской сборной Германии по хоккею на траве Бернхард Петерс, которого Клинсманн в свое время безуспешно пытался устроить на пост технического директора Немецкого футбольного союза.
Между тем, выиграв юношеский (до 17 лет) чемпионат страны, свой первый национальный трофей «Хоффенхайм» уже завоевал. «Наша традиция это будущее», уверен Хопп.
Возможно, он и прав.
КОММЕНТАРИИ
Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.