7 мин.

Квинтэссенция баскетбола

Открытие турнира, зажатое между двумя встречами первого дня, собственно, и являлось главным событием, ради которого во дворце имени Гомельского собрались ученики и друзья Александра Яковлевича, прославленные мастера прошлого и нынешние звезды европейского баскетбола, а также многочисленные зрители. Главным мотивом и традиционного гала-шоу, на сей раз напомнившего пришедшим о жизненном пути баскетбольного профессора, и сопутствующих торжественных речей, была идея о том, что память о великом тренере продолжает жить в победах сборной России и его ЦСКА, многим обязанных именно Гомельскому. А потому Кубок, посвященный ему, должен был, по мысли организаторов, стать не просто данью памяти, но настоящим баскетбольным праздником, который бы подарил всем море положительных эмоций и явил саму игру в ее великолепии. Именно для создания торжественного антуража в Москву и были приглашены одни из лучших команд Европы. Недаром представляя соревнование, организаторы напирали на то, что Кубок Гомельского является наиболее сильным из товарищеских турниров межсезонья. Хотя подобные сравнения и не совсем корректны, все же закрадывалась боязнь, что новая задумка может получиться сродни футбольному Кубку РЖД, имеющему лишь опосредованное отношение к самому массовому виду спорта. Именно поэтому журналисты жадно расспрашивали функционеров о том, будут ли команды представлены в сильнейших составах. Но первый же день всецело опроверг эти опасения.

Открывавшие турнир «Маккаби» и «Панатинаикос» подошли к участию в нем со всей ответственностью. Хотя после игры Шарунас Ясикявичус и отшучивался, что для него результат встречи не имел никакого значения, по бурлившим на площадке эмоциям, по реакции обоих тренеров, оспаривавших неправомерные с их точки зрения действия арбитров, и весьма жестким тычкам, которыми обменивались баскетболисты, верилось Шарасу с трудом. Начав игру довольно степенно, команды не только сами втягивались в борьбу, но и вовлекали зрителей, симпатии которых в итоге разделились примерно поровну.

Первыми встрепенулись израильтяне, тон в игре которых задавало трио американских легионеров (Д’ор Фишер, Тре Симмонс, Джейсон Уильямс) под предводительством бывшего игрока «Орландо» Карлоса Арройо. Во многом усилиями пуэрториканца, побаловавшего публику эффектными передачами и разгонявшего блистательную атаку «Маккаби», команда из Тель-Авива вела в счете всю первую и половину второй четверти. Желько Обрадович был вынужден пойти на несколько кадровых перестановок, выпустив из резерва Димитриоса Диамантидиса, Шарунаса Ясикявичуса, Антониоса Фоциса и Константиноса Царцариса, которые радикальным образом поменяли ход встречи. Зеленое воинство не только догнало оппонентов, но и принялось наращивать преимущество, добившись +15 в начале четвертого отрезка. При этом и те, и другие явно старались сыграть на публику, часто прибегая к эффектным элементам и не особенно изощряясь в построении оборонительных редутов.

Когда казалось, что израильтяне, только привыкающие подстраиваться под взрывную манеру игры Арройо, уже сдались, те организовали спасительный спурт, уравнявший команды на отметке в 83 балла. Почти тут же Арройо забил в быстром проходе. На что Диамантидис ответил мячом из «усов». За 16 секунд до конца игроки «Маккаби» потеряли мяч, подарив «Пао» прекрасную возможность оформить победу в основное время, но Ясикявичус промазал из-за дуги.

В дополнительное время все опять же решилось на последних секундах. При двухочковом преимуществе греков Спанулис обокрал чуть зазевавшегося Арройо и, убежав с середины корта, поставил жирную точку в грандиозном спектакле – 100:96. Несмотря на явное нежелание обоих тренеров приоткрывать карты и деланное равнодушие игроков к исходу турнира, было ясно, что баскетбольные гранды не дают себе никаких поблажек и на три дня большой баскетбол пришел в Москву.

Встреча между московскими армейцами и каунасским «Жальгирисом», которые во времена работы Гомельского тренером разыгрывали центральные дерби, подарила упорнейшее противостояние, также завершившиеся драматической развязкой.

Обе команды подошли к турниру с потерями в составе: у «Жальгириса» незадолго до отъезда сломал руку Мантас Калиетис, а недавно заключивший новый контракт Эурелиус Жукаускас не успел приехать вместе с командой. Словно отвечая любезностью на любезность, Этторе Мессина решил поберечь двоих лидеров: Рамунаса Шишкаускаса, которого беспокоят боли в спине, и недавно избранного капитаном Матьяжа Смодиша, не восстановившегося после травмы ноги.

Впрочем, этот ход со стороны рулевого красно-синих диктовался, в том числе, и желанием дать больше игрового времени новичкам команды, которым пока трудно дается процесс адаптации к требованиям Мессины. Встреча началась довольно нервно. Игроки и той, и другой команды часто ошибались, отдавая мяч сопернику в безобидных ситуациях. Резво обозначив преимущество после двух подряд атак из-под кольца Морриса и Лорбека, армейцы не менее быстро его утратили. Удивительное для матча такого уровня количество брака отражалось и в невысокой результативности: за 4,13 до конца первой четверти армейцы проигрывали 7:8, а Лорбек с завидным постоянством отвечал промахами со средней дистанции на многочисленные потери Вудса.

Мессина продолжал тасовать состав, поменяв сначала вышедшего в старте Кейру на Зисиса, а потом, заметив, что мощные литовские свингмены вместе с Брауном переигрывают армейцев, заменил Лэнгдона и Холдена на Планинича и Хряпу. Более солидная по антропометрическим показателям пятерка армейцев не только нашла дополнительные козыри против гостей, но и сумела наладить комбинационную игру. Во многом этому поспособствовал Планинич, отдавший несколько великолепных передач и дважды пролезший под самое кольцо. Средний бросок Зизиса после «многоходовки» с участием Хряпы и Планинича сделал счет 17:11 за секунды до конца первой четверти. Но одновременно с сиреной трехой от центральной линии отметился Дин, положивший начало погоне гостей.

Довольно легко «Жальгирис» восстановил паритет – 23:23 в середине второй четверти, изрядно заставив поволноваться Этторе Мессину, которого мы вновь увидели занимающимся воспитательной работой с армейской молодежью. Только на сей раз на месте «двоечника» Понкрашова фигурировал Виктор Кейру. Небольшая взбучка пошла на пользу: прибавившие в оборонительном компоненте красно-синие принялись вновь отрываться – 34:27 перед большим перерывом. Важную роль в этом сыграл молодой новобранец, набравший по ходу второй четверти восемь очков, включая несколько эффектных данков в быстрых отрывах.

Когда в начале второй половины счет вырос до +10 (43:33) в пользу армейцев казалось, что дело сделано, и, как это привычно бывает в матчах ЦСКА, игра сама-собой докатится до логичного завершения. Но «Жальгирис» отнюдь не намерен был мириться с ярлыком явных аутсайдеров, который на него повесили журналисты задолго до начала турнира. Усилиями Вудса и Янкунаса литовцам удалось морально подавить армейских больших, забив несколько важных очков из трехсекундной хозяев. Они даже умудрились набрать четыре очка в одной атаке: Янкунас в очередной раз забил из-под кольца, заработал штрафной, но промахнулся. К взмывшему вверх мячу первым подоспел в целом невнятно смотревшийся Ратко Вардо, снова выведший свою команду вперед – 50:53. У армейцев на это нашелся своевременный ответ в виде дальнего попадания Траджана Лэнгдона, уравнявшего счет перед заключительной четвертью.

«Жальгирис» сыграл гораздо умнее нас во второй половине матча, – заметил после игры явно разочарованный Мессина. – Мы не заслуживали хорошей оценки даже тогда, когда вели 10 очков. Вообще настоящей командой мы выглядели, в лучшем случае 2-3 минуты. Многие игроки не знают, что думать, куда бежать. Новички, возможно, нервничают, впервые оказавшись перед своими зрителями. Впрочем, точно также с нами было и предыдущие три года. Мы постепенно добавляли по ходу сезона». Изрядно побегать пришлось и самому Мессине, замучившему постоянным прессингом и усаженного во второй половине Кейру, и Планинича, и Лорбека. Жестикулируя замотанной жгутом рукой, словно Ленин на броневике, итальянский специалист пытался подобрать наиболее приемлемый вариант состава и бесконечно поучал новобранцев тонкостям защитных построений. «Не все игроки понимают, что недостаточно лишь держать своего непосредственного визави. Нужно еще действовать как единое целое», – объяснил свою позицию тренер.

По контрасту с первой, запомнившейся лишь неимоверным количеством брака, заключительная четверть подарила зрителям увлекательные «качели». Соревнуясь в точности, команды старались не отпускать друг друга более, чем на два балла. Особенно в этом отрезке проявил себя Маркус Браун, не стесняясь поливавший хозяйское кольцо из-за дуги. При счете 70:70 армейские болельщики, пожалуй, впервые за матч всерьез осознали, что их любимая команда может и уступить в принципиальном поединке. Напряжение, повисшее под сводами дворца, немного сняли Лэнгдон и Холден, реализовавшие пару проходов (а Джей Ар приплюсовал к этому еще и штрафной бросок) и выведшие команду вперед – 75:74. Обозначившийся спурт прервали точными попаданиями Вудс и Мачюлис, набравшие 7 очков подряд и, тем самым, выгадавшие четыре спасительных очка за полторы минуты до сирены. Армейцы продолжали атаковать скорее по инерции, довольно небрежно водя мяч и атакуя без особого успеха. Самый реальный шанс за 9 секунд до конца упустил Хряпа, которого вывели на бросок из самого угла при счете 78:81. Дальнейшие попытки сравнять счет стали уже предсмертной агонией: ЦСКА не спасли ни промах с линии штрафных Брауна, ни лихой трехочковый Джей Ара за две секунды до финальной сирены.

Ясно, что пока ЦСКА лишь ищет себя. И как сказал тренер «Жальгириса» Римантас Григас, армейцам понадобится еще немало времени для того, чтобы обрести внутренний баланс и помочь новичкам органично вписаться в игровую модель тренера. Удастся ли провести минимальную работу над ошибками, будет видно уже в среду, когда ЦСКА встретится с «Маккаби» в матче за третье место. Тогда же в финале сойдутся «Панатинаикос» и «Жальгирис».