5 мин.

Голосовая поддержка

В отличие от любых других сфер профессионального бокса дикторы имеют наименьшее количество доступных ресурсов, где они могут почерпнуть информацию относительно профессиональных особенностей. И уж тем более мало где сказано, как достичь успеха в этой непростой профессии. Конечно, имея пару сотен долларов в кармане и склонность к публичному общению, подающие надежду молодые люди могут получить лицензию диктора. В Калифорнии для этого даже созданы специальные курсы. Но, повторюсь, не все так просто.

Боксеры могут проводить десятки, сотни часов в тренировочных залах, оттачивая свое мастерство, прежде чем выйти на ринг. Даже «черновые» рабочие в офисе зачастую начинают с менее ответственной работы, и уж тем более проходят стажировку.

В случаи с ринг-аннонсерами ситуация немного другая. Профессиональных курсов, по сути, нет. Книги, а-ля «Руководство для чайников» тоже пока не вышло. Квалифицированного наставника, который смог бы обучить каким-то навыкам, найти очень сложно. Поэтому диктор должен либо обладать врожденным талантом, либо «искать себя» методом проб и ошибок, и при этом, надеяться, что организаторы поединков выдержат всю эту тягомотину.

В этом отношении показателен пример Майкла Баффера. Он начал свою карьеру в Атлантик-Сити, убедив одного из промоутеров дать ему шанс.

«Я любил бокс, но у меня совершенно не было денег, чтобы ходить на бои», – объясняет Майкл причину, по которой стал диктором. – «То, как я веду бои сегодня, и то, как работал раньше, – небо и земля. На самом деле я был не очень хорош. Вначале, не сейчас, конечно».

Брат Майкла Баффера и диктор UFC Брюс изначально планировал «пристроить» родственника в ММА. «Тогда мне казалось, что Майкл идеально подходит для этой работы», – комментирует он свою заинтересованность.На тот момент Майкл уже провел несколько поединков, но для UFC 8 и Брюс попросил брата отработать на предварительных боях. Позже он проведет главную встречу для UFC 10, и с тех пор станет официальным голосом этой организации.

Джимми Леннону-младшему было немного проще. Он пошел по проторенной его отцом дорожке. Хотя сам Джимми уверяет, что в юности совсем этого не планировал: «Все дело в деньгах. После окончания колледжа я был на мели и решил провести пару «предвариловок» для отца. Так все и началось».

Начало карьеры Боба Александра, диктора Warriors Boxing, как и у многих других, выдалось непростым. Ночью 1989 года ему предстояло проводить боксерский поединок на теннисных кортах Санибель-Айлэнда. Погодка в тот вечер выдалась ужасной, так что ближе к началу боя, все вокруг было затоплено водой. К тому же, совершенно случайно, из строя вышла звуковая система. Поэтому вступительное слово и, собственно, результаты поединка Александру пришлось просто выкрикивать. «Вокруг было полно пьяных, которые вопили во все горло и норовили попасть в меня пластиковыми стаканчиками», – вспоминает Боб. – «В общем, хуже, наверное, и быть не могло».

В свое время Льюп Контрерас выиграл конкурс Top Rank/Univision. После этого его стали называть не иначе, как «La Voz del Box» – «голос бокса» иными словами. При всем при этом, до того, как стать профессиональным диктором, Контрерас никогда и ни в какой качестве не поднимался на настил ринга.

Трудно сказать, каким должен быть идеальный диктор. С одной стороны у тех же Баффера и Контрераса были богатые низкие голоса. А вот у Джимми Леннона-младшего преобладали более высокие тона. Правда, в одном дикторы единодушны: самое главное – подготовка. Конечно, можно пробежаться по протоколу перед самым началом поединка. Но квалифицированный диктор еще задолго до гонга тщательно перепроверит произношение имен и фамилий не только участников боя, но и чиновников ассоциаций. И уж тем более не вздумайте подняться на ринг, если не осмеливаетесь обнародовать судейское решение.

Еще одна важная составляющая дикторского мастерства – умение себя подать. В то время, как Эд Дериан одинаково представителен и ярок, как на ринге, так и за его приделами, другие его коллеги в своей повседневной жизни куда менее экспрессивны и обыденны.

По мнению комментатора ESPN Джо Тесситора, толковый ринг-аннонсер является не только своеобразным зеркалом происходящего на ринге, но и всерьез может влиять на борьбу, интуитивно вбирая в свои комментарии настроение толпы. «На самом деле, настроение публики оказывает очень сильное влияние на боксеров», – уверяет Джо.

В отличии от аудитории, которая не всегда способна заметить ошибки, неточности и прочие дикторские несуразности, телевизионная картинка очень часто обнажает недостатки. Так, например, комментируя бой Самюэла Питера и Олега Маскаева, журналист НВО Джим Лемпли несколько раз назвал обслуживавшего встречу диктора «местным новичком».

Чего нельзя отнять у профессиональных дикторов, так это страсти, с которой они выполняют свою работу. Замечали ли вы, что произнося вступительное слово Леннон всегда активно жестикулирует, Баффер же, словно вбирая эмоции толпы, игриво выдерживает паузы перед своей коронной фразой. Марк Бейро, тот и вовсе выходит на ринг, как профессиональный боксер, вызывающе перешагивая через канаты.

И все же диктор не должен терять хладнокровия и быть готовым к любым, даже самым невероятным поворотам судьбы. Так, некогда Брюсу Бафферу пришлось мужественно защищать микрофон, после того, как Тэнк Эббот выхватил его из рук диктора. Контрерас и вовсе попал в комичную ситуацию, пытаясь разогреть толпу перед боем. Телекамеры еще не были готовы, и Контрерас решил создать соответствующее настроение. При этом он попросил болельщиком показать, «чего же на самом деле стоит Юта». К собственному удивлению на ринг он поднялся в полной тишине. Чуть позже один из организаторов объяснил причину столь «теплой» реакции: «Сэр, вы находитесь не в Юте. Вы – в Айдахо».

Дикторское дело – рискованное. Потенциальную опасность, в частности, несут оглашения непопулярных судейских решений и нетривиальные ситуации на самом ринге.

Леннон-младший вспоминает, что на его памяти было немереное количество подобных конфликтных эпизодов. Начиная, от небезызвестного случая с откусанным ухом Эвандера Холифилда, и заканчивая падением с ринга. «Благо, когда ринг стал разваливаться, меня отбросило на трибуну и сиденье оказалось очень мягким. Только это меня и спасло», – улыбается Джимми.

Надо сказать, в профессии диктора есть множество приятных нюансов. Во-первых, вы без труда можете попасть на места в первом ряду самых грандиозных спортивных мероприятий. Это немаловажно. Ведь большинство, если не все дикторы – заядлые болельщики. Во-вторых, поднимаясь на ринг, ты автоматически становишься знаменитым, а это позволяет зарабатывать неплохие деньги на стороне. Так, Леннон не чурается проводить свадьбы, всегда представляя молодоженов не иначе, как «сегодня в объединенном весе…» В тоже время Баффер неплохо зарабатывает на вечеринках по случаю дня рождения. Вот только неизвестно, должен ли он по своим контрактным обязательствам присутствовать при дележе праздничного пирога.

Дикторство не столь точная наука, как ракетостроение. Но и эта профессия отнюдь не так проста, как могло бы показаться. Можно пересматривать собственное видео, пытаясь выделить плюсы и минусы работы, как это делает Брюс Баффер; можно отрабатывать отдельные элементы задолго до выхода на ринг, как Джимми Леннон-младший. В любом случаи профессиональный диктор просто-таки обязан усилить драму восприятия боксерского спектакля, и при этом не фокусировать внимание на себе.

Как правильно сказал все тот же Леннон, главное помнить, что бокс – «это театр боксеров, а не лично ваш».