6 мин.

Бертран Гроспеллье: «В какой-то момент я играл в покер 24 часа в день»

- Прежде всего, поговорим о ваших феноменальных результатах в прошлом году. Вы доказали всем, что умеете играть в покер. Как вам это удалось?

– Моим первым успехом в 2008 году стала победа на PokerStars Caribbean Adventure. Состав турнира был очень пестрым – множество сильных профессионалов, но вместе с тем, немало игроков среднего уровня, в том числе и так называемых сателлитчиков.

С другой стороны, WPT Festa Al Lago был турниром совершенно иного рода. Участников там было куда меньше, зато играли исключительно ведущие профессионалы. Кстати, через год я также выиграл турнир хайроллеров в рамках PCA. Вступительный взнос там куда выше, так что не удивительно, что в нем играли исключительно сильнейшие. Эти три победы убедили меня в том, что мне по силам обыгрывать любое «поле». Очень приятное чувство.

- Расскажите о финальной руке на турнире PokerStars Carribean Adventure 2008. Вы сделали рейз с 8-8, а ваш соперник Хафиз Хан пошел олл-ин. Вы поинтересовались размером стека соперника и, как сами признали, заметили, что он начал сильно волноваться, когда понял, что фишек у него вовсе не так мало, как ему казалось. Вы уравняли именно поэтому, или были и другие резоны?

– Конечно, это была не единственная причина. Я сидел с Ханом за одним столом на протяжении двух дней и успел изучить его игру. Всякий раз, делая небольшой ререйз, он показывал руки вроде Q-Q, K-K и A-A. Не скрою, его большой ререйз (олл-ин) меня удивил. Может, он хочет спровоцировать большую ошибку? Однако, взглянув в лицо противнику, я понял, что это будет как минимум ситуация 50 на 50. Может быть, он бы двинул все фишки с 9-9, но, имея на руках 10-10, точно бы играл по-другому. Не стоит также забывать о том, что я был чиплидером. Суммировав все эти обстоятельства, я решил уравнять.

- Прекрасные результаты последнего времени как-то повлияли на вашу игру и отношение к покеру?

– Пожалуй, нет. Я играю по-прежнему, но, разумеется, постоянно работаю над своей игрой. Может быть, я чувствую себя более уверенно, поскольку понимаю, что иду верным курсом. Не исключаю, что теперь большее число игроков будут меня побаиваться, что в турнирах является дополнительным преимуществом. С другой стороны, по-прежнему остается немало соперников, которые просто хотят биться с тобой за каждый банк. В общем, мне необходимо будет внести в свою игру некоторые коррективы, но, в целом, плюсов у известности, конечно, больше.

- Какой из двух турниров – WPT или EPT – был для тебя более трудным? Создалось впечатление, что в EPT больше агрессивных интернет-игроков, в то время как в американском туре преобладают представители «старой школы», больше привыкшие играть вживую.

– Структура WPT гораздо лучше. У игроков больше фишек, и уровни длиннее. В таких турнирах можно играть в солидный покер. Турниры EPT более скоротечны, а значит, рисковать приходится куда чаще. Таким образом, по большому счету, стилевые предпочтения игроков здесь роли не играют, все дело в формате турниров.

- В свое время вы были одним из сильнейших игроков мира в StarCraft. Могли бы вы сравнить уважение, которое испытывали к вам как к кибер-спортсмену, с популярностью, которой вы пользуетесь, будучи одним из сильнейших игроков в покер?

– В Корее я был знаменитостью. С другой стороны, сейчас благодаря покеру меня знают во всем мире. Может быть, в Корее мной восхищались и уважали больше, но все-таки это лишь одна страна. Покерные игроки, разумеется, зарабатывают куда больше, и большинство людей смотрят на меня сквозь призму выигранных денег. По большому счету меня уважают именно за это. А в компьютерных играх денег не так уж и много. Честно говоря, на мои заработки прожить в Корее было нелегко. Словом, в киберспорте вас уважают за ваше мастерство. На мой взгляд, в компьютерных играх преуспеть куда тяжелее, нежели в покере.

В покере можно добиться очень неплохих результатов и зарабатывать на жизнь после года тренировок. Если вы хотите жить покером, то все, что вам нужно, – это найти хорошую игру, где соперники слабее вас. Потом вы начнете выигрывать все больше и больше. В киберспорте, чтобы зарабатывать на жизнь только этим, вам нужно быть в тройке лучших в мире, на худой конец, в десятке. Разумеется, добиться этого куда сложнее.

- В покере вы добились очень многого. Нет желания вернуться в компьютерные игры? Или это уже в прошлом?

– Не знаю. Когда играешь в покерном турнире, всегда присутствует элемент удачи. Для меня главный «вызов» – одолеть этот фактор. Конечно, я буду играть в StarCraft 2, когда игра поступит в продажу. Ее выход намечен на начало 2010 года. Не исключено, что приму участие в нескольких соревнованиях, но только ради удовольствия. Вряд ли я буду играть во вторую часть столь же интенсивно, как в первую. Игрок в покер имеет куда больше свободы, нежели профессиональный геймер. Компьютерные игры отнимают массу времени, да и, если откровенно, иногда это занятие может быть весьма монотонным.

- В каком возрасте вы начали играть в компьютерные игры?

– Мне было три года. У моего старшего брата был компьютер. Забавно, что я его превосходил с самого начала. В школе я приобщился к игре по сети. Конечно, сражаться с компьютером было достаточно увлекательно, но играть с другими людьми куда интереснее! Это совершенно другая игра, и я получал от нее огромное удовольствие. Узнав, что в Корее состоится большой чемпионат, я решил непременно принять в нем участие. Выиграв пару отборочных турниров во Франции, я отобрался на чемпионат, где занял второе место. Я сразу же получил спонсорский контракт, начал профессиональную карьеру. Мне очень нравилось в Корее – культура, повседневная жизнь, язык. Я до сих пор могу говорить по-корейски, хотя сейчас понимаю уже далеко не все.

- Что заставило вас переключиться с одностоловых турниров, в которых вы добились впечатляющих успехов, на игру хедз-ап?

– Вообще вживую играть один на один практически невозможно. Казино часто не открывают таких столов во время турниров из-за недостатка места. Так что в основном приходится практиковаться в интернете. В хедз-апе гораздо больше простора для творчества, и вы можете лучше контролировать ход поединка, если удается правильно прочитать соперника. Конечно, в поединках один на один чаще оказываешься в пограничных сложных ситуациях.

- А что вы предпочитаете: хедз-ап кэш или sit-and-go?

– Мне больше нравится играть на кэш, поскольку можно, с одной стороны, дольше выжидать, а с другой – играть большее количество рук. Одностоловые турниры – это совершенно другая игра; в определенный момент из-за роста блайндов вы просто вынуждены рисковать. С другой стороны, в кэш-игре нужно быть более агрессивным, но эта агрессия, как правило, лучше окупается.

- Именно по этой причине вы совершили свой переход?

– Не только. Игра в одностоловых турнирах не приносит былого дохода, поскольку уровень соперников здорово вырос. В дорогих турнирах все знают математику назубок.

- Я слышал, что вы начали играть хедз-ап, потому что поставили перед собой цель получить статус PokerStars Supernova Elite.

– Переход произошел естественным образом. Впрочем, не буду скрывать, меня подхлестнуло заключенное пари и возможность получать больше FPP (очки, начисляемые за игру на PokerStars – прим. Sports.ru).

- В этот период вы проиграли много денег, но, по слухам, компенсировали эти неудачи выигранными пари. Эта информация соответствует действительности?

– Я действительно проиграл порядочно. Играл я тогда не слишком сильно, да и ритм у меня был тогда просто сумасшедший. В какой-то момент я играл 24 часа в день в течение недели, позволяя себе каждые четыре часа лишь короткие 15-минутные передышки, чтобы немного вздремнуть. Разумеется, все это отразилось на моих результатах далеко не самым лучшим образом. К концу недели я играл уже настолько скверно, что, в конце концов, сломался, махнул на все рукой и решил просто отоспаться. Тем не менее, все мои финансовые потери были компенсированы бонусами, которые я получил от покер-рума.