3 мин.

Массовое катание

На пресс-конференции после проигранного шведам матча главный тренер сборной России Владимир Янко много шутил и улыбался: «А что расстраиваться, это разве финал был? Мы что-то важное проиграли?». Журналисты дружно рассмеялись. Действительно, в первой московской встрече Россия и Швеция только принюхались друг к другу – и, похоже, не учуяли ничего нового.

Сборная России сыграла на предварительном этапе 5 матчей, в четырех скромно разгромив соперников, а в решающем уступив шведам – 4:5. Все результаты, за исключением, на первый взгляд, незапланированного поражения, оказались настолько ожидаемыми, что произвели впечатление лишь на школьников и курсантов, добровольно-принудительно записанных в поклонники хоккея с мячом. Между тем, в сборной обозначились и некоторые проблемы, о которых, понятное дело, после результатов вроде 17:3 с норвежцами никто вслух говорить не стал.

Владимир Янко после первой победы заявил, что делать выводы пока не стоит, так как команда только сыгрывается и перестраивается с «русского хоккея» на «бенди». Стоит пояснить, что существует 2 подхода к игре в хоккей с мячом и лучшие их проявления сталкиваются в матчах России и Швеции. Русский хоккей – тот, в который играют и в нашей сборной, и в чемпионате России, строится на звездных личностях вроде Сергея Ломанова или Сергея Обухова, способных на одном коньке объезжать 10 соперников и поставленным ударом вколачивать мяч в любую из девяток. Очевидные плюсы такой манеры – зрелищность и результативность, минус – зависимость от конкретных людей. Чересчур увлекаясь своей индивидуальностью, в этом году россияне на удивление часто бездарно ошибались в обороне, лишь глупо улыбаясь после очередного пропущенного мяча. Но еще глупее улыбался Евгений Иванушкин, лучший бомбардир группового этапа, блестяще запоровший 3/4 своих моментов.

Бенди – или скандинавская школа – отличается выверенной академичностью и практическим отсутствием «сорвиголов». Еще год назад в желтой футболке зажигал Магнус Мюрен, олицетворявший всю шведскую бесшабашность, а теперь на фоне шведов игра сборной России выглядит как слегка подрежиссированный экспромт.

Априори сборная России могла бы иметь и еще один большой плюс – психологическое преимущество. В прошлом году оно складывалось из авторитета команды и сумасшедшей поддержки сибиряков, но в Москве вторая часть отвалилась. С россиянами боятся играть все, кроме шведов. Финны периодически побеждают в себе «русский комплекс», но в этом году первая очная встреча оказалась на редкость беззубой. Казахи же, норвежцы и белорусы (последние, к слову, весьма прибавили за год), настолько свыклись со своим положением, что воспринимают матчи с Россией как возможность с поля посмотреть на лучших игроков планеты.

Единственным мутноватым пятном на репутации действующих чемпионов мира стало поражение от шведов. Россияне погорели на том, что остановились в самый неподходящий момент. При счете 4:1 сборная, видимо, решила, что секретов открыто слишком много (а их на групповом этапе принято прятать в самый дальний карман), и начала играть в свою обычную игру – забросы на одинокого Сергея Ломанова. В надежде на его бесполезные попытки пройти в одиночку лучшую защиту мира. Шведы же просто напрягли нужную мышцу как раз в тот момент, когда это было необходимо. Впрочем, это, как известно, никого не расстроило.

В полуфинале сборная России сыграет с финнами, которые как никто умеют выстрелить в нужный момент. Не стоит воспринимать первый матч с ними как объективное соотношение сил. Стиль этой команды – игра дальними забросами и та же бендийная выверенность. Безупречная обработка верховых мячей, сумасшедшей точности пасы вкупе с самоотдачей вполне способны остановить сборную России. Впрочем, свой секрет для финнов наверняка есть в запасе и у Владимира Янко.