6 мин.

…Будешь как великий Нехочуха!

Если честно, что-то не пойму: почему это мне не удается заставить машину ехать быстрее?

Ральф Шумахер, 2004 год

История автоспорта знает немало примеров, когда младшие братья добивались больших успехов, нежели их более возрастные родственники. Взять хотя бы Педро и Рикардо Родригесов или же Эммерсона да Уилсона Фиттипальди. Думается, Шумми-Р жаждал переплюнуть Михаэля с младых ногтей. Если быть предельно точным – с 3 лет, когда Рольф и Элизабет Шумахеры усадили младшенького за руль мини-карта на домашнем треке в Керпене. После чего мальчик окончательно и бесповоротно «заболел» гонками, попутно решив идти по стопам брата (последний уверенно торил себе дорогу через карт-серии, а позднее – через «Формулу-Форд»). Добившись громких успехов на минорных уровнях – в 1991-м шестнадцатилетний парень собрал золотую коллекцию из наград NRW Cup, Gold Cup и Junior Kart Championship, – немец перебрался в юниорский чемпионат ADAC BMW Junior Formula. Там дела пошли чуть хуже: Ральф занял в личном зачете лишь второе место, попутно уступив пальму перевенства в национальном чемпионате по карту. Тем не менее протекция Вилли Вебера (менеджера Михаэля, позднее взявшего под опеку и Шумахера-младшего) позволила Шумми-Р заключить контракт с командой WTS на участие в немецкой «Ф-3».

Поначалу казалось, что хитрый функционер – по совместительству, владелец конюшни – не прогадал с вложением денег в юное дарование. В 1994-м Ральф получил бронзу серии, а годом позже в генеральной классификации уступил лишь аргентинцу Норберто Фонтане (немцу не помогли даже четыре победы). Кроме того, в 1995-м Шумми-Р выиграл гонку в Макао, опередив таких талантливых конкурентов, как Ярно Трулли, Педро Де Ла Роза и… Норберто Фонтана!

Однако покорением Европы немец не ограничился. Отведав тестерского хлеба в «Формуле-Ниппон», в 1996-м пилот полностью переключился на завоевание восточных земель, что, признаться, с успехом воплотил в жизнь. Три победы, чемпионский титул и приглашение на тесты от самого «Макларена» – чем не повод считать, что молодая жизнь удалась?!

Однако взрослое «формульное» бытие довольно быстро поставило заносчивого юнца на место. Не помогли ни громкая фамилия, ни связи вездесущего «господина 20 процентов». По слухам, после тестов в Уокинге Рон Деннис и компания поставили на Шумми-Р клеймо «бесперспективный». Мол, таких в нашем распоряжении сколько угодно, зачем тратить деньги на оплату завышенного контракта (да-да уже тогда Вебер не собирался работать себе в убыток)?! Пришлось Ральфу согласиться на условия Эдди Джордана и перейти в стан «желтых». Дебют случился 9 марта 1997 года в Австралии, а уже через две гонки, в Аргентине, гонщик завоевал третье место и стал самым молодым пилотом своего времени, поднявшимся на подиум. Рекорд Ральфа – он завоевал бронзу, когда имел за плечами 21 год 287 дней – продержался шесть лет, пока Фернандо Алонсо на Гран-при Малайзии-2003 не установил новый «возрастной ценз» (21 год 237 дней). Но развить успех спортсмену не удалось: десять сходов в сезоне, половина из которых случалась в результате аварий, оставила нашего героя лишь на 11-м месте в итоговой классификации.

Признаем: Шумми-Р демонстрировал неплохую скорость. Ни Джанкарло Физикелла, ни Дэймон Хилл не превосходили немца в данном атрибуте вождения. Однако иные аспекты техники пилотирования, которые Ральф, на наш субъективный взгляд, даже не пробовал совершенствовать, сводили на нет природные задатки. К примеру, по сей день гонщик предпочитает давить на газ, вместо того, чтобы благоразумно оценить ситуацию и просчитать возможные последствия маневра. Неважно, будь то момент обгона или попытка защитить позицию – Шумахер-младший будет стараться за счет динамики машины оказаться на полкорпуса-корпус впереди, а затем импровизированно «разруливать» диспозицию. Проблема в том, что очень часто подобная тактика не только не оставляет горемыке пространства для последующего маневра, но ставит под угрозу окружение лихача. Вспомните Нюрбургринг-97, когда Шумми-Р разом вынес брата и Джанкарло Физикеллу. Тогда больше убила не инцидент, а комментарий виновного: «Они меня пытались обойти. Михаэль пробивался по внешнему радиусу, а Физика – по внутреннему. Мне не оставалось места». Или же прокрутим Индианаполис-2002, когда Ральф запорол гонку себе и напарнику по «Уильямсу» Хуану-Пабло Монтойе. Помнится, гусарский маневр нашего героя Патрик Хэд назвал «идиотским», тогда как пилот был уверен, что произошла «всего лишь несчастливая случайность».

Оправдания Ральфа – вообще отдельная история. Наверное, большим ворчуном в паддоке является Ники Лауда. Только вот австриец имел на счету не один чемпионский титул, а немец и близко к оному не подобрался (лучшие достижения – четвертые места в сезонах-2001 и -2002). За 10 лет работы в «Формуле-1» под «праведный» гнев Шуми-Р попадали все и вся.

Напарники – Физикелла – «парень, с которым невозможно ни работать, ни дружить», Монтойя -"выпендрежник, который хочет казаться крутым, но при этом ничего не представляет». Соперники – Ирвайн и Баррикелло – «Эдди и Рубенс никогда не были быстрыми пилотами. И никогда ими не станут», Жак Вильнев – «парень, который «сливает» Баттону? Я бы разделался с ним одной левой!». Журналисты – «Кто заявил, что я гей? Только пресса могла додуматься до такого!», «Если хочу проблеваться, беру журнал об автоспорте, где на обложке красуется мое имя»… Осторожничать Ральф начал лишь после перехода в «Тойоту», где ему сразу намекнули: если хочешь, чтобы сумма с шестью нулями в контракте регулярно выплачивалась, держи язык за зубами. Однако это время скоро подойдет к концу. Может, мы вновь порадуемся немецким откровениям?..

До сотрудничества с конюшней из Кельна был период кооперации с бригадой Фрэнка Уильямса. Разругавшись с Джорданом после приснопамятного Гран-при Бельгии-98 (рулевой приказал немцу не сражаться с Хиллом, тем самым подарив премьерную победу «желтых» британцу), Ральф переехал в Гроув. В дебютном сезоне за «синих» он произвел неплохое впечатление: при «пленном» моторе Supertec пилот добыл три подиума, заодно оставив не у дел напарника – бывшего триумфатора CART Алекса Занарди.

2001-й вовсе обещал стать трамплином в элиту для Шумахера: сотрудничество «Уильямса» с БМВ позволило создать конкурентоспособный болид, ликвидировав отставание в динамике развития силового агрегата. Прогресс команды материализовался в победу – премьерную в элитной карьере Ральфа – на Гран-при Сан-Марино. Чуть позже к ним добавились триумфы немца в Монреале и Хоккенхайме, что позволило спортсмену обосноваться на четвертой строке итогового протокола сезона. Годом позже Шумми-Р повторил успех, однако в локальном противостоянии уступил колумбийскому напарнику.

Продолжать бы Шумахеру кропотливую работу над шлифовкой техники, а не препираться с руководством конюшни в целях выбить финансовые привилегии и особый статус в команде, глядишь, и надежды на титул обрели бы реальные очертания. Ведь «Уильямс» два года подряд (2002, 2003) держал второе место в Кубке Конструкторов. Однако длинный язык и крутой норов пилота привели к конфронтации между сторонами. Холодная война «Ральф против остального Гроува» завершилась поражением немца. После жуткой аварии на десятом круге в Индианаполисе-2004 пилот вынужденно оставался вне игры шесть этапов, что фактически доказало жизнеспособность «синих» без высокооплачиваемого лидера.

Переход в «Тойоту» подтвердил предположения о том, что карьера Шумми-Р неуклонно катится под откос. Поведшись на громкое имя и предложив спортсмену сумасшедшей дороговизны по меркам «Ф-1» контракт, Цутому Томита в течение последующих лет не раз сокрушался в ошибочности выбора. Ведь Ральф оставался верен себе: вечно нестабилен, недоволен, тактически неграмотен. После того, как лагерь японцев покинул Оливье Панис, обнажилась и скромность вклада Шумми-Р в процесс настройки и отладки болида. Терпеть «нахлебника» в хозяйстве новый руководитель формульной команды Тадаси Ямасина не захотел, еще летом объявив гонщику о нежелании продлевать сотрудничество…

Что остается Шумахеру-младшему? Верить в то, что какая-нибудь из конюшен-аутсайдеров все-таки решится на рокировку и обратится к немцу с предложением трудоустройства. Если же чуда (иначе это событие и не назовешь, ведь места на сезон-2008 практически расписаны) не произойдет, немцу останется присматривать за шестилетним сыном Дэвидом, наслаждаться обществом жены Коры-Каролины, да слушать любимый легкий рок из магнитофона цивильного кара. Ведь вернуться за руль королевского болида главному брюзге автоспорта вряд ли удастся…