8 мин.

Черная пятница

Елена Веснина

Лена Веснина должна была проиграть Жюстин Энен, как говорится, по определению. Что и сделала — 1:6, 3:6. Но к ней никаких претензий нет, более того, Лена может быть собой довольна — она выиграла несколько очень удачных геймов и очень красивых очков, и совсем не потому, что ей помогали сетка, судьи или ошибки соперницы. Она выиграла их сама, причем так, как будто она точно знает, как можно обыграть Жюстин Энен.

Но уровень технической подготовки и опыт у Весниной, конечно, еще далеко не тот, чтобы выдерживать матчи с соперницами такого класса. Кроме того, по признанию самой Елены, ей с Жюстин на траве играть особенно тяжело. Да и потеря игровой практики не могла не сказаться – из-за последствий травмы Лена 8 турниров этого сезона заканчивала в первом круге. Досадно, конечно, что Жюстин попадается Лене в ранних матчах уже на втором подряд «Большой шлеме», мешает россиянке пройти дальше, получить нужную игровую практику, подправить рейтинг, наконец. Но радует другое — психологически Лена не проиграла.

Она ждала этого матча, пришла на него и ушла с него в хорошем настроении. Неудачи этого сезона не надломили нашу бойцовую рыбку — неизбывная оптимистка Веснина радуется уже тому, что на этот раз встреча с Жюстин состоялась в 3-м круге, а не в 1-м, как это было на «Ролан Гаррос».

Анна Чакветадзе

Проигрыш Ани Чакветадзе Микаэле Крайчек со счетом 6:7, 7:6, 2:6 вызывает очень противоречивые чувства. Классический образец женского, даже девичьего тенниса, – обе очень молоды, недавние юниорки, и старшей Чакветадзе всего 20 лет. Поэтому получилось очень нервно и слезно: Чакветадзе плакала, проиграв тай-брейк первого сета, Крайчек плакала, проиграв тай-брейк второго сета. Обеим было сложно, но обе были хороши.

Мы, конечно, надеялись и рассчитывали на Аню. Во-первых, она, обыграв в Хертогенбоше Азаренко, Гантухову и особенно Янкович, показала, что ее умный, уравновешенный, но немного неторопливый теннис очень выгодно смотрится на траве. Во-вторых, она старше и опытнее Крайчек, так как сыграла гораздо больше матчей с топ-теннисистками. Но психологически в Ане все же иногда прорывается юниорка. И что самое забавное, проявляется именно в матчах с такими же бывшими юниорками. Скорее всего, это связано с тем, что Чакветадзе заиграла по большому счету только прошлой осенью. И именно эти слишком свежие воспоминания о юниорском прошлом не позволили Ане Чакветадзе потушить огонь по имени Микаэла Крайчек.

Игру Крайчек можно назвать искрометной, зажигательной, импульсивной, даже дерзкой. Наследственность, видимо, у нее хорошая, и такой теннис особенно умиляет в исполнении 18-летней девчонки. Именно в таком стиле Крайчек и выиграла в прошлом году тот же (для нее домашний) Хербогенбош (какое совпадение), обыграв подряд Янкович, Дементьеву и Сафину. Но в силу молодости и импульсивности Микаэла еще недостаточно стабильна, поэтому пока не добралась до тех высот в рейтинге, каких заслуживает – и до которых добралась – та же Чакветадзе. Однако вчера Микаэла сумела сыграть в свою лучшую игру, особенно в третьем сете. Она бросилась в игру очертя голову, и надо же — именно сейчас линии к ее мячам были чрезвычайно гостеприимны. Что ж, удача смелых любит.

Жаль, что четвертьфинал Янкович – Чакветадзе не состоится, а Микаэле хочется пожелать такой же удачи, какая сопутствовала ей вчера. Чтобы мы увидели хотя бы четвертьфинал Янкович — Крайчек, который наверняка будет любопытным. А Аня, будем надеяться, в следующем году с третьей попытки все же дойдет до 4-го круга «Уимблдона». Но вообще должна дойти дальше.

Дмитрий Турсунов

От Турсунова мы ждали победы над Томми Хаасом. Дима два года подряд выходил в 4-й круг «Уимблдона» – и в этот раз мог. Потом его продвижение по плану должен был остановить Роджер Федерер.

Первый сет поставил больше вопросов, чем дал ответов. Дима выиграл его в одну калитку — 6:1. Всегда подозрительно, когда игроки уровня Томми вот так отдают первый сет. Обычно причиной тому то, что человек еще не проснулся и случайно вместо газа нажал тормоз, но это, в принципе, исправимо. А Турсунов удивил по-другому. Видно было, что он хорошо настроился на матч, но не сделать ни одной невынужденной ошибки за сет — это что-то из разряда «удивительное рядом». В общем сложилась ситуация, когда один сыграл очень хорошо – в то время как другой сыграл очень плохо.

Но затем Хаас, как и следовало ожидать, разобрался с педалями и выиграл второй сет — 6:4. В принципе, такое развитие событий позволяло думать, что матч, скорее всего, будет пятисетовым, а там уж кому повезет. По идее, повезти должно было Дмитрию, так как он лучше играет на траве, а обыгрывать Томми он научился еще в конце прошлого года — в их последнем матче на харде Турсунов одержал победу в третьем сете со счетом 6:1.

В следующем, третьем сете Дмитрий не осилил тай-брейк. Не повезло человеку. А потом попал в ситуацию «пан или пропал». Если бы Хаас играл вчера в четвертом сете так же, как с Колей Давыденко в Австралии, то есть на грани нервного срыва, Дмитрий, по всей вероятности, выиграл бы этот сет, а потом, возможно, и матч. Но Хаас выдержал давление. А у Дмитрия, который и так весь матч подавал хуже соперника, в четвертом сете с этим стало совсем плохо — всего 45% попадания первой подачей. И вот он, статистический итог: у Турсунова за матч в 2 раза больше эйсов — 13, почти в два раза больше удачных выходов к сетке — 31, на 14 виннерсов больше, но при этом на 11 больше невынужденных ошибок, а также 10 (!) нереализованных брейк-пойнтов.

Марат Сафин

Конечно, Сафин оставлен на десерт. Шансы его в матче с Роджером расценивались как близкие к нулю, но цифрам не всегда стоит доверять — этот матч стал настоящим испытанием для обоих.

Роджер пережил очень напряженное начало сезона с тремя нелепыми поражениями, а также очередной трепкой от Надаля. Что, безусловно, пошатнуло его душевное равновесие. Беспомощно проиграв в финале «Ролан Гаррос» после феерической победы в Гамбурге, Роджер снялся с турнира в Галле, где он первенствовал последние 4 года. Сам Роджер говорил, что это вынужденная мера, так как он очень устал физически. Но почему-то кажется, что причина в другом. Роджеру перед «Уимблдоном» срочно надо было перезарядить батарейки и, главное, разложить извилины в голове. И Роджер, надо думать, очень ответственно к этому подошел – ведь он сам признавался, что пятый «Уимблдон» для него так же важен, как первый «Ролан Гаррос». Всем понятно почему.

И тут, как назло, в 3-м круге Роджеру попадается некто Сафин. Это очень яркая, но в данный момент бывшая звезда. С карьерой, изломанной травмами и психологической неуравновешенностью. Но это тот самый человек, у которого Роджер выиграл в финале свой первый в жизни Australian Open и следом – тоже впервые – стал первой ракеткой мира. И этот тот же человек, который на следующий год помешал уже перманентно первой ракетке мира Роджеру Федереру защитить тот австралийский титул. Такие соперники не забываются.

Первый сет получился примерно как у Турсунова с Хаасом – по счету, но не по содержанию. Выглядело это так, будто Марат проводит на «Уимблдоне» первый матч и совсем не адаптировался к покрытию. Но Сафин ведь уже сыграл в Лондоне пару матчей. Причины в другом – во-первых, Марат за последнее время отвык противостоять топ-игрокам. Да и «топ-игроки» — слишком слабо сказано; этот игрок — Федерер. Во-вторых, сказалось сильное психологическое давление. Казалось бы, Марату в этой ситуации нечего терять. Но у них с Роджером слишком богатое и сложное общее прошлое, из-за чего нынешняя разница в форме и в рейтинге отходит на второй план. Обычно говорят — «ничего личного». Так вот вчера было как раз наоборот. В общем, Марат оказался в незавидной ситуации — играть на «Уимблдоне» с Федерером, который идет на повторение мирового рекорда. И все это на фоне последних разговоров Сафина о потере уверенности.

Во втором сете Марат, похоже, сказал себе — «так не годится». Да, это Федерер, это трава, а у меня колено, и я, скорее всего, проиграю, но не могу же я проиграть так позорно. Подумал — и в начале второго сета сразу сделал брейк. Однако брейк Роджером был возвращен и сделан еще один, – чтобы выиграть сет со счетом 6:4. Но зато Сафин, что приятно, храбро отыграл 6 брейк-пойнтов.

В третьем сете Марат, видимо, подумал, что неплохо пошло, и надо выигрывать сет, а дальше будет видно. После этого он крепко держал свою подачу аж до тай-брейка. Но вот с тай-брейками у Марата беда. Сейчас его показатель за сезон – 8 выигрышей и 10 проигрышей, а у Федерера, напротив, положительный баланс — 10-3. Ну и совсем неудивительно, что Роджер на тай-брейке расподавался эйсами, причем регулярно по центру. Удивительно другое — Марат про центр заметил, но почти ни одного не поймал.

Этот матч произвел, тем не менее, приятное впечатление. Хоть Марат и не любит траву, это не значит, что он на ней играет не умеет. Просто ему травяной практики и, главное, желания этой практики не хватает. В матче он повел себя как хороший ученик, прибавлял по ходу — 1:6, 4:6, 6:7. Прямо как Надаль в финале «Уимблдона» в прошлом году — 0:6, 6:7, 7:6, 3:6. Просто у Надаля нет проблем с уверенностью, поэтому один сет он все-таки взял. Сложилось даже впечатление, что если бы матч проводился, например, из семи сетов, то Марат вполне мог бы его выиграть. А что? Во втором сете он научился делать брейк, в третьем научился держать свою подачу, а совместить все это у него просто времени не хватило. А Роджер, кажется, это чувствовал, поэтому держал ухо востро и на тай-брейке проявил всю твердость характера.

К этому можно добавить еще одно — этот матч обоим пойдет на пользу. У Марата определенно должен случиться прилив уверенности — даже при всех накладках с его стороны, с Федерером на траве он боролся на равных. И Роджер тоже получил положительный заряд, так что как минимум до финала с Надалем, если он будет, Роджер может жить спокойно.

Ксения ВИТРЯК