10 мин.

Мгновение, которое решает все

Счет на сантиметры

«Чикаголенд Спидвей» – трасса для современного «Индикара» знаковая. На то есть две причины: три из пяти самых плотных финишей в истории серии состоялись именно здесь, и гонка в Иллинойсе на протяжении трех лет закрывала чемпионат, иногда определяя имя чемпиона серии на последнем круге. В сезоне-2009 этап PEAK Indy 300 был перемещен на последние выходные августа и превратился заодно в вечернюю гонку. К счастью, только этим ограничились изменения, коснувшиеся одного из самых ожидаемых заездов года – плотная и напряженная борьба бок о бок никуда не исчезла.

Можно было не ждать сюрпризов от пятничной квалификации: и так было очевидно, что преимуществом будут владеть гранды – «Пенске Рейсинг» и «Чип Гэнасси Рейсинг». На этот раз настройки были лучше у флотилии Капитана Роджера – Райан Бриско и Хелио Кастроневеш захватили первый ряд стартового поля, оставив соискателей чемпионского титула Скотта Диксона и Дарио Франкитти на шестой и третьей позициях. Опыт Кентукки, однако, подсказывал, что в гонке фаворитам будет не так просто.

На этот раз роль Эда Карпентера попробовали взять на себя сразу несколько пилотов, но их усилия были тщетны, хоть иногда и казалось, что окончиться заезд может сенсацией. Очень хорошо выглядел Томас Шектер, компенсировавший отставание в технике своим напором, агрессивностью и патологическим желанием идти на риск. Вперед южноафриканец продвигался медленно, но неотвратимо, и к моменту выброса второго коушена на 113 круге он занимал третье место. Увы, но тут в «Дрейер & Рейнбольд» допустили решающую ошибку. В то время как почти весь пелотон поехал на пит-стопы (предыдущая серия прошла 15 кругов назад), Шектер и Тони Канаан остались на трассе, рассчитывая непонятно на что. После рестарта оба быстро начали «сыпаться», затем им пришлось раньше остальных заезжать на заключительную дозаправку, и к решающему моменту гонки Томас прозябал за пределами Топ-10. Авария Хелио Кастроневеша из-за механической поломки дала Шектеру неплохой шанс, и заключительные десять кругов гонки он провел выше всяких похвал, вырвавшись на восьмое место. Канаан, кстати, финишировал 13-м и после гонки готов был рвать и метать. Неосторожный маневр товарища по команде Марко Андретти заставил его убрать ногу с педали газа и проиграть несколько позиций. Выбравшись из кокпита, бразилец подступил к Майклу Андретти, но тот решил ограничиться молчанием. А ведь не впервые на его сына поступают жалобы по поводу неаккуратного вождения.

Грэм Рейхол и Марио Мораеш по праву присоединяются к Шектеру как гонщики, бросившие вызов красно-белой гегемонии на овалах. Молодежь проявила себя в Чикаго на ура, не допустив ошибок. Будь ребята поопытнее, кто-то из них вполне мог праздновать на «Аллее Победы», а так Мораеш радовался лучшему финишу в карьере (в Сономе, напомним, он был четвертым, а на этот раз стал третьим), а Рейхол долгожданному попаданию в пятерку.

Ну а что же фавориты? Первый отрезок четверка Пенске и Гэнасси плотной стайкой шла впереди пелотона, но встрепенуться заставили проблемы у Бриско. Пит-стоп под желтыми затянулся из-за проблем с заправочным оборудованием, и австралиец очутился на восьмой позиции. Рестарт – и он уже десятый. Поклонникам Райана впору было пить валерьянку, но с помощью волшебной кнопочки «ассистент обгонов» Бриско начал процесс реабилитации. Немногим меньше 20 нажатий оставалось у него к тому моменту, и весь свой запас Райан израсходовал на то, чтобы вернуться в борьбу за победу. Одно нажатие у него все-таки осталось, и свою великую роль оно сыграло, когда на трассе завязалась финишная мясорубка.

Итак, после аварии Кастроневеша рестарт был дан на 190 круге из 200. Впереди одной линией идут Диксон, Бриско и Франкитти. Бриско может сожалеть, что его товарищ по команде уже вне гонки – на его помощь драфтом можно было смело рассчитывать, однако не факт, что и пилоты «Гэнасси Рейсинг» будут взаимодействовать друг с другом – они, скорее, соперники, чем партнеры. Но все же в их пользу говорит очень весомый аргумент – оба еще по 15 раз могут воспользоваться «ассистентом обгонов», в то время как Бриско должен подгадать идеальный момент, чтобы использовать свой последний «патрон».

Шесть кругов до финиша – Франкитти начинает поглощать группа преследования, в которой рубятся Рейхол, Андретти, Мораеш и Карпентер, еще три круга спустя ситуация накаляется до предела: Бриско удается поравняться с Диксоном, а на задней прямой третий ряд организует болид «Ньюман/Хаас/Лэниган». Диксон и Рейхол напропалую тратят заряды своих «помощников», а австралиец продолжает выжидать. Знал ли что-то Райан наперед, или ему просто повезло, но перед уходом на последний круг он использовал последнее нажатие, снова поравнялся с Диксоном, а в третьем повороте Мораеш дал ему импульс, которого хватило до финишной черты. Бриско буквально выцарапал четвертую победу в сезоне, опередив действующего чемпиона серии на 0.0077 секунды – этот отрыв занял свое достойное место в книге рекордов «Индикара».

25 и 32 очка проигрывают теперь Франкитти и Диксон лидеру общего зачета. Это достаточно много, учитывая, что в календаре чемпионата осталось всего две гонки, однако измениться может еще очень многое. «Нам нужно сохранять концентрацию, – заявляет Бриско, уверенный, что в Мотеги и Хоумстэде машины «Гэнасси Рейсинг» будут очень сильны. – Сегодня мы совершили пару ошибок, что отбросило нас назад по ходу гонки. Такого не должно повториться».

И смех, и грех, или мечты сбываются

Рассказывать о недавнем этапе NASCAR Nationwide Series на автодроме имени Жиля Вильнева можно в двух совершенно разных ключах. Уж больно неоднозначной вышла гонка – есть над чем погрустить, но есть и чему порадоваться. Однозначного критерия оценки самого длинного заезда в истории серии (из-за событий, описанных ниже, заезд длился почти четыре часа) быть не может.

Дорожные гонки в NASCAR не обходятся без участия известных гонщиков из других серий. Монреаль в этом году заткнул за пояс даже этапы «Кубка «Спринт» в Сономе и Уоткинс-Глен – настолько интригующе выглядел заявочный лист. Основные симпатии местных болельщиков, безусловно, принадлежали Жаку Вильневу, который получил приглашение от сильной команды Тодда Брауна, но поболеть канадцам было за кого и кроме чемпиона «Формулы-1» 1997 года. На отчетном этапе дебютировал пилот «Индикара» Алекс Тальяни, но его шансы на успех были изначально невысоки: «Макдональд Моторспортс» в последнее время явно отстает от грандов по техническому оснащению. Также в числе участников значились пилоты канадского чемпионата сток-каров – Canadian Tire Series – Эндрю Рэйнджер (засветившийся в свое время в «Чампкаре»), Ди-Джей Кеннингтон и Жан-Франсуа Дюмолин, а также легендарная фигура для любителей эндурансов – Рон Феллоус. Помимо этого среди фамилий гонщиков нельзя было не заметить Маркоса Эмброуза, без сомнения лучшего специалиста по роуд-курсам в NASCAR, Бориса Сэда, Макса Паписа, Патрика Карпентье, Энди Лалли, Джи-Ара Фитцпатрика... Да уж, по именам гонка была внушительной!

На деле же в Монреале едва не произошла катастрофа, спровоцированная погодой, гонщиками и судьями. Ни для кого не стал сюрпризом дождь, который сопровождал и практику, и квалификацию. Дождевые покрышки свое доброе дело сделали, но все равно результаты сессий выглядели весьма причудливо. За судьбу воскресной гонки было тревожно, но началась она хоть и в пасмурную погоду, дождик пошел только за 13 кругов до конца. Что было до этого – отдельная история. Коушен на коушене, краткие перебежки от желтого флага к желтому. Смотреть на это было очень тяжело, так как зачастую дирекция гонки перестраховывалась и выпускала пейс-кар в ситуациях, когда этого можно было избежать. Всего один длинный отрезок прошел пелотон – с 30 по 49 круг, и это стало настоящей отрадой для измученных болельщиков, ну а затем в ход событий вмешалась непогода.

По правилам NASCAR в случае дождя гонка останавливается на пять минут красным флагом, за время которого команды могут поставить дождевую резину, подкорректировать настройки и установить «дворники» на лобовые стекла машин. После этого гонка возобновляется в режиме желтого флага, предваряющего рестарт. Пока шла эта волокита, дождик прекратился, так что условия на трассе были не такими жуткими, как год назад. И все же гонщики умудрились устроить клоунаду, так как под зеленым флагом гонка не смогла пройти и пары кругов. Рестарты в два ряда, низкий уровень одних гонщиков и безбашенность других провоцировали веселые аварии. Судьи в панике выбрасывали желтый флаг, и на рестартах все начиналось по новой. Честно, за NASCAR было немного стыдно – то, что происходило в те минуты, гонкой назвать язык не поворачивается. Если кто и спас зрелище, так это лидеры. Пока позади почти в каждом повороте оставались растерзанные машины, они вели увлекательную борьбу за победу.

Наиболее высоко котировались шансы Эмброуза. Он доминировал большую часть дистанции, а на сыром покрытии чувствовал себя увереннее, чем кто бы то ни было. За вторую позицию на заключительных кругах сражались три гонщика – Рэйнджер, и претенденты на чемпионский титул Карл Эдвардс и Кайл Буш. Главным действующим лицом на рестартах выступал именно Эдвардс. Он не раз в своих интервью повторял, что одной из главных задач на сезон для него является победа в дорожной гонке, и потому в Канаде он действовал особенно напористо, зачастую не совсем корректно, благо, что Рэйнджер также не собирался вежливо расшаркиваться перед чемпионом-2007 и пропускать его вперед. Вскоре после одного из рестартов Карл с Эндрю так увлеклись, что уступили Бушу, но тот явно испытывал проблемы с удержанием машины на треке, и по этой причине быстро ехать не мог. Статус-кво был восстановлен к последнему рестарту, который был дан за два круга до финиша, и многое решилось именно в этот момент.

Эмброуз из огромного числа рестартов не проиграл ни один. Не проиграл и последний. А Рэйнджеру снова пришлось обороняться от Эдвардса, и на этот раз он решил действовать максимально жестко, словно отвечая за предыдущие контактные атаки гонщика «Рауш-Фенвэй Рейсинг». Канадец начал буквально выдавливать своего оппонента на траву во втором повороте и в результате устроил небольшой затор. Карл отодвинул соперника и просочился мимо него, а в середине медленного виража началась какая-то вакханалия. Развернули Буша, развернули… Да много кого развернули! В общем, образовалась куча-мала из машин, пытающихся разъехаться, а Эмброуз и Эдвардс были уже далеко.

Масштабный завал моментально отошел на второй план, так как неожиданно выяснилось, что Карл едет быстрее лидера. На последнем круге он уже дышал в спину Эмброузу, позиции которого более не выглядели незыблемо. Пару раз Эдвардс касался заднего бампера «Тойоты» №47, и даже показалось, что он не станет гнушаться контактом, но были ли у него на самом деле такие дурные мысли, никто никогда не узнает. Австралиец спасовал сам. За два поворота до клетчатого флага Маркос слишком жестко атаковал поребрики, промахнулся мимо апекса, а его соперник был тут как тут. Верная победа уплыла из рук гонщика, который вроде бы и не мог ошибиться. Потрясающая развязка – Эмброуз попробовал отыграться, но было поздно, и на финише он уступил Карлу всего-то четыре десятых секунды – для дорожных трасс это сущая мелочь.

Кайл Буш, пострадавший в завале на 74 круге, умудрился прорваться на итоговую десятую позицию, но все равно Эдвардс смог значительно поправить свое положение в общем зачете. 192 очка отделяют его от Кайла, который впервые с третьего этапа не смог пролидировать ни круга. Неужели интрига в чемпионате еще может возродиться?

Нельзя не отметить четвертое место Вильнева, который проехал аккуратную и безаварийную гонку. На середине дистанции команда серьезно ошиблась с тактикой, но затем на трассе начался такой хаос, что промашка с выбором момента второго пит-стопа не оказала никакого влияния на итоговый результат. Соотечественник Вильнева Дюмолин совершил просто геройский поступок. Последние два круга дистанции он проехал на дымящейся развалине, в которую после жутких передряг превратился его автомобиль, и умудрился финишировать восьмым. Канадские болельщики по достоинству оценили результаты своих любимцев из провинции Квебек. Рейнджер, кстати говоря, финишировал третьим.

В общем и целом, гонка в Монреале оставила много вопросов, адресованных, прежде всего, Ассоциации, которая, дав добро на проведение дождевых гонок, не пытается должным образом подвести их под стандарты тех чемпионатов, для которых гоняться в непогоду привычное дело. Многое еще нужно решить, многое еще надо улучшать. Будем верить, что в NASCAR трезво смотрят на вещи. Такого Монреаля нам больше не надо.