5 мин.

Второй шанс Валенсии

Промоутер «Формулы-1» Берни Экклстоун, как известно, прозорлив и дальновиден. Иногда его речи и поступки кажутся немного странными, однако во многих из них прослеживается четкий принцип: выше популярность – больше денег. Многоходовые комбинации с продажами телевизионных прав и постоянным расширением географии чемпионата служат прекрасной иллюстрацией деятельности Берни – он знает, чего хочет, и, как правило, добивается этого. Однако главное свойство этого старика – чутье на перемены. Конечно, по прошествии нескольких лет многие замыслы Экклстоуна кажутся очевидными, простыми и понятными, но в тот момент, когда дела англичанина еще не закончены, понять его конкретные цели не всегда представляется возможным.

Например, Гран-при Европы, бывший много-много лет назад эдакой почетной приставкой к одному из этапов чемпионата мира, в начале 80-х годов успешно материализовался в самостоятельную единицу, а еще через десяток лет стал очень удобной товарной маркой. Берни довольно быстро смекнул, что проводить две гонки в одной стране, где популярность «Формулы-1» просто зашкаливает, иногда выгоднее, чем пытаться покорить новый рынок. Поэтому в свое время Гран-при Европы крепко осел на «Нюрбургринге», став второй домашней гонкой для очень популярного немца Михаэля Шумахера, а после ухода семикратного чемпиона мира из «Ф-1», взгляды Берни устремились в сторону Испании, где «алонсомания» полностью захватила Пиренейский полуостров. Шумахер ушел по окончании сезона-2006, а уже в 2007-м Берни подписал контракт с Валенсией. Как раз в тот момент, когда телевизионные рейтинги «Формулы-1» в Германии резко упали.

Впрочем, Берни не был бы самим собой, если бы не хотел чего-то особенного. Он прекрасно разбирается в предпочтениях зрителей, поэтому строительство очередного стационарного автодрома его не сильно прельщало. Гораздо интереснее выглядела идея создания очередной «средизимноморской жемчужины». Городской трек, обладающий аурой и магией Монте-Карло, однако более живой в плане спортивных результатов, казался идеальным решением. Судите сами: в чемпионате мира появляется еще одна трасса на берегу моря, толпы фанатов располагаются вдоль барьеров (как на некоторых американских и австралийских этапах в других гоночных сериях), что создает ощущение сопричастности зрителей к гонкам и близости к болельщикам пилотов. Сама же трасса должна быть скоростной, но с жесткими торможениями – вроде Монреаля, – местами для обгонов, но закованной в отбойники, чтобы парни в кокпитах не слишком расслаблялись. В общем, и организаторы Гран-при, и Берни Экклстоун, да и общественность хотели получить такой автодром, который сочетал бы в себе самые удачные черты лучших гоночных колец мира.

Впрочем, попытки создать самую интересную трассу уже были в прошлом. Например, французский автодром «Маньи-Кур» когда-то проектировался согласно пожеланиям гонщиков, и часть поворотов была взята из профилей других трасс. Как складывается его судьба – хорошо известно. Никому не нужная трасса, расположенная в деревенской глуши, на которой нормальный, качественный обгон – редкость, рано или поздно должна была вызвать недовольство Экклстоуна.

Валенсию такая судьба еще не постигла, но хорошие ингредиенты еще не обещают успеха: если смешать майонез, конфеты и вино, то это не значит, что получится вкусное блюдо.

Строительство автодрома было завершено очень быстро – уже на следующий год после подписания соглашения с Берни, организаторы провели первый Гран-при Европы в Валенсии. Однако после финиша, общественность лишь недоуменно чесала затылки – это и есть то невероятное событие, которым нас кормили все время до его дебюта?

Организаторам тоже было над чем задуматься. Вместо ауры Монте-Карло, где большинство жителей ходит в белых штанах, а в бухте громоздятся белоснежные яхты, в Валенсии зрители увидели портовый город, с куцым количеством тех самых яхт, с мостом, который позорно несостыковывался с дорожном полотном самой трассы, и самое главное, с гонкой, где главными событиями можно было назвать успешную попытку Накадзимы стать самым ненавистным человеком в Испании за таран болида Алонсо, а также опасный выезд Массы из боксов навстречу несчастному Сутилю. Где же, где же вы, чудесные сражения за место под солнцем, за очки, за победу? Нет, всего этого не было – болельщики получили главный обман года.

И неважно, что профиль трассы сам по себе довольно интересен, что три раза по ходу длинного круга, включающего в себя 25 поворотов, болиды разгоняются до 300 км/час, и что жесткие торможения довольно сильно влияют на износ тормозных дисков… Когда нет зрелища – все остальное вторично. Тем не менее, Герман Тильке, проектировавший трассу, считает, что столь невыразительный Гран-при оказался результатом неудачно вставших на небе звезд.

Не исключено, что из-за прошлогодней скукотищи (а не только из-за слабых результатов «Рено» в сезоне-2009) билеты на гонку поначалу раскупались из рук вон плохо. Но авария Массы, дисквалификация команды Алонсо и слухи о временной замене бразильца на испанца, а после – возможное возвращение Михаэля Шумахера, – сделали свое дело, и интерес к гонке вернулся. Конечно, Шумахер все-таки ни на какой «Феррари» уже не поедет, но билеты обратно не принимаются, и дело с концом.

Но так получилось, что и кроме немца есть за кем последить во время уик-энда. Увольнение Нельсона Пике из «Рено» и дебют «швейцарского француза» Ромена Грожана, еще один домашний Гран-при для Алонсо, наконец, выступление в составе «Феррари» преданного тест-пилота Луки Бадоера – это не может быть неинтересным. Хотя, конечно, гонки паровозиком на фоне портовых кранов второй год подряд вряд ли удовлетворят даже особых формульных гурманов.

Интерес в Валенсии представляет погода, от которой зависят надежды «Брауна» и «Ред Булл». Синоптики обещают жару и улыбающегося Дженсона Баттона, а это значит, что коллектив Росса Брауна все еще имеет шансы удержаться во главе пелотона. Правда, над болидом работали не только парни из Брэкли, но их друзья из Милтон-Кейнса. «Ред Булл» давно трудится над улучшением характеристик RB5 на сухой и хорошо прогретой трассе, поэтому Гран-при Европы станет очередным экзаменом и для подопечных Кристиана Хорнера и Эдриана Ньюи.

К удовольствию зрителей, спор за победу в отдельно взятых гонках решают не только пилоты вышеназванных конюшен. «Макларен» и «Феррари» наверстывают свое семимильными шагами, а их KERS –та еще штучка. Никакой поул не защитит гонщика от стремительных атак Хэмилтона или Райкконена на длинной стартовой прямой, если эта парочка окажется рядом. Поэтому даже с первых линий стартовой решетки парни из «Брауна» и «Ред Булл» наверняка будут нервно оглядываться на ухмыляющихся соперников из Скудерии и «серебряных стрел». Кстати, для «Макларена» и его главного партнера-акционера «Мерседеса» Гран-при Европы будет юбилейным, 250-м, с момента начала сотрудничества в 1995-м году, так что дополнительная мотивация команде обеспечена. Правда, в «Формуле-1» есть старое неписаное правило: всяческие юбилеи обычно проходят не очень хорошо…

«Рено» к этой гонке готовится не меньше, а может и активнее других. Гора новинок должна помочь сделать большой шаг вперед – команда явно надеется на повторение прошлогоднего рывка, и если гонку Алонсо не решит какой-нибудь «Уильямс» во время стартовой толчеи, или собственные механики не забудут прикрутить колесо, то Фернандо может удивить многих.

Впрочем, как и сам Гран-при. По одной неудачной гонке слишком строго судить нельзя – вдруг в этом году заезд пройдет не в пример веселее и интереснее. Впрочем, все станет известно уже к вечеру воскресенья. А ровно до тех пор фанаты дают Валенсии второй шанс…