6 мин.

Шанс на спасение. Как русские вратари играли в «Эдмонтоне»

Евгений Белошейкин, сезон-1991/92

Вратарь от бога, такие рождаются нечасто, человек по таланту превосходящий Третьяка… Это все не фантазии журналистов, а слова Виктора Тихонова и Владимира Васильева, работавших с игроком в ЦСКА и сборной СССР. История Белошейкина может стать наглядным пособием для нынешнего поколения юных звездочек, которые теряют связь с реальностью после первых побед. Из ЦСКА его отчислили за неоднократные нарушения режима (говорят, что спиваться Евгений начал после развода с неверной женой, хотя он и до этого закладывал за воротник), и в 25 лет он оказался на самом дне. Без клуба и денег, с травмированным коленом, падающим зрением и вшитой под кожу ампулой от алкоголизма.

«Моя первая жена меня по сути обобрала, оставив в чем мать родила. А тут еще перенес операцию на колене. В общем, стал выпивать сильно, а отсюда и «результат». Мне тогда вообще хотелось расстаться с хоккеем. Вообще на себе крест поставил, ведь у меня душевная травма», – рассказывал Белошейкин еженедельнику «Хоккей» в одном из редких интервью.

Чем он заинтересовал «Эдмонтон» летом 1991-го, понять сложно. Возможно, до скаутов «Ойлерс» дошли разговоры о классной игре Белошейкина в суперсерии СКА против клубов НХЛ, а может, они задрафтовали некогда перспективного вратаря на всякий случай. Мало ли чего в жизни бывает.

«Если окажусь в НХЛ, деньги с контракта буду перечислять своему первому тренеру Тоболкину на детскую форму. Знаю этого человека, уверен, что форма не уйдет налево», – отмечал игрок. До контракта с «Эдмонтона» дело не дошло. Писали, что во время предсезонки он выглядел не хуже Гранта Фюра, которого той же осенью обменяли в другой клуб, но «нефтяников» не устроило состояние колена Белошейкина. После трех матчей за фарм-клуб (два поражения, 12 пропущенных шайб) он вернулся в Санкт-Петербург, где продолжил спиваться. Осенью 1999-го, когда Евгению было лишь 33 года, его нашли повешенным на собственном брючном ремне в комнате общежития.

Михаил Шталенков, сезон-1998/99

Еще в сентябре 1998-го российский вратарь был игроком новичка лиги «Нэшвилла», забравшего его с драфта отказов «Анахайма», но за пару дней до старта сезона Шталенковым заинтересовались в «Эдмонтоне». После потери Джозефа «нефтяникам» нужен был надежный голкипер на замену Бобу Эссенсе, и Михаил на эту позицию подходил идеально. Он успел зарекомендовать себя в лиге, имел небольшой кубковый опыт и неплохо провел Олимпиаду, выиграв со сборной России серебряные медали.

«Я провел за «Нэшвилл» почти все выставочные встречи, и на равных со мной конкурировал только молодой вратарь Майк Данэм, взятый из «Нью-Джерси». И вот, когда мы летели в Вашингтон на очередной контрольный матч, один из руководителей команды сообщил, что теперь я не «хищник», а «нефтяник». В самолете у меня было шоковое состояние. Сразу навалилось много проблем: в очередной раз менять место жительства, забирать сына из старой школы, в которой он проучился лишь пару недель, и устраивать в новую», – признавался Шталенков «Спорт-Экспрессу».

Спустя несколько месяцев вратарю опять пришлось паковать чемоданы и менять местожительство. Шталенков уверенно провел начало регулярки-1998/99, став одним из «виновников» сенсационного старта «Ойлерс», но затем перестал выручать и побеждать. В феврале на место россиянина из фарм-клуба подняли Стива Пассмора, а после того, как вратарь провалил два матча подряд, его за бесценок (пятый раунд драфта) отдали «Финиксу». В плей-офф первым номером «Эдмонтона» был уже Томми Сало, приобретенный прямо перед дедлайном. Итоговые показатели Шталенкова не впечатляют – 34 матча, 12 побед, 89,6% отбитых бросков.

Александр Фомичев, сезон-1999/00 – 2001/02

Немногим раньше Шталенкова в системе «Ойлерс» появился другой российский вратарь – Фомичев. Едва получив школьный аттестат, 18-летний воспитанник московского «Динамо» рванул за океан в одну из юниорских лиг. Европейских голкиперов тогда драфтовали неохотно, а так у него появлялись хоть какие-то шансы. Скауты «Эдмонтона» заметили его, в общем-то, случайно. Клуб просматривал Майка Комри и Джейми Лундмарка, но игра Фомичева в AJHL впечатлила «нефтяников». Он ушел в девятом раунде драфта, а летом 1999-го подписал профессиональный контракт новичка. Фомичев пять раз ездил в тренировочный лагерь «Ойлерс», попробовал себя во всех возможных североамериканских лигах – от АХЛ до ECHL, выиграл чемпионат WHL с «Калгари Хитмэн», но до основного состава «Эдмонтона» так и не добрался.

«В Америке я использовал все свои резервы и в итоге уперся головой в стену. После шести сезонов, поведенных там, я подписал контракт с «Эдмонтоном», и буквально сразу после этого в клубе полностью сменилось руководство. А новая метла, как известно, по-новому метет», – объяснял Фомичев.

В России он доиграется до вызовов в сборную и бронзы суперлиги с «Авангардом», а затем резко сдаст. Два последних сезона Александр провел в ВХЛ, а этой осенью 34-летний голкипер вообще сидит без работы.

Николай Хабибулин, сезон-2009/10 – 2012/13

Подписание Хабибулина – одна из самых сомнительных, если не самая, сделок в истории «Ойлерс». За 15 миллионов, которые полагались россиянину за 4 сезона, канадский клуб получил немолодого и травматичного вратаря, неспособного на глобальные подвиги. Редкие чудеса Хабибулину удавались – его сэйвы несколько раз попадали в топ-10 недели и даже года – но поддерживать такой уровень в силу возраста и проблем со спиной он не мог.

В одно время его контракт даже хотели выкупить, а всего за время выступлений в провинции Альберта голкипер одержал 33 победы в 117 матчах и ни разу не дотащил команду до плей-офф. В своем последнем сезоне за «нефтяных» Хабибулин смотрелся даже хуже Дубника, а это сигнал к тому, что пора заканчивать.

Илья Брызгалов, сезон-2013/14

Крэйг Мактавиш долгое время опровергал слухи о переговорах с Брызгаловым, хотя именно вариант с приглашением оставшегося без клуба вратаря был самым очевидным, но когда «Ойлерс» стали худшими в лиге по числу пропущенных шайб, сделка состоялась. Ни один из голкиперов «Эдмонтона» ожиданий не оправдал, а ждать, что кто-то из них в итоге заиграет иначе, было наивно. Если оставить шуточки об увлечениях Брызгалова в стороне, стоит признать, что варианта лучше, чем «нефтяники», найти было сложно.

Это не история с «Питтсбургом», где бы ему пришлось сидеть за Флери и получать по 3-4 игры в месяц – здесь все зависит только от него. Никакого давления, минимум ответственности за результат. Там будут рады любому вратарю, который будет хотя бы ловить броски от синей линии и иногда выручать, а Илья получит много игровой практики, так как серьезных конкурентов у него нет. И в то же время расслабиться себе Брызгалов не позволит. Еще один шанс заиграть на высоком уровне он может и не получить, а завершать, в целом, неплохую карьеру ему еще рано.

Брызгалов об «Эдмонтоне»