11 мин.

Динамо. 7 историй о том, как баскетболисты «Динамо» пытаются отсудить свои зарплаты

История № 1. По-хорошему

Этой истории гораздо больше двух лет, но почти два года назад она воспринималась совершенно иначе.

В 2010-м команде «Динамо», представленной учреждением МБК «Динамо» (2005-2010), запретили участвовать в ПБЛ из-за накопившихся задолженностей. Клуб сменил юрлицо (теперь это было «Частное учреждение БК «Динамо-Москва»), набрал молодых игроков, которым не хватало времени в других клубах, и в последний момент присоединился к новой лиге.

В интервью Sports.ru, которое так и не было опубликовано, бывший генеральный директор Геннадий Дроздов так объяснил причины своего ухода (гендиректором стал бывший президент клуба Евгений Гомельский):

«Я видел, что у нас нет дальнейшего пути развития, я имею в виду финансового, нет финансовой стабильности и вложения в новых игроков, после этого, конечно, опускаются руки. Я тогда еще для себя понял, что пришло время уходить».

Та команда была одной из самых любимых в истории чемпионатов России: практически все сопереживали молодым парням, пытающимся прыгнуть через голову. И окончательно влюбились в пионеротряд тренера Базаревича, когда стало известно, что и в новом учреждении денег не платят. Это была романтическая эпоха коммунизма: время от времени парни начинали роптать, но что-то пересиливало, и они продолжали выходить на площадку. И иногда выигрывать. Вряд ли будет преувеличением сказать, что те победы запомнились динамовским болельщикам едва ли не больше, чем выигрыш Кубка УЛЕБ.

Вот что после победы над УНИКСом написал самый известный динамовский болельщик сайта:

«12 секунд – куча времени, но Веремеенко получил мяч из аута и пошел в забитую краску обыгрывать подвижного Жуканенко. Само собой он там зарылся, мяч выбросил неудачно, скачущий по дужке мяч сбивает прыгнувший как никогда в жизни Домани, мяч вылетает в поле. Как он из суматохи вылетел к Минарду – я не видел. Да и вообще мне показалось, что это Маккарти, но подумать о плохом я не успел. На него полетел Губанов, но у него шансов достать мяч не было. Мяч сам поскакал по дужкам, ударился о щит, о чьи-то руки... все, сирена. ВСЕ! Трибуны беснуются, игроки носятся по площадке… мы выиграли! Мы выиграли один матч! Который стоит половины сезона.

Мы выиграли этот матч в защите, забив в нападении, что смогли. В защите вырвали такую нужную победу, отдав всех себя. Молодцы, парни. Они сами сегодня были счастливы, может быть, даже больше болельщиков. Наверняка это мгновение дороже любой зарплаты».

«Динамо» продержалось до конца сезона: генеральный директор Евгений Яковлевич Гомельский поставил под удар свое имя и репутацию, поручившись перед ПБЛ и РФБ, и те дали команде возможность доиграть. Когда сезон заканчивался, не было уже той энергии, что отличала удивительные победы, зато остались опустошение и резонные вопросы. После сезона Гомельский повлиял на игроков еще раз и вновь дал обещания, которые были подкреплены лишь его авторитетом: убедил игроков не подавать в суд и поверить ему. Теперь уже не на слово: после сезона были сделаны акты сверок по задолженностям, предоставлены гарантийные письма.

За весь сезон игроки «Динамо» получили лишь одну-максимум две зарплаты, но согласились ждать дальше.

Тем летом «Динамо» так и не смогло привлечь спонсоров (ВТБ не рискнул взваливать на себя несколько миллионов долларов долгов, оставшихся от МБК «Динамо») и было исключено из ПБЛ, но все же сохранило существование:

«Рад сообщить, что, несмотря на многочисленные долги, клуб точно не прекратит своего существования и в новом сезоне выступит в высшей лиге. Это главное. Ну а через годик-другой, может, и в ПБЛ вернемся», – Евгений Гомельский по-прежнему источал оптимизм.

Клуб удалось сохранить именно благодаря тому, что никто из игроков не пошел в суд. Только вот денег так и не было. В октябре 5 тысяч рублей пришли на счет Дмитрия Домани. В декабре Кейру, Заворуеву, Хвостову, Воронову, Жуканенко – то есть тем, кто мог рассматриваться в качестве кандидатов на олимпийские игры – перечислили по 20 тысяч. Через некоторое время, наконец, Евгений Гомельский открыто заявил, что больше денег не будет и о дальнейших выплатах можно забыть, а игроки – в том числе Дмитрий Домани, Евгений Воронов, Дмитрий Хвостов, Виктор Кейру, Никита Шабалкин, Сергей Моня, Сергей Быков, Алексей Саврасенко, Юрий Васильев – в марте 2012-го пошли в суд.

«На последнем командном собрании не было уже ни Гомельского, ни Дроздова. В дальнейшем они избегали встреч и звонков. В редких приватных беседах продолжали обещать, что все будет выплачено. Но поступали смешные суммы: через какое-то время мы поняли, что по-хорошему не договориться», – объясняет Евгений Воронов.

История №2. Сроки прошли

В мае 2012 года Савеловский суд Москвы принял коллективный иск 13 игроков баскетбольного клуба «Динамо» и к учреждению МБК «Динамо», и к частному учреждению МБК «Динамо-Москва».

Для адвокатов МГО ВФСО «Динамо», учредителя обоих юрлиц, это стало полнейшим сюрпризом: обоих учреждений уже не существует, поэтому и взыскивать, по их мнению, было уже не с кого. Началось разбирательство с ходатайства ответчиков: представители МГО «Динамо» просили отказать в исковых требованиях в связи с тем, что игроки пропустили срок для обращения в суд. Срок обращения составляет три месяца с того момента, как стало известно о задолженности, и только благодаря актам сверки, гарантийным письмам и тому, что в декабре были произведены выплаты, сроки были продлены и восстановлены: началось рассмотрение.

История №3. Кто эти люди?

Теперь представители МГО «Динамо» удивились еще больше: организация отказалась признавать баскетболистов бывшими игроками «Динамо», а Евгений Гомельский заявил, что не признает свою подпись под частью договоров, актов сверок и главным гарантийным письмом.

Соответственно, и содействовать процессу они не собирались: клуб не выдавал трудовые контракты, заверяя, что у игроков их не было, и не предоставлял документы, связанные с бухгалтерией.

«Судебные процессы постоянно откладываются и становятся все смешнее и смешнее. На прошлом заседании господин Дроздов вроде бы упал в обморок, поэтому слушание опять перенесли. Летом господин Гомельский заявил, что не подписывал с нами контракты, каких-то людей вообще не знает», – рассказывает Василий Заворуев.

В итоге игрокам самим пришлось запрашивать из РФБ соглашения и бегать по банкам, чтобы собирать все выписки о перечислениях. Ну и провести экспертизу, выводы которой просты: подписи на гарантийных письмах принадлежат Евгению Гомельскому.

Правда, если кто-то мог подумать, что на этом поставлена точка, то он явно недооценил фантазию представителей МГО «Динамо». Теперь они утверждают, что, возможно, подпись и принадлежит президенту и генеральному директору обоих учреждений, но документы все равно были подделаны, так как подписи были сделаны на чистых бланках.

История №4. Все ради победы

«Доводы, которые они преподносили – судья была на грани смеха. Но смотреть на это и смешно, и грешно. Был момент, что адвокаты со стороны «Динамо» встали и сказали, что больше не будут защищать их интересы, потому что им стыдно. Это просто цирк, по-другому и не назовешь», – емко характеризует происходящее Евгений Воронов.

Элементы циркового представления усиливали и проблемы с памятью, которые, как выяснилось, у ответчиков исчезают под воздействием патриотических чувств. Накануне Олимпийских игр представители «Динамо» узнавали Хвостова, Моню и Воронова: игроков сборной выделяли и обещали, что задолженности перед ними непременно будут погашены. Те выступали в суде и помимо прочего говорили о том, что им предстоит представлять родину, а вот мысли о долгах и продолжающихся судебных заседаниях могут отвлекать. Эмоциональность заседаний тронула всех, и очередные обещания были даны.

Через два дня после окончания Игр в суд поступило знакомое ходатайство: клуб не признал и Моню, Воронова и Хвостова игроками «Динамо».

История №5 Судебный пинг-понг

Поняв, что клуб намерен затягивать процесс до бесконечности, игроки обратились не только в суд, но и в прокуратуру. Но это лишь усугубило их знания о российской правоохранительной системе.

«Мы написали заявление о том, что идет массовая невыплата зарплаты, в прокуратуру Северного округа, где его немного подержали и затем перенаправили в Савеловскую прокуратуру. Там дело пролежало месяц, и его отправили в Кунцевскую прокуратуру, где находится спортивный комплекс «Крылатское», а мы получили справку о том, что ни МГО «Динамо», ни МБК «Динамо» к ним не относится. Продержав дело еще месяц, его оправили обратно, так как контракты подписывались на Ленинградском проспекте.

Савеловская прокуратура, еще продержав материал, начала жаловаться, что не может вызвать ни Дроздова, ни Гомельского. Мы сами нашли способ: нам нужно было вызывать Дроздова и Гомельского для проведения экспертизы, и мы пригласили следователя, который сумел, наконец, вручить им повестки. Они явились для дачи объяснений и рассказали, что сами все это время не получают зарплату. Узнав, что вся бухгалтерия находится на территории Кунцевской прокуратуры, Савеловская прокуратура вновь отправило дело туда.

Через два-три месяца все начиналось заново. Наконец, в Кунцевскую прокуратуру пришел бухгалтер, у которого, видимо, проснулась совесть, и объяснил, что основная бухгалтерия находится на Ленинградском проспекте», – рассказывает адвокат игроков Светлана Климова.

История № 6. Дошло до Новосибирска

Дальше были отправлены запросы президенту, депутатам, РФБ и в Министерство спорта

Министерство спорта и РФБ объяснили, что не вмешиваются в дела, связанные с трудовыми соглашениями, а никаких нарушений у «Динамо» нет: в сезоне-11/12 МГО «Динамо» зарегистрировала новое юрлицо – НП «Динамо». И то, что его учредителем является тот же Евгений Гомельский, их не смущает.

Запрос от депутата Жириновского в прокуратуру РФ с просьбой провести проверку на основании жалобы был и вовсе отправлен для разбирательства прокурору Новосибирской области.

Представители игроков подобным ходам уже не удивляются. Список членов попечительского совета «Динамо» слишком представителен, чтобы считать все происходящее неудачным стечением обстоятельств.

История №7. Роль Евгения Гомельского

История с невыплатами зарплат в «Динамо» длится уже давно и связана с именем Владимира Михалевского, в течение многих лет занимавшего пост первого заместителя МГО ВФСО «Динамо» (с апреля 2011-го вице-президент ФК «Алания»). Именно его ставленником являлся бывший гендиректор Геннадий Дроздов и именно от времен их работы остались многочисленные долги (в том числе и иностранцам).

Однако нынешние дела относятся к последним годам, когда генеральным директором и руководителем клуба стал Евгений Гомельский.

Его роль – прежде всего, в силу его репутации в баскетбольном мире – не совсем понятна. Особенно с учетом того, что он отказывается давать любые комментарии по поводу исковых требований. Недобросовестное руководство МГО «Динамо» использовало его авторитет, чтобы в свое время убедить руководство ПБЛ дать возможность клубу доиграть сезон, а затем надавить на игроков и тем самым попробовать избежать судебного преследования. Его сторонники видят в его действиях лишь привязанность к клубу, который он возродил и которому отдал столько времени (сам он утверждал в суде, что не получает зарплату с 2009-го).

Но это не отменяет фактов и самого главного: на амбразуре оказывается именно Гомельский (согласно уголовному кодексу, ответственность несет именно генеральный директор). Его роль не совсем понятна для тех, кому сложно соотнести имя олимпийского чемпиона и заслуженного тренера со всем тем «свинством», которое происходит в МГО «Динамо» и созданных ею баскетбольных учреждениях. Для представителей игроков она вполне очевидна:

«Это же обыкновенная схема мошенничества. Каждый год регистрируются новые юрлица. На эти лица нанимаются сотрудники, которым обещают выплатить зарплату, но не делают это. Уже сменилось три юрлица: они даже их не банкротят. Потому что если пойдет банкротство, то ответственность МГО «Динамо» придется нести. В случае возникших долгов претензии сразу же пойдут в МГО.

Гомельский – очень известная личность в баскетбольном мире. Ребята, полагаясь на его авторитет, ему доверяли. Не надо считать его подставным лицом. Номинальный директор – человек, который глупо ставит свои подписи, не соображая ничего. А Гомельский прекрасно отдает себе отчет в том, что делает.

С точки зрения юриспруденции их специально вводили в заблуждение, так как они юридически неграмотные. Они не знают, что есть сроки обращения в суд. И естественно, в связи с этим их специально просили подождать, а когда они пошли в суд, все сроки были бы пропущены».

Как и для самих игроков:

«Длится процесс уже более двух лет. Надеюсь, дойдет до уголовного дела. Это переходит все границы – моральные, психологические, – говорит Дмитрий Домани.

Как дело обстоит на самом деле, никто не узнает, пока будут молчать сам Гомельский и новое руководство МГО «Динамо». Ну и Сергей Иванов, который знает всех жуликов страны, но удовлетворяется исключительно самим знанием.

У игроков – помимо исковых – к Гомельскому претензии совершенно другого, не судебного порядка:

«То, что происходит в «Динамо» уже два года, с человеческой точки зрения даже не объяснить. Люди говорили, что отдадут долги, приходили в раздевалку и просили: «Ребята, потерпите». И потом в суде под присягой они говорят, что нас не знают, мы не играли за клуб, и платить нам не будут», – объясняет Евгений Воронов.

***

Следующее заседание состоится 20 марта. Несмотря на прозрачность дела и относительно небольшой иск (общая сумма составляет чуть больше 100 миллионов рублей), игроки и их представители ожидают, что коллекция абсурдных доводов будет пополнена.