8 мин.

Итоги первой половины сезона «Формулы-1»: «Феррари», «Макларен», «Ред Булл»

«Феррари»

Ради возможности побороться за чемпионский титул Скудерия не побоялась в прошлом году провести серьезные изменения в техническом штабе и достаточно рано закончить доводку F150 Italia. К сезону-2012 конюшня разработала радикально новый автомобиль, на котором Фернандо Алонсо и Фелипе Масса должны были включиться в спор за победы с «Ред Булл» и «Маклареном».

Прогресс и результаты

F2012 был разработан конструкторским штабом во главе с Пэтом Фраем. После двух последних весьма скромных сезонов акценты при разработке были сделаны на надежность и повышение эффективности аэродинамики. Автомобиль получился «агрессивным», но чрезвычайно неэффективным. В частности, уникальная выхлопная система никак не хотела работать в условиях сухого уик-энда, а само шасси неожиданно «выстреливало» только в дождевых условиях (Малайзия). В результате пилотам приходилось бороться за попадание в финал квалификации и буквально выгрызать очки в борьбе.

Однако в «Феррари» сумели сделать выводы из неудач. На базе в Маранелло работа кипела круглосуточно, а результаты работы конструкторской мысли появлялись буквально на каждой гонке. Вообще, у Скудерии по итогам первой половины был очень высокий, хоть и вынужденный, темп модернизации.

Медленно, но верно автомобиль начал превращаться из «хромающей кобылы» в «элегантную гарцующую лошадь», хотя полностью дефицит скорости на сухих трассах команда устранить не смогла. К примеру, в Венгрии Алонсо уступил поулу почти секунду.

Что в плюсе? Очень надежная машина. Напомним, что за одиннадцать заездов у команды только один сход, да и то потому, что Масса «домучил» днище в Австралии, в местах, где повредить болид профессионалам очень тяжело в принципе.

Ну и, конечно, следует отметить, что после многочисленных изменений днища, антикрыльев и выхлопной системы F2012 стал гораздо ближе к темпу лидеров и помог Алонсо уверенно занять первое место в личном зачете чемпионата.

Пилоты

Вероятно, Алонсо проводит свой лучший сезон в «Феррари» – испанец здорово работает с техникой и на влажной трассе, и на сухой. Его поул в Хоккенхайме стал следствием потрясающего пилотажа, а напористость и нацеленность помогли добиться удивительной победы в Валенсии.

Фелипе Масса на фоне напарника долгое время выглядел очень слабо. Отсутствие стабильности в области задней части F2012 долгое время сковывало бразильца – гонщик просто не доверял технике и не мог выжимать из нее максимум. Лишь после ряда обновлений – выхлопной системы и задней части машины – Фелипе сумел прибавить. Сегодня разговоры о его замене в команде заметно поутихли, однако Массе еще рано расслабляться – чтобы доказать, что он необходим «Феррари», бразилец должен помочь Алонсо во второй части сезона.

Лучшая и худшая гонки

Несмотря на то, что Фернандо Алонсо выиграл три гонки, наибольшее число очков «Феррари» заработала там, где испанец не победил – на этапе в Великобритании: Нандо боролся за первое место, но все же уступил его Марку Уэбберу, а Фелипе Масса, совершив впечатляющий обгон Михаэля Шумахера, добился лучшего для себя в сезоне результата – четвертого места.

Худшая гонка коллектива состоялась в Китае, где лидер команды финишировал 9-м, а его напарник добрался до клетчатого флага 13-м.

«Макларен»

В отличие от прошлого года команда из Уокинга не испытала особых проблем на предсезонных тестах. Долгое время болид находился в середине протоколов тестовых дней, а под занавес, получив «боевой» обвес, заставил говорить о себе, как о потенциальном победителе Гран-при.

Прогресс и результаты

В общем, так и получилось в первых заокеанских гонках – в Австралии команда доминировала, при малазийском дожде выглядела неплохо, а в Китае Баттон и Хэмилтон пропустили только неудержимого Росберга.

После трех гонок машина подверглась плановой модернизации, но новинки неожиданно не сработали – в квалификации на одном быстром круге шины не успевали прогреваться, а уже в ходе боевых заездов износ шин вырос по отношению к целой группе конкурентов. Немного портило картину то, что у пилотов разный стиль пилотажа. Новинки не подошли аккуратному Баттону гораздо больше, чем агрессивному Хэмилтону. С этого момента и вплоть до Германии в результатах британской конюшни пошел заметный спад. Да, Льюис выиграл заезд в Канаде, но это была в общем-то лотерейная гонка, где все решила тактика смены резины «Феррари» и «Ред Булл».

Команда не стояла на месте – инженеры усиленно искали резервы скорости и подходы к капризным шинам 2012 года. Так, на тестах в Муджело были внедрены «хитрые» тормозные воздуховоды, позволяющие быстро вводить шины в рабочий диапазон температур. Но проблемы продолжались – машина очень капризно реагировала на изменения температуры асфальта и воздуха. И только начиная с Германии, когда в «бой» пошла спецификация «Б», результаты стали соответствовать ожиданиям.

На данный момент «Макларен» на подъеме – машина быстра, надежна (только один сход после столкновения) и хорошо взаимодействует с шинами. Также стоит отметить фактическую победу «Макларена» в битве пит-стопов. Немало усилий в этом приложил новый спортивный директор конюшни Сэм Майкл. «Переобувание» за 2,31 секунды стало новым рекордом этих процедур, однако в ходе проработки этого преимущества бригаду механиков преследовали неудачи, стоившие пилотам ценных секунд и позиций.

Пилоты

Несмотря на то, что первая победа в сезоне-2012 пришла к Льюису Хэмилтону лишь в седьмой гонке, этот год можно смело называть одним из лучших в карьере англичанина. В отличие от предыдущих лет он практически не допускает ошибок и выжимает максимум из техники.

Дженсон Баттон, напротив, победил в первом же Гран-при чемпионата, однако затем его результаты пошли на спад. Сам британец объясняет возникшие проблемы неспособностью поладить с покрышками «Пирелли». Дело дошло даже до того, что Дженсон открыто признался, что зашел в тупик и без помощи команды из него не выберется. Судя по гонке в Хоккенхайме, процесс восстановления былых позиций уже начался, однако прогресс Баттона в немалой степени зависит от общекомандного развития.

Лучшая и худшая гонки

Лучшим этапом в году по-прежнему остается австралийский – после триумфа в квалификации «Макларен» добрался до первой и третьей позиций на финише.

Мнения по поводу худшей гонки у нас разделились, поэтому мы выбрали две. Гоночный уик-энд в Сильверстоуне, несмотря на все старания гонщиков, сложился неудачно: Хэмилтон финишировал 8-м, а Баттон после ужасающего 16-го места на стартовой решетке с трудом добрался до 10-й позиции. В Бахрейне же команда хорошо квалифицировалась, но зато провалила непосредственно воскресный заезд, и в результате Льюис добрался к финишу 8-м, а Дженсон клетчатого флага вовсе не увидел.

«Ред Булл»

После побед в чемпионатах 2010 и 2011 годов конюшня из Милтон-Кейнса автоматически была включена в список фаворитов сезона-2012. А как иначе? – В команде не произошло никаких серьезных перемен: Себастьян Феттель – на месте, Эдриан Ньюи, Роб Маршалл и Питер Продрому по-прежнему возглавляют технический штаб «быков», а Дитрих Матешиц продолжает выделять на свое детище необходимые деньги.

На предсезонных тестах технические эксперты одобрительно цокали языком, поглядывая на то, как RB8 лихо преодолевает повороты и стабильно ведет себя на торможениях и разгонах, однако уже на последних испытаниях у многих возникли сомнения в силе «Ред Булл» – обновленная версия машины показалась не слишком впечатляющей, «сыроватой».

Прогресс и результаты

Казалось бы, для того, чтобы лишить непобедимый коллектив преимущества, следовало бы ввести запрет на Эдриана Ньюи, но в этом году для возобновления борьбы за первые места в «Формуле-1» хватило и запрета на выдувные диффузоры.

Как результат – в первых квалификациях прошлогодние победители смотрелись не лучшим образом: обновленная версия RB8 неэффективно работала с покрышками на одном быстром круге. Эта проблема немедленно сказалась на результатах – лишившись возможности проводить гоночные уик-энда в стиле «поул – два быстрых круга до активации DRS – мы выиграли», пилоты «быков» завязли в пелотоне и на какое-то время перестали доминировать. Однако уже в Бахрейн команда привезла модернизированный болид, который позволил действующему чемпиону мира победить.

А потом началась череда скандалов, в центре которых оказался именно болид «Ред Булл»: в Монако появились спорные отверстия в днище, затем выяснилось, что тормозные диски болида также вызывают много вопросов, а в Германии вскрылось, команда подкручивает обороты двигателя в среднем диапазоне оборотов.

Несмотря на то, что конюшня раз за разом попадает в спорные истории, ФИА не спешит с применением штрафных санкций – технари из Милтон-Кейнса продемонстрировали, что прекрасно разбираются в правилах: решения инженеров не нарушают букву закона, а являются следствием нестандартных трактовок регламента. Как и подобает команде, стремящейся выполнить непростую задачу по защите титулов, «Ред Булл» действует на грани, но еще не переходит ее.

Что будет дальше? Не обремененная финансовыми проблемами команда по-прежнему может выстрелить. У нее есть три дня тестов на прямой или двенадцать часов продувки полноразмерной модели, есть все необходимые инструменты разработчиков: аэродинамическая труба, симулятор, Эдриан Ньюи и центр CFD. Кроме того, болид этого года получился очень надежным – всего лишь один «технический» сход, да и тот по причине генератора двигателя «Рено».

Пилоты

Хоть Марк Уэббер и проиграл в прошлом году Себастьяну Феттелю, в сезоне-2012 австралийский гонщик вновь встрепенулся: 36-летний пилот сумел быстрее приспособиться не только к RB8, но и новым покрышкам «Пирелли». В гоночных условиях двукратный чемпион мира, впрочем, смотрелся ничуть не хуже напарника, и лишь недоразумения в виде Нараина Картикеяна или поломки генератора на машине помешали ему заработать очки во всех Гран-при сезона.

Главной загадкой для паддока остаются переменные результаты обоих пилотов конюшни. Например, в Монако гораздо сильнее смотрелся Марк, но уже на следующих двух этапах в Монреале и Валенсии преимущество было на стороне Себастьяна. В Великобритании снова главенствовал Уэббер, но в Германии он оказался в тени Феттеля.

Возможно, в этом году в невероятно плотной борьбе в пелотоне роль играют даже такие мелочи, как личные предпочтения и выступления на подходящих стилю пилотажа трассах – Уэббер всегда отлично смотрелся в Монте-Карло, а Феттель, например, на «Сузуке».

Лучшая и худшая гонки

Лучшая гонка – Гран-при Великобритании, где пилоты конюшни финишировали на первом и третьем местах. Худший заезд состоялся в Испании, где Феттель приехал к финишу шестым, а Уэббер – только одиннадцатым.

Фото: Fotobank/Getty Images/Drew Gibson/Mark Thompson