7 мин.

ОккупасДонбасс

Переезд из захваченного болельщиками сборных Голландии и почему-то России (заряды «Рос-си-я» во время трансляции матча Голландия – Дания наверняка свели с ума не одного болельщика) Харькова в Донецк вылилось в настоящее дорожное приключение. Оказалось, что в промежутке с семи вечера до восьми утра полуторамиллионный город и город-миллионник соединяет лишь один автобусный маршрут.

Комфортабельный автобус преодолевает жалкие 315 километров между городами всего за какие-то пять с половиной часов.

Билет – двенадцать долларов. Впечатления – бесценны.

Во время этой поездки было все. Обгон фур с выездом на встречную на двухколейке (она и соединяет украинские мегаполисы). Классические пассажиры на заднем сидении, которые сперва организовали занимательный полуторачасовой диспут по теме «Ты мне сказал перед ментами «молчи», ты меня опустил, понимаешь?», а затем каждые полчаса требовали водителя остановиться для дозаправки (В итоге один, к счастью, заснул, а другой в середине путешествия все-таки настоял на том, чтобы прогуляться до Донецка пешком). Санитарная стоянка в эпицентре ночной дискотеки в местечке с претенциозным названием Изюм (Уборные, само собой, не работали. У двери автобуса, конечно же, завязалась драка с битьем стекла. В подъехавшее такси двое с невозмутимым видом грузили обмякшее тело невесты. В общем, если Роберт Родригес задумает снимать вторую часть «От заката до рассвета», выбор места съемок очевиден).

Отоспавшись после ночного переезда, помечтал о том, что в России-2018 между городами-хозяевами турнира будут курсировать ежечасные недорогие «мягкие» автобусы с вай-фаем и удобствами на борту. Но судя по украинскому опыту, это, конечно же, будут сверхскоростные поезда Hyundai, инкрустированные бриллиантами, и Boeing’и с персональными мини-барами и «плазмами», о которых все будут знать, но которые никто так и не сможет увидеть.

* * *

При знакомстве с Донецком невольно приходилось сравнивать его с Харьковом. Сам Донецк, как ни странно, краше, зеленее, более цельный архитектурно и логичный географически. Люди же заметно проигрывают харьковчанам с их невообразимой гостеприимностью, готовностью помочь и питерской интеллигентностью. Донецкая «Донбасс-Арена» на два порядка лучше харьковского «Металлиста», но вчистую проигрывает последнему по организации работы Ticket Collection Point.

Вот так выглядела точка получения билетов в Харькове в два часа дня пополудни (время забора билетов – 5 минут):

Такие толпы, неразбериха и очереди из ниоткуда в никуда наблюдались в Донецке с полудня до, по крайней мере, четырех часов дня (для получения билета пришлось отстоять на жаре 90 минут):

* * *

Следующие два часа прошли в бесплодных попытках поймать в объектив каких-нибудь крутых англичан или французов.

Время шло, а попытки становились все бесплоднее…

…и бесплоднее.

На самом деле, все просто: от Ростова до Донецка – всего 200 километров

Каких-то скучных французов удалось отыскать лишь в дальнем уголке роскошного парка «Донбасс-Арены»:

Перед матчем, правда, стали появляться более любопытные и менее русскоговорящие персонажи:

* * *

Донецкая фан-зона расположена в живописном парке в трех с лишним километрах от нового стадиона «Шахтера» и у самых стен старого. Казалось бы, идеальное место для отдыха фанатов, которые не сумели приобрести билетов. Горькая правда состояла в том, что билеты приобрели все желающие, причем желающих было заметно меньше, чем мест на «Донбасс-Арене». Невообразимо, но на протяжении всего топ-матча Франция-Англия она зияла заметными пустотами.

Но фан-зона стоила того, чтобы в ней побывать. И окунуться в королевство Soviet-трэша и абсурда. Обратите внимание на саундтрек и молодых людей, которые зачем-то огораживают то место, которое предназначено для фанатов:

В двух шагах от импровизированной площади тоже необычайно весело. До матча Франция – Англия остается полтора часа:

На выходе из фан-зоны посчастливилось увидеть целый трэш-парад:

Похоже, костюмеры и сценаристы черпали вдохновение в книгах Пелевина:

Ну или в чем-то другом:

* * *

Сам матч вышел весьма посредственным. Невысокие скорости, вязкая оборона англичан, неэффективное доминирование индивидуалистов-французов, каждый из которых (включая защитников) выглядел при этом в три-четыре раза техничнее любого из англичан.

Из увиденного вживую запомнились три вещи. Во-первых, блестящая игра на правом фланге обороны французов «нового Тюрама» – Дебюши. К скорости и умению подключаться в атаку прилагается еще и роскошный удар. Будет удивительно, если летом его не подпишет какой-нибудь топ-клуб.

Второе сильнейшее впечатление – это дальние удары Кабая. Полузащитник «Ньюкасла» посылает мячи в створ, без обработки укрощая любой мяч вне зависимости от высоты полета или траектории. Просто идеальная координация.

Наконец, сборная Англии все девяносто минут демонстрировала потрясающую тактическую выучку и компактность. Как ни старались французы, сборная «трех львов» ни на минуту не сломала три линии на поле – 4-4-2. «Четверки» прижимались друг к другу, «двойка» иногда превращалась в 1+1, но Англия держала строй, терпела и натерпела себе ничью с фаворитом группы. Впрочем, это мало удивительно, если вспомнить о том, что Рой Ходжсон с успехом руководил как раз клубами-аутсайдерами и мучил своих клубных подопечных нудными тактическими тренировками. Возможно, это именно то, что нужно нынешней Англии без Бэрри, Лэмпарда и Руни.

Ну и без вот этого в городах Восточной Украины, видимо, уже будет не обойтись. 91-я минута и где-то десятый заряд за матч. Предыдущие заглушали и англичан, и французов, и голос соседа по трибуне:

Кого-то это невообразимо раздражает. Кто-то ловит от этого патриотический кайф. Но уже совершенно понятно одно: «Рос-си-я – Рос-си-я!» – это такая же визитная карточка любого из украинских матчей «Евро двадцать-двенадцать» (именно так турнир называют на Украине), как и африканские вувузелы в ЮАР два года назад.