4 мин.

Светофор и зебра

Прошло уже пять лет с тех пор, как в уфимском хоккее случилась революция. Настало время новой? Хочется в это верить…

Да, летом 2007-го на башкирской земле была проведена зубодробительная селекция, которая принесла первый в истории чемпионский кубок. В первом сезоне КХЛ, с новым лидером Александром Радуловым «Салават Юлаев» проиграл с большим выхлопом омскому «Авангарду» в первом же раунде и закончил для себя сезон необычайно рано – пятого марта. Меньше суток руководству уфимцев понадобилось, чтобы отправить в отставку Сергея Михалева. Следом был весьма неоднозначный сезон при Быкове и Захаркине, а затем новое чемпионство с ними же. И вот новый выхлоп, правда, не с такой силой как три года назад. Вопросов после поражения «Ак Барсу», который действительно был сильнее на льду, немало. Другое дело, что есть куда более масштабные «да или нет»: уйдет ли Сафин? Останется ли Радулов? Будет ли обновляться команда более чем на пятьдесят процентов? Что будет с вратарским вопросом? Возьмет ли команда так напрашивающийся курс на омоложение?

Понятно, что выиграть второй год подряд Кубок Гагарина уфимцам при нынешней конкуренции было бы неимоверно сложно. Но вот достойно выступить в регулярке и сыграть в первом раунде плей-офф с «Амуром» или «Барысом» было более чем осуществимо.

Провал в Уфе начался сразу же после смены руководства, тренерского штаба и не всегда понятных селекционных решений еще прошлой весной. Прибавим к этому необъяснимые задержки по премиальным за прошлый сезон, разногласия между лидером команды Александром Радуловым и главным тренером Сергеем Михалевым. Обе эти истории вышли на первый план на старте чемпионата, что не могло не сказаться на игре команды в целом, на обстановке в коллективе. Упущенных на старте очков и не хватило в концовке регулярки, когда выигрывать дивизион у омичей надо было кровь из носу.

Еще один стратегический вопрос, на который совсем скоро в Уфе получат ответ – это молодежь. Президент республики Рустэм Хамитов в своем блоге по весне красочно описывал будущее уфимского хоккея с пятеркой местных талантливых воспитанников. Такого мы, конечно, не увидели, но некоторые молодые хоккеисты начали или продолжили проявлять себя весьма неплохо.

Особняком стоит вратарская тема. Эрик Эрсберг провел очень нестабильный, очень трудный для себя сезон. Виталий Колесник вообще выпал из поля зрения и на роль основного вратаря не претендовал по своей игре сразу же. Ставка на Никиту Давыдова себя оправдала, но для решающих матчей в первый же свой сезон в КХЛ он оказался не готов и это неудивительно. Многие ставят в упрек Венеру Сафину то, что он так и не попробовал на взрослом уровне Андрея Василевского. На мой взгляд, шанс ему, конечно, дать можно было, но стать с ходу основным он бы не смог. Да, против молодых остервенелых канадцев он крут, но в печку КХЛ Василевский-младший должен попасть в следующем сезоне. Сейчас был дан шанс более старшему Дадвыдову, а вот выход Андрея пока что должен случиться на уровне МХЛ – пожалуйста, проявляй себя. Тот же Сергей Бобровский практически в одиночку вытащил «Кузнецких медведей» в финал первого розыгрыша Кубка Харламова. Но для для КХЛ мы его потеряли. Уфимскому менеджменту нужно проявить смекалку и изобретательность, чтобы не потерять Василевского. Если ему не дать шанса уже в предстоящем сезоне, то это может стать очередной стратегической ошибкой…

Тренерский вопрос – оставлять Венера Сафина или нет? То, что молодому специалисту дали шанс – это прекрасно. Он его не реализовал в первый неполноценный сезон – не так страшно. Главные претензии к Сафину можно предъявить в сочетании звеньев, выходивших в решающих матчах на лед. Недорабатывала команда и в обороне, хотя в самом начале индивидуальной работы специалиста в Уфе, особых проблем в этом компоненте не наблюдалось. В концовке регулярного чемпионата появилось ощущение, что Венер Расихович упускает нити игры команды, и многие его пресс-конференции неприкрыто говорили об этом. Не было у Сафина и необходимого воздействия на команду таких звезд. Впрочем, его долгое время не было даже у Вячеслава Быкова. В любом случае, непозволительно, чтобы после любого поражения команда практически в полном составе уходила в душ от журналистов, а на вопросы отвечала одна молодежь. После вчерашнего проигрыша Виктор Козлов и Александр Радулов, конечно, ответили на все вопросы, но в течение сезона многочисленные отказы позволяли себе и они. Но это уже совсем другая история…

Александр Радулов? Мой прогноз – в Уфе он не останется уже точно. Сейчас в «Салавате Юлаеве» будут строить новую команду вокруг новых людей, а Радулов отправится либо в «Нэшвилл», либо в (Ц)СКА. У этого хоккеиста начинается новый виток в карьере, и задачи он будет решать теперь совсем другие. Сохранить Кубок Гагарина у него в Уфе не получилось и уже вряд ли получится. Единственное, что сможет удержать Раду в столице Башкортостана – огромные деньги. Давайте будем честны.

Новая история «Салавата Юлаева» похожа на пешеходную зебру – за одним или двумя неважными, а то и провальными сезонами, идет белая полоса, чемпионская. Этот клуб сейчас высоко котируется в топе КХЛ, мнение его руководителей и генерального менеджера уважают, уфимский хоккей пережил переломный момент и теперь является самостоятельным, довольно крепко стоящим на ногах механизмом с приличной армией болельщиков. Он может задавать моду, например, на активное привлечение молодежи в основной состав, проводить эксперименты с самоокупаемостью, отказаться от массовых переходов и больших трат, которые ставили команде в упрек еще пять лет назад. Он может быть не дорожной зеброй, а настоящим светофором КХЛ, управлять хоккейным движением, показывать зеленый и красный свет, прививать культуру хоккейного вождения. Однако прямо сейчас в Уфе всего лишь конец белой полосы, за которой настала черная. Не упустить бы момент стать светофором…